502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Рецензии на джазовые альбомы
    JAMES CARTER QUARTET "Jurassic Classic" (DIW Records, 1994)

JAMES CARTER QUARTET "Jurassic Classic"   Джеймс Картер - из поколения "крутых молодых тенористов" (кстати, в записи одноименного альбома - "Tough Young Tenors" - он участвовал) и, пожалуй, самый техничный сейчас саксофонист в мире. Он владеет альтом, сопрано, баритоном, бас-кларнетом и вообще всем дудящим, включая австралийский диджериду, но его конек - тенор-саксофон. Альбом "Допотопная классика" превосходно иллюстрирует абсолютную степень его владения инструментом (вернее, инструментами - при записи он играл на сопрано, альте и теноре). Со стилистической точки зрения альбом граничит с авангардом. Во всяком случае, кратко изложив соответствующую "допотопную" тему (Эллингтона или там Монка), следующие семь, одиннадцать или даже тринадцать минут Картер безостановочно "поливает", путешествуя от современной традиции к абсолютной "собачатине". Запись можно отнести к эталонным для жанра: ее сделал Джим Андерсон на Power Station еще в те дни, когда эта уникальная студия с полностью деревянным объемом не была переименована в Avatar. Особенно впечатляет звук инструментов лидера: динамический уровень их такой, что, кажется, клапаны саксофона нажимаются прямо у вас в районе слухового нерва.

   BILLY HARPER "If Our Hearts Could Only See" (DIW, 1997)

  Именитый тенор-саксофонист Харпер в молодости играл у Арта Блэйки и у Гила Эванса - и то и другое в записи отчетливо слышно. Пожалуй, это один из наиболее своеобразных примеров использования стиля Блэйки за последние годы - наряду с работами Валерия Пономарева. Харпер временами пытается даже фри-джаза подпустить - чуть-чуть, по мелочи - но очень деликатно. Запись делал Джим Андерсон, но не на Avatar, а на двух других студиях - Clinton и Sound On Sound - причем сразу живьем, без сведения (или, вернее, live mix'ом). Звучит чуть размыто, чуть притушено, труба Эдди Хендерсона чуть мягковата и вообще все вместе подернуто какой-то звуковой патиной, но это красиво.

    DOUGIE BOWNE "One Way Elevator" (DIW, 1996)

   Авангардный (и не только джазовый) барабанщик Дуги Боун записал эту работу в трио с ветераном фри-джаза басистом Фредом Хопкинсом и пианистом Джоном Медески (тем самым, что играет на органе в фанковом трио Medeski Martin & Wood). Диапазон стилистики от трека к треку варьируется: тут и совсем "фри", и импрессионизм а-ля Пол Блэй, и "не совсем фри" - явно подготовленные, слегка глумливые, слегка программные "плясовые". Впрочем, до истинного сумасшествия - такого, чтобы увлекало слушателя за собой - альбом не дотягивает: немножко слишком "из головы". Запись делал Дэнни Копелсон на студии Sear Sound в Нью-Йорке (кстати, еще в 1994 г.). Превосходный, выпуклый контрабас с обилием острых, сухих "пальцев" изящно сочетается с мягким, пространственно замкнутым фортепиано и острыми, но очень сухими и не эшелонированными барабанами. Бас отчетливо читается как гармонический голос, что в большинстве случаев делает игру трио особенно интересной.

    AL DI MEOLA "The Infinite Desire" (Telarc, 1998)

AL DI MEOLA "The Infinite Desire"   Год от года записи Ди Меолы все усложняются. В сотрудничестве с клавишницей Рэчел Зед, наприглашав превосходных инструменталистов (Джон Патитуччи, Питер Эрскин, Хэрби Хэнкок и др.), на этот раз он разразился полностью электронным полотном. Нас не должны смущать обильно звучащие акустические гитары - сэмплинг, компьютерные "лупы", десятки секвенсированных партий, характерные модные звуки неживой ритм-секции во многих пьесах показывают, что Ди Меола далеко продвинулся в сторону звуковой виртуальности. Впрочем, это и неплохо - многое звучит куда живее и ярче, чем на предыдущих работах. Кроме того, акустические и электрические гитары самого лидера не дают далеко уйти в виртуальность. Записи делались в трех разных нью-йоркских студиях (Ridht Tracks, Churchill, Chung King) режиссерами Фрэнком Филипетти, Го Хотода и Спиросом Пулосом (этот последний выступает и "саунд-дизайнером" альбома вместе с Рэчел Зи). Продюсировал сам Ал Ди Меола. Результат далек от джаза как такового - впрочем, как и от нынешнего стандарта "фьюжн": индивидуальность музыки Ди Меолы с легкостью ломает жанровые барьеры.

    TRIGON "Oglinda" (JARO Medien GmbH, 1998)

   Альбом молдавского этно-джазового трио, которое возглавляет Анатол Штефанец (струнный альт), был записан в Молдавии, сведен в Осло на легендарной студии Rainbow пианистом Михаилом Альпериным (ныне живущим в Норвегии и много записывающимся для ЕСМ), а выпущен в Германии. Трио играет почти совсем народную музыку - то есть фольклорные темы в импровизационном изложении с некоторыми элементами других жанров. Балканско-черноморский дух слышен в хитрых ломаных размерах, лихих плясовых наигрышах или, наоборот, в задумчивых лирических моментах. Впрочем, дух современной импровизационной музыки, охотно питающейся этническим материалом, тут тоже хорошо слышен, особенно в игре бас-гитариста Серджиу Тистимицяну. Заметно, что музыканты иногда ставят себе чуть более сложные задачи, чем могут разрешить, но общего впечатления это не портит. Светлый, массивный звук бас-гитары хорошо увязан со звуком альта (иногда, за счет "народного" приема игры с флажолетно-октавным призвуком, становящимся ОЧЕНЬ фольклорным) и с многообразной перкуссией. Особняком стоит шестой трек, где трио превращается... язык не поворачивается сказать "в вокальное" - в голосовое: два голоса, мужественно охая, аккомпанируют, третий - без слов о чем-то рассказывает. Лепота.

© Кирилл Мошков, 1998     

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0