THE HEATH BROTHERS "As We Were Saying..." (Concord Jazz, 1997)
Дебют семейного ансамбля ветеранов-Хитов на
лейбле Concord: легендарный басист Перси Хит (экс-Modern
Jazz Quartet), Джимми Хит (тенор- и сопрано-саксофоны) и
Алберт "Тути" Хит (ударные). Плюс еще масса
достойнейших музыкантов их же поколения (крепко
за 60): тромбонист Слайд Хэмптон, трубач Йон Фэддис
и др. Ветеранский состав сделал совершенно
ветеранский альбом: стариковски крепкий,
мастеровитый, с весьма интересными и
"вкусными" моментами - но совершенно такой,
будто на дворе первая половина 60-х и надо
показать нахальной молодежи, как играют
настоящий бибоп. Тем не менее несколько треков -
например, 3, 4, а особенно - 8, в первой половине
которого Перси Хит играет смачное блюзовое соло
на виолончели щипком (!)- могут быть рекомендованы
как образчик вполне современного вкуса. Альбом,
спродюсированный Джоном Берком при участии
самих братьев Хит, был записан в феврале этого
года; микс осуществил Фил Эдвардс в студии PER
(Хейуорд, Калифорния). Альбом звучит примерно так,
как мог бы звучать бибоп, записываемый в конце 90-х
- жесткое, временами слишком массивное звучание с
плотным, выпуклым контрабасом (что, безусловно,
плюс) и острыми, слегка перемодулированными по
верхам ударными. В интимных, камерных пьесах, где
звучат в основном тарелки и металлическая
перкуссия, это тоже плюс. В пьесах активных -
например, на первых двух треках - ощутимый минус.
BOB BERG "Another
Standard" (Stretch Records, 1997)
И в самом деле "еще один
стандарт": популярный тенор-саксофонист, за
плечами которого - ансамбли Седара Уолтона,
Майлса Дэвиса, Чика Кориа, выпустил альбом,
полностью (кроме одной авторской вещи) состоящий
из его крепких, энергичных, эмоциональных версий
стандартов (Роджерс/Харт, Дитц/Шварц, Джонни
Мерсер, Джул Стайн, Гершвин и т.п., вплоть до - в
полном соответствии с нынешней джазовой модой -
Леннона/Маккартни). Альбом представляет своего
рода пособие для молодых музыкантов - на каком
уровне теперь не стыдно играть стандарты. Надо
признать, на высоком. В этом заслуга и ансамбля -
особенно нужно выделить супертехничного
барабанщика Гэри Новака, и приглашенных звезд -
Рэнди Брекера и Майка Стерна, появляющихся в паре
треков. Поскольку альбом вышел на лейбле Чика
Кориа, логично было бы предположить
"кориевский" подход к звуку - Чик абы что не
выпускает. Так и есть. Записано в Нью-Йорке на Sound
& Sound, сведено в Лос-Анджелесе на Mad Hatter,
записывал и сводил Берни Кирш. Продюсировал сам
Берг вместе со своим пианистом Дэвидом Кикоски и
вездесущим Джоном Берком, а вот исполнительный
продюсер - как вы думаете? Правильно. Чик Кориа.
Соответственно, все и звучит весьма схоже с
другими стретчевскими релизами: ясный,
сверхплотный звук, инструменты прописаны с
практически нулевой коррекцией в едином, общем
звуковом плане, естественные деревянные тона
барабанов четко сопровождают острую, с
отчетливым щелчком атаку на пластиках; живое,
настырное, эмоционально колеблющееся звучание
саксофонов (причем и тенора, и сопрано) вообще
находится на грани, за которой живость звучания
может оказаться уже неприличной.
ERROLL GARNER
"Closeup In Swing / A New Kind Of Love" (Octave Records / Telarc Archive, 1997)
Переиздание сразу двух
классических альбомов одного из самых
своеобразных пианистов в истории джаза (1921-1977).
Первый, 1961 года, был вторым в дискографии Гарнера:
музыкант отобрал для него десять пьес из
шестидесяти, записанных им в Нью-Йорке летом того
же года вместе с ударником Келли Мартином и
басистом Эдди Кэлхауном. Это классический Гарнер
- свингующий, изобретательный, изящный. Второй
альбом - это саундтрек одноименного фильма 1963 г.
