JAMES CARTER QUARTET "Jurassic Classic" (DIW
Records, 1994) Джеймс Картер - из
поколения "крутых молодых тенористов"
(кстати, в записи одноименного альбома - "Tough Young
Tenors" - он участвовал) и, пожалуй, самый
техничный сейчас саксофонист в мире. Он владеет
альтом, сопрано, баритоном, бас-кларнетом и
вообще всем дудящим, включая австралийский
диджериду, но его конек - тенор-саксофон. Альбом
"Допотопная классика" превосходно
иллюстрирует абсолютную степень его владения
инструментом (вернее, инструментами - при записи
он играл на сопрано, альте и теноре). Со
стилистической точки зрения альбом граничит с
авангардом. Во всяком случае, кратко изложив
соответствующую "допотопную" тему
(Эллингтона или там Монка), следующие семь,
одиннадцать или даже тринадцать минут Картер
безостановочно "поливает", путешествуя от
современной традиции к абсолютной
"собачатине". Запись можно отнести к
эталонным для жанра: ее сделал Джим Андерсон на
Power Station еще в те дни, когда эта уникальная студия
с полностью деревянным объемом не была
переименована в Avatar. Особенно впечатляет звук
инструментов лидера: динамический уровень их
такой, что, кажется, клапаны саксофона нажимаются
прямо у вас в районе слухового нерва.
BILLY HARPER "If
Our Hearts Could Only See" (DIW, 1997)
Именитый тенор-саксофонист
Харпер в молодости играл у Арта Блэйки и у Гила
Эванса - и то и другое в записи отчетливо слышно.
Пожалуй, это один из наиболее своеобразных
примеров использования стиля Блэйки за
последние годы - наряду с работами Валерия
Пономарева. Харпер временами пытается даже
фри-джаза подпустить - чуть-чуть, по мелочи - но
очень деликатно. Запись делал Джим Андерсон, но
не на Avatar, а на двух других студиях - Clinton и Sound On Sound
- причем сразу живьем, без сведения (или, вернее,
live mix'ом). Звучит чуть размыто, чуть притушено,
труба Эдди Хендерