Королев-Миронов-Сайфуллин-Кирпичев
"Музыка старого города" (ООО "СТНК") В предперестроечные годы, когда
власти топорно пытались вытеснить рок (со
словами) - инструментальным джазом, джазовую
иницитиву на местах они слегка поощряли. Именно
тогда воспрянули духом музыканты провинциальных
симофнических оркестров, однако дикий
капитализм напугал. Пересидев смутные времена в
столичных ресторанах, как Виктор Королев, они
теперь вновь поднимают голову. И правильно
делают. Тот же Виктор Королев считался бы нашим
джазовым скрипачом номер один, если бы
останавливался в Москве с концертами, а не
транзитом по пути в Париж или какой-нибудь
арабский эмират. Королев - блестящий виртуоз и
нетривиально мыслящий импровизатор.
Академическая выучка ставит его в один ряд с
покойным Стефаном Грапелли и молодым да ранним
Найджелом Кеннеди. Все остальные музыканты -
опытые джазмены, играющие все - от авангарда, как
Асхат Сайфуллин, до диксиленда, как ударник
Владимир Кирпичев, и электрического фьюжн, как
пианист Евгений Миронов. Общим знаменателем для
них служит, естественно, мэйнстрим. "Я люблю то,
что меня трогает, а не то, что поражает" -
заметил один композитор галантного века. Если вы
подписываетесь под этими словами, то "Музыка
старого города" подойдет и вам, тем более, что
играет томский квартет в основном вечнозеленую
классику джаза.
Аркадий
Шилклопер / Акустик-квартет "Заговор
медных" (Ermatell Records)
Не судите о книге по обложке,
- гласит английская мудрость. А компакт-диск - еще
и по названию. Если бы претен циозно, увы,
названный проект "Заговор медных" попал на
рецнензию к обозревателю классической музыки, он
не отринул бы его с порога, как наверняка
поступил бы с "Музыкой старого города"
(см.выше). В обоих квартетах играют музыканты,
имеющие солидную академическую и практику, но
"Заговор медных" начинается там, где
кончается джазовый мэйнстрим: Аркадий Шилклопер
и его коллеги по ансамблю саксофонист-кларнетист
Игорь Паращук, блестящий трубач Сергей Пронь и
барбанщик-энтузиаст Сергей Беличенко
импровизируют так, как будто бы музыка написана
европейскими композиторами 20-х годов,
увлекашвимися джазом - Стравинским, Равелем,
Мийо. Причем и весь проект - композиторская
работа в том смысле что весь цикл выстроен по
форме рондо: масштабные концептуальные вещи
перемежаются краткими коллективными
импровизациями. Так что любители европейского
направления в джазе - композицонного,
академичного - это музыка для вас. Если бы нашлось
место для контрабаса (или, точнее, контрабасиста)
с упругим джазовым свингом, то результат можно
было бы назвать идеальным во всех отношениях. А
так - просто "пять с плюсом".
Orchestre
national de jazz "Merci, merci, merci" (Verve/Polygram)
Вопреки названию, отнюдь не
сборная Франции по джазу, но коллектив
современного джаза, постоянно действующий под
руководством клавишника и композитора, автора и
аранжировщика почти всех тем этого альбома -
Лорана Кюньи (Laurent Cugny). Это не классический
биг-бэнд с фиксированными группами саксофонов,
медных и ритм-секции, но комбо. в котором игра
тутти в целом носит подчиненное значение:
главное импровизации солистов, очень, кстати,
хороших. Согласно названию первой композиции
среди них, действительно, есть "итальянские
друзья" - саксофонист Стефано ди Батиста,
трубач Флавио Бальтро. Название компакт-диска,
записанного, кстати, live - явная аллюзия к
соул-джазовому эвергрину 60- х - Mercy, Mercy, Mercy Джо
Завинула, хотя музыка ближе
"электрическому" Майлзу Дэйвису первого
периода; на диске есть даже его композиция Felon Brun
с альбома Filles de Kilimanjaro.
Material "Seven
souls" (Triloka)
Material - это проект
бас-гитариста (из кругов нью-йоркского фри-фанка)
и продюсера Билла Ласуэлла, специалиста по new world
music, преимущественно Африканского континента.
Ласуэлл смелее, чем Питер Гэбриэл соединяет,
казалось бы, несоединимое - например, китайцев с
марокканцами, или джазовую импровизацию с
индийской медитацией. Компакт-диск "Seven Souls" -
в сущности, мелодекламация культового
литератора Уильяма Берроуза (по его одноименному
роману снят популярный фильм "Голый
завтрак"), как никто другой повлиявшего на два
или даже три поколения рок-интеллектуалов
(достаточно сказать, что названия групп Steely Dan и
Soft Machine взяты из его романов). Вышедший в 1989 году
диск "Семь душ" (столько, как уверяет
Берроуз, по древнеегипетской мифологии дано
человеку) сразу стал легендарным, но особенного
ажиотажа в поп- и рок -кругах не вызвал. Зато
теперь переиздание "Семи душ", как
говорится, обречено на успех - и не только в связи
со смертью Беррозуза, а еще и потому, что к семи
оригинальным номерам добавлены ремиксы трех
вещей, сделанные такими мастерами своего дела,
как нью-йоркский ди-джей Терре Тэмлитс( Terre Tamlitz).
Тэмлитс сделал из номера Soul Killer то ли мугам, то ли
шаракан, и в результате весь диск стал еще больше
напоминать классическую работу Дэйвида Бирна -
Брайана Ино My Life In the Bush of Ghosts.
© Дмитрий Ухов |