"Весь этот
джаз" - новый долгосрочный совместный проект
фирмы грамзаписи RDM и
компьтерной компании "Ай-Ти"
при поддержке журнала "Салон AV"!
Джаз, можно сказать, входит в моду. Разумеется,
не совсем тот и не так, как хотелось бы
музыкантам-ветеранам и слушателям со стажем. Но,
все-таки, начинают складываться естественные для
мэйнстрима формы существования - не в сборных
эстрадных концертах и не на филармонических
вечерах, а в клубах (в Москве, например, на
регулярной основе действуют два: Джаз-арт клуб на Беговой и
"Земля птиц" на улице Щипок; более или менее
регулярно принимают джазменов демократичный
М-бар и дорогой "Мираж". Нормой стали
совместные проекты с зарубежными музыкантами - Николая Панова, братьев
Ивановых, Александра Ростоцкого, Аркадия
Шилклопера. Наконец, постепенно возвращаются
наши из-за рубежа хоть и в другую страну, но,
все-таки, домой - Игорь Бутман, Анатолий
Герасимов, братья Ивановы. Оживляется провинция:
Екатеринбург, Новосибирск, Оренбург проводят
фестивали, организуют собственное производство
компакт-дисков.
Но так было далеко не всегда.
Напомню: империя распалась в 1991
году; самораспустилось (это, если пользоваться
дипломатической терминологией, а если нет - то
погрязло в скандальных судебных разборках)
тогдашнее "правительство звука" -
всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия".
Но, как говорится, нет худа без добра.
Теперь, с определенной временной
перспективы, видно, что если бы "Мелодия"
продолжала функционировать, страна так и была бы
завалена трескучим винилом с Апрелевского
завода...
1992 год - период смуты: в России не
вышло, кажется, ни одного джазового
компакт-диска.
В 1993 году пришло время собирать
камни: джазом занялись одновременно сразу
несколько новоиспеченных компаний. Большинство
из них оказалось бабочками-однодневками,
сгоревшими "из тени в свет перелетая". А из
тех, что выжили, четкое представление о том, что
надо делать в области джаза было только у двух: RDM и SoLyd Records. (Возникшая
тогда же Sonore Records. переиздавшая чуть ли не все
записи трио "Ганелин-Тарасов-Чекасин"
советского периода, формально действовала на
зарубежной территории - в Литве). Позднее к ним
присоединилось агентство "Длинные
руки", основанное по инициативе Сергея
Курехина и ряд других компаний.
Но первой, все-таки, и в
историческом и в профессиональном плане, была и
остается фирма грамзаписи RDM,
сразу же выбравшая правильного человека -
Михаила Альперина - артиста и консультанта, чтобы
не сказать - "продюсера" (по-английски A&R
Man). Трио "Альперин-Шилклопер-Старостин" со
своим восточноевропейским
(русско-еврейско-молдавским) колоритом в начале
90-х было в отличной форме: в 1990 году это трио
первым из советских коллективов записало альбом
для крупной и престижной западной компании -
западногерманской ЕСМ.
Казалось, музыкантов ждет такое же светлое
будущее, как и всю фирму Манфреда Айхера. Второй
альбом уже был заявлен в "новых релизах" ЕСМ, но ...был отвергнут
Айхером. Вот в этот момент на Михаил Альперина
выходит российская компания с названием - надо
же, такое совпадение - тоже представляющим собой
аббревиатуру из трех букв - RDM.
Первый джазовый блин RDM вышел - вопреки
поговорке - отнюдь не комом: "Молитва" трио
"Альперин-Шилклопер-Старостин", на мой
взгляд, ничем не уступает продукции ЕСМ и вполне законно входит
в число классических позиций отечественного
джаза. Достаточно ровными были и концертные
записи дуэта Шилклопер-Альперин из Гренобля и
сольный диск пианиста "Голубые фиорды".
Михаил Альперин являлся продюсером
единственного в России диска "Восточная
легенда" уникального гитариста Энвера
Измайлова. Могу засвидетельствовать лично и
подтвердить документально двумя пластинками
ансамбля "Сато" (еще советской
"Мелодии"), что ту технику игры на гитаре
двумя руками (как на цитре), что запатентовал
сначала Стэнли Джордан, а потом Ван Хейлен, на
самом деле раньше их обоих открыл крымский
татарин Энвер. Сейчас Энвер активно концертирует
и записывается в Западной Европе, в Россию
наведывается раз в пять лет, так что фирма RDM
поступает разумно и дальновидно, переиздавая
"Восточную легенду" и планируя выход
следующего альбома музыканта.
