JOHN
ZORN MASADA "HET" (DIW, 1997)
Альт-саксофонист Джон Зорн и его ансамбль
"Масада" - лучший ансамбль 1997 г., по мнению
Круга джазовых критиков Нью-Йорка - выпустил
восьмой том собрания своих сочинений.
Собственно, цикл из 26 (по количеству букв
еврейского алфавита) альбомов уже записан,
теперь остается ждать, когда основательные
японцы из DIW выпустят их. Восьмой, названный
восьмой буквой "хет", точно такой же, каковы
были "Алеф", "Бет", "Гимель",
"Далет", "Зайин" и иже с ними. То есть
пьесы другие - музыка та же. Блестящий состав -
Зорн, трубач Дэйв Дуглас, басист Грег Коэн и
ударник Джой Бэрон. Разумный баланс между
композициями совсем джазовыми, совсем
еврейскими, отчасти еврейскими и отчасти
джазовыми. Вкус. Такт. Одного нет - новизны.
Теперь, на "восьмом томе", становится ясно,
что впереди еще восемнадцать точно таких же -
отличных, ярких, мастерских, но таких же. Двойной,
тройной, четверной концептуальный альбом - уже
было; Зорн, похоже, переплевывает всех по
количеству "томов". Когда выйдут все, надо
будет, по совету Чехова, лечь на них и
застрелиться. Что вызывает искренний восторг -
звук (Джим Андерсон, студия Avatar). Вот этот
естественный, чистый, плотный звук хочется
слушать бесконечно. Но ведь и на предыдущих семи
пластинках он был точно таким же.
OSCAR PETERSON
"The Lost Tapes" (MPS Records, 1997)
На этом виниле (!)
представлены фрагменты записей, сделанных двумя
составами трио плодовитого Оскара Питерсона в
1965-68 гг. на приватных концертах дома у
германского миллионера Ханса-Георга
Бруннер-Швера. Сей почтенный денежный мешок
держал дома Studer и на V=38 отписывал свои домашние
концерты. Вот с этих-то пленок пластинка и
собрана. Звук интересен прежде всего абсолютной
дикостью и сыростью: ясно слышна неправильно
разведенная стереопара ламповых микрофонов.
Любой гониометр показывает значительный перекос
стереобазы, но и это полбеды - частотная картинка
при записи не корректировалась никак, а
помещение обладало хар-рошим резонансом по
низкой середине, что особенно "приятно" в
звуке контрабаса. Кроме того, немногочисленные
гости концертов (видимо, сливки общества) громко
разговаривают и жуют. Лихая доля досталась тому,
кто делал мастеринг, да еще и под винил! (Кстати,
не указано, кто и где). В довершение всех радостей
у Studer'a явно были проблемы с кварцовкой - в первом
и еще нескольких треках скорость ощутимо плывет.
CESARIA EVORA
"Cabo Verde" (Lusafrica, 1997)
Вот уж что в России известно
мало, так это morna - современная музыка Кабо-Верде,
островов Зеленого Мыса (700 км к западу от Африки).
Это - своеобразная смесь португальского фолка,
современной бразильской музыки и джаза. Сезария
Эвора - одна из главных звезд этой музыки и весьма
своеобразная дама, мужененавистница, курильщица
и пьяница. Ее европейская резиденция -Париж, там и
записал этот ее альбом земляк-кабовердиец Жозе
да Силва. Причем запись производилась в
нескольких студиях - Bastille, Davout, Harry Son, Gimmick; одна
инструментальная партия (кларнет в 1-м и 11-м
треках) писалась в Дакаре (студия 2000). Сведение
сделано в парижских студиях Bastille, Music Ange, Harry Son и
нью-йоркской Sound & Sound. Звучит близко к
характерному стандарту этнических релизов 90-х -
выпуклый вокал, во втором плане - духовые соло и
подголоски с выступающим medium room - холлом,
остальной аккомпанемент плотно сзади.
Характерный элемент - хор, поющий с г-жой Эвора
насквозь почти все песни; он размазан, причем и
частотно, и в панораме, размазан так, что в первые
секунды кажется результатом действия
неправильно выстроенного процессора старой
модели (типа Yamaha SPX).
MODUS "Reflection In
Time" (RDM - FM Project, 1998)
Молодая московская группа,
желающая играть acid jazz, но получается у нее
традиционный коммерческий фьюжн с отдельными
эйсид-элементами. Впрочем, сама попытка в
московских условиях вызывает как минимум
уважение. Работа инструменталистов весьма
крепкая, многие темы неплохи. Что подводит - так
это звук. Писано на "Мосфильме"
монополизировавшим эту студию Василием
Крачковским. При том, что работы других жанров
удаются ему вполне, для записи эйсид-джаза или
пусть даже фьюжна надо иметь более четкие
представления об особенностях этих жанров.
Ударные то перемодулированы по верхам, то
переобработаны (видимо, для "кислотности"),
то попросту звучат как в сарае (беда всех
джазовых работ Крачковского). Те же беды с
тенор-саксофоном и (временами) с трубой. Зато все
электричество (бас-гитара и клавишные) плотное и
конкретное.
АРКАДИЙ
ШИЛКЛОПЕР И АКУСТИК-КВАРТЕТ "Заговор
Медных" (Ermatell Records, 1997)
Безусловно лучший в мире
импровизирующий валторнист Аркадий Шилклопер
записал этот альбом в Новосибирске два года
назад и затем около полутора лет время от времени
приезжал в Новосибирск, чтобы поработать над его
сведением. Альбом записан с участием мощной
сборной: екатеринбуржцы Игорь Паращук (кларнет,
альт-саксофон, бас-кларнет) и Сергей Пронь (труба,
флюгельгорн), а также руководитель выпускающего
лейбла, центральная фигура новосибирского джаза
Сергей Беличенко (ударные). Все три духовика
имеют блестящее академическое прошлое и богатый
новоджазовый опыт, так что их подготовленные
пьесы звучат как тотальная импровизация, а
коллективная импровизация - как строгая
классика, разыгрываемая по нотам. Звук альбома
(тон-студия Новосибирской филармонии, Александр
Кириллов) захватывает - весь в едином звуковом
плане, весьма близкий к слушателю, субъективно
прозрачный, но очень динамически плотный, и при
этом окутанный неожиданно богатыми
"паффами" широкого эхо.
(c) Кирилл Мошков,
1998 |