DAVID MURRAY QUARTET "Long Goodbye. A Tribute To Don
Pullen" (DIW, 1997) Один из
лучших темнокожих саксофонистов поколения
40-летних, Дэвид Мюррей поддался общей моде на
выпуск "трибьютов", посвятив эту работу
памяти пианиста и композитора Дона Пуллена,
скончавшегося весной прошлого года. К
творческому портрету Мюррея альбом этот ничего
особенно нового не прибавляет, но иметь его в
коллекции полезно - уж очень Мюррей хороший
саксофонист, да и сайдмены в этой работе неплохи.
Да и попытка приблизится к тому, как Пуллен
пытался (и успешно) балансировать на грани
контролируемого звукового хаоса, впечатляет. Что
же до звука, то это очень характерная работа: в
Нью-Йорке есть студии, акустику которых узнаешь
сразу, ни разу в них не бывая. Такова Power Station;
такова и Avatar, на которой сделал эту запись Джим
Андерсон (он, кстати, регулярно пишет в обеих этих
студиях, так что узнаваемость эта - в
значительной степени его работа). Из рецензии в
рецензию характеризовать работу Андерсона даже
скучно. Акустика, плотность, теплота,
сумрачность, аналог...
ERIC REED "Pure
Imagination" (Impulse!, 1998)
Пианист Эрик Рид принадлежит
к относительно молодому поколению - он
дебютировал как солист в начале 90-х. Это не первая
его сольная работа, но однозначно лучшая - в
весьма сложном и требовательном к мастерству
солиста формате фортепианного трио он записал
альбом отнюдь не однообразный, изобретательный
(но и без трюкачества) и, как это ни банально
звучит, очень добрый. Тут вам и немного почти
академического сольного музицирования, и
плотная фактурная работа трио, и мастерские соло.
Приятно. Звук (Билл Шнее и Кодзи Эгава на Schnee Studio,
Голливуд) тоже радует: фортепиано и мясистое, и
аккуратное одновременно, слушаешь не отраженный
звук и не лязг струн, а именно фортепианный тон.
Барабаны не рыхлые и не гулкие, а весьма
конкретные и яркие. То же и бас. Приятно. Если бы
только не очень заметные на слух (особенно в
наушниках) перепады соотношения сигнал/эффект в
обработке! То ли компьютерный пульт так грубо
работает, то ли монтировали запись уже на жестком
диске из кусков разных дублей (во вторую версию
верится охотнее, но никто, конечно, не
признается).
ROBBEN
FORD & THE BLUE LINE "The Authorized Bootleg" (Blue Thumb, 1998)
Самый разнообразный
гитарист в мире Роббен Форд (Джимми Уэзерспун,
Джони Митчелл, Джордж Харрисон, Майлс Дэвис,
Yellowjackets, Садао Ватанабэ - ничего послужной
списочек?!) издал свой концерт с собственным
блюзовым проектом, записанный в оклендском клубе
Yoshi's в декабре 95-го. Запись была опубликована
благодаря устроившей ее радиостанции KFOG, и сам
Форд считает, что ему есть чем гордиться - это
единственная запись, где он играет в акустике.
Лучше б он играл в электричестве, право слово. У
фьюжновых Yellowjackets его гитара звучала по крайней
мере адекватно материалу. Но блюз есть блюз, его
нельзя играть ни прохладно, ни с мечтательной
улыбкой. Что же до звука, то он холоден,
акустическая гитара (точнее, solid body acoustic) звучит
пискляво - одним pickup'ом, без обертонов, а
малоокрашенный и не слишком гибкий для блюза
голос Форда можно было бы попытаться вытянуть,
но...
KNUT REIERSRUD
"Soul of a Man" (Kirkelig Kulturferksted, 1998)
А вот это Блюз Как Он Есть,
хотя автор проекта - норвежец, а играют датчане.
Один из лучших блюзменов Северной Европы, Кнут
Райерсруд после экспериментов с Африкой начала
90-х записал один из интереснейших в европейском
блюзе концептуальных альбомов. Запись делалась в
Осло в трех разных студиях (ее продюсировал сам
музыкант), а сводилась в датском городе Рандерс. В
этой работе удалось совместить почти
хип-хоповые, тяжелые барабаны с компьютерно
раздутой "бочкой" (похоже на работы Ленни
Уайта), инфранизкий бас, многослойные
психоделические гитарные аранжировки
Райерсруда, голосовые сэмплы Хаулин Вулфа и
Тексас Александера (звучащие как привет с небес)
и гибкий, интеллигентный вокал Кнута (вокал хорош
с одной лишь поправкой: все-таки Кнут не негр). Всю
стилистику в целом можно определить как acid-blues, и
звучание идеально отвечает обеим составляющим.
(c) Кирилл Мошков,
1998 |