Далее последовал трехлетний
перерыв, но зато компакт-диск "Vocal band" стал
первым в России джазовым альбомом, включавшим,
кроме аудиотреков и еще и CD-ROM-инорфмацию. Диск
был выпущен специально к юбилейному 30-му Монтре
Джаз Фестивалю, где "Vocal band" принимал (и
достаточно успешно) участие. Впрочем, у меня
лично к этому альбому есть ряд претензий. Нет, не
к музыке и не к исполнению: в пении а капелла все
на месте, аранжировки - грамотны, звукорежиссура -
профессиональна. Но, увы, английское
произношение вокалистов - ниже критики (то, что
искупается непосредственностью в концертной
подаче, в студийных условиях начинает резать
слух). Не совсем удачны и переводы русских
названий - на английский. Если бы "Подмосковные
вечера" были названы так, как называются на
Западе 40 лет "Midnight in Moscow", а не "Moscow Suburb
Nights" покупателей заграницей, я думаю, было бы
гораздо больше...
Но следующая работа RDM - альбом "Hornology"
Аркадия Шилклопера (из трио
"Альперин-Шилклопер-Старостин) - удалась на
славу. Это, кажется, первый сольный проект
джазового валторниста в Европе вообще и, уж
точно, первый отечественный джазовый альбом,
сделанный по полному продюсерскому циклу - от
рождения идеи, концепции до звукорежиссуры,
дизайна и промошна (автор идеи и продюсер - Андрей
Феофанов, звукорежиссер & промоушн - Кирилл
Зиновьев). Здесь все работает на концепцию. И
музыка, - по стилистике, скорее, ambient, и тип
звукорежиссуры, и идея придать проекту
"духовное" измерение: на вкладыше
содержится информация о том, что запись сделана в
Воскресенском монастыре в подмосковном Новом
Иерусалиме, фотографии на вкладыше дают
представление об окружающей среде и, можно
сказать, создают у слушателю соответствующее
настроение еще до того, как он включает свой
CD-проигрыватель.
В прошлом году увидел свет диск
московского ансамбля "Modus"
- "Reflections in Time" ("Отражения во
времени"). Под названием "Modus" на самом
деле выступает теперь коллектив, который уже
добился определенной известности как
"Сиреневый оркестр"("Lilac Orchestra"). Один из
трех лучших коллективов столичного
электрического джаза младшего поколения (два
других - "Трансатлантик" Сергея Чепенко и
CD-Acid вундеркинда Антона Севидова) после смены
состава продолжает полностью опираться на
композиторское дарование клавишника Владимира
Иванова. Быть может, юношеский задор (в
буквальном смысле, как положительная черта) по
сравнению с предыдущими работами здесь не
брызжет через край, зато в целом звучание стало
как-то прозрачнее и -как ни странно современнее.
Это уже не фанк-фьюжн 70-х,а почти что acid-jazz 90-х.
В одной связке с импровизационным
джазом разной ориентации, наверное, стоит
упомянуть и инструментальную музыку, которую
теперь снова называют "прогрессивным роком"
и которая ближе всего Recommended Records легендарного
британского барабанщика Криса Катлера:
"Альбом трав" группы "Сезон Дождей" и
"Вакавилия" - "Оркестра Алеаторики". В
1996 году фирма RDM
выпускает единственный в своем роде проект
"Оркестра Алеаторики " - "Тишина".
Прекрасно оформленный компакт-диск -
постмодернистский вариант концептуального
авангарда Джона Кейджа - 4'33". У Кейджа 4 минуты 33
секнуды были разбиты на три части с
соответствующими - чисто музыкальными
0-названиями. "Оркестр Алеаторики"
сопровождает компакт-диск, на котором ничего не
записано всеми интертекстуальными
"наворотами": части носят литературные
названия (в т.ч. из монолога Гамлета
-"дальнейшее- молчание"), под штрих-код стоят
одни нули, стикер гласит, что "цена одного
экземпляра эквивалентна международной
стоимости одного грамма золота", а сам диск
"сделан во вселенной". Джон Кейдж, напомню,
после 4'33" "сочинил" также композицию
0'00". Интересно, как бы ответил на это
"Оркестр алеаторики"?
И вот, наконец, с 1998 года фирма RDM совместно с компанией
"Ай-Ти" приступает к
реализации проекта "Весь этот джаз". "Весь
этот джаз" - это не только собственно издание
тех или иных джазовых альбомов - в первую очередь,
данный проект имеет своей целью формирование
полноценного рынка отечественной джазовой и
инструментальной музыки. Последнее
подразумевает создание специфичной
"джазовой" среды, т. е. объединение вокруг
проекта всех заинтересованных музыкантов,
продюсеров, журналистов и, конечно же,
слушателей. Предполагается проведение
регулярных концертов и фестивалей, организация
целенаправленных промоушн и рекламных кампаний
в различных СМИ, создание системы дистрибуции и
отдельный специализированных торговых точек
(кстати, певой ласточкой, в этом отношении, можно
назвать магазин "Эйдос", Чистый переулок, д.
6, где представлена "редкая" отечественная и
западная музыка). Именно поэтому к следующему
номеру нашего журнала будет прилагаться
компакт-диск, который продемонстрирует весь
спектр концепции "Весь этот джаз" - от
мэйнстрима и авангарда до world music и нью-эйджа.
На
сегодняшний день в серии "Весь этот джаз"
уже вышли два из четырех планируемых дисков
архивных записей "Арсенала"
Алексея Козлова. Хотя в "Посвящении
Махавишну" все так же чего-то не хватает, как на
фестивальной хронике фирмы "Мелодия", а
рижские записи, действительно, делались при
крайнем дефиците времени, все же, пусть
сегодняшняя молодежь знает, что мы и за
"железным занавесом" были не лыком шиты. И на
бас-гитарах у нас играли до "Машины времени"
и "Аквариума". Все это можно будет увидеть и
услышать 22 апреля в
Государственном Театре Эстрады - в этот день
здесь пройдет уникальный, и быть может последний
в ХХ веке, концерт легендарного "Арсенала"
во главе с Алексеем Козловым. Программа концерта
будет выстроена как ретроспектива творчества
"Арсенала" - перед зрителями выступят
знаменитые ныне музыканты прошедшие музыкальную
школу группы.
А что касается переизданий мы, между
прочим, еще очень отстаем, например, от Польши,
где в цифровом виде можно уже найти чуть ли не
все, что представляет, по меньшей мере,
исторический интерес. У нас же, за исключением
двух-трех одноразовых проектов, систематически
за это не брался никто. А, между тем, записи с
московских, сибирских и таллиннских фестивалей
60-х годов почти не потеряли эстетической
ценности. При грамотной политике в области
"промоушн" и дистрибуции эти переиздания
вполне окупились бы. Впрочем, как раз RDM нельзя обвинить в
недооценке "массированного" PR - к сожалению,
партнеры компании попадаются не всегда, скажем
так, надежные (например, в одном и том же номере
"Joker-клуба" были помещены сразу две
публикации о выступлениях московской
ритм-н-блюзовой группы "Magic Pump" на
джаз-фестивале в Монтре в 1997 году; при этом в
обеих, казалось бы, одни те же факты излагались
совершенно по-разному). Впрочем, сам факт того,
что фирма находит немалые средства на отправку
своей команды на престижный международный
фестиваль (о чем я уже, кстати, писал в Салоне AV)
свидетельствует о том, что RDM
не собирается почивать на лаврах.
Суммируя всс вышесказанное можно
сказать, что идея проекта "Весь этот джазз" -
очень перспективная и продуктивная: джазмены
живут не в безвоздушном пространстве: даже
классическая компания нью-эйджа с начала 90-х
завела лэйбл Whindham Hill Jazz и, похоже, заработала на
импровизации не меньше, чем на
трансцендентальной медитации. Да и кто мог
подумать еще лет десять назад, что в
техно-дитскотеках будут играть Дэйва Брубека,
Луи Армстронга и вообще, весь этот старый добрый
джаз. И не только в Детройте и Берлине. Теперь и в
Москве - тоже.
© Дмитрий Ухов
текст публикуется с разрешения компании RDM |