(Paramount Pictures, в главных ролях Пол Ньюман и Джоан
Вудворд), над которым Гарнер работал совместно с
аранжировщиком и дирижером Лейтом Стивенсом.
Оркестр Стивенса (35 музыкантов), а также джазовый
ансамбль с участием таких звезд, как Ред Митчелл
и Барни Кессел, сопровождают здесь Гарнера -
случай исключительный, так как пианист всю жизнь
работал либо в трио, либо сольно. Общее для обоих
альбомов - относительно низкое качество записи.
Хотя фортепиано звучит по крайней мере
узнаваемо, то и дело приходится бороться с
кажущейся противофазой - стерео в милой манере
начала 60-х использовано на всю катушку, "рояль
слева - ритм справа". Кроме того, слышно, что
оригинальная лента была в довольно плохом
состоянии (ощутимый "хисс"). Хотя один Бог
знает, к а к оригинал звучал до ремастеринга
(Аллан Такер) - все-таки это Telarc.
ART PEPPER "The
Intimate Art Pepper" (Analogue Productions Revival Series, 1997)
Канзасский аудиофильский
лейбл Analogue Productions осуществляет целую серию
переизданий альбомов альт-саксофониста Арта
Пеппера, записанных с 1976 по 1982 - с момента его
возвращения к активной жизни (после многолетней
трагической битвы с героиновой зависимостью) и
до смерти. Сам Пеппер говорил, что "начал жить
после 50", то есть в 1976. Этой второй жизни ему
было отпущено шесть лет, но за этот срок он успел
сделать едва ли не больше, чем за 50-60-е годы,
вместе взятые. Не ищите на обложке CD имен
музыкантов, ссылок на место и дату записи. Их там
нет. Видимо, лейбл интересует исключительно звук.
Не зря: как в творческом, так и в звуковом плане
альбом превосходен. Пеппер играет несколько пьес
на кларнете - и как играет! Кроме того, один трек
сыгран вообще соло, и это одна из самых
впечатляющих сольных записей, что я слышал.
Мастеринг был осуществлен на полностью
аналоговом комплексе Wilson Audio Custom Tube Mastering,
смонтированном Стэном Риккером (он же - инженер
мастеринга) в студии RTI (Калифорния). Серия
переизданий Арта Пеппера - первая работа,
выполняемая на этом полностью ламповом
комплексе, позволяющем изготовлять и мастер-CD, и
матрицу для LP (альбом выпущен в обоих форматах).
Оригинал с аналоговой ленты (в сольных пьесах
впечатляюще, совершенно не браком, слышен
копир-эффект оригинала!) воспроизводился через
предусилитель VTL PR9 Ultimate и ламповые моноблоки VTL
MB300 Signature; использован 20-битный конвертер VTL TDAC-2.
FELT "Train Above The
City. The Pictorial Jackson Review" (Creation Records, 1988)
Раннее CD-переиздание двух
редких альбомов поп-группы из пригородов
британского Бирмингема, вскоре после выхода
этого CD прекратившей свое существование. Первые 8
треков - неуклюжая попытка клавишника Мартина
Даффи продемонстрировать, что в других условиях
он мог бы стать джазовым музыкантом. Записав
одновременно бас на фендер-пиано, подклады на
органе и соло на дешевых клавишах, имитирующих
вибрафон, музыкант буквально лезет из кожи; но
свинг его неуклюж, басы простоваты, а в отношении
соло любой первокурсник Беркли легко заткнул бы
его за пояс. Напоминает известную обличительную
картину "Загубленный талант". С девятого
трека начинается звучание, куда более адекватное
группе - характерные для Англии середины 80-х
гитарные поп-песенки основателя группы
гитариста Лоренса Хейуорда. Сами по себе
приятные, они выпадают из предмета нашего
разговора. Ну и звук дешевенькой 8-дорожечной
любительской студии, конечно, более адекватен
второй части диска.
(c) Кирилл Мошков,
1998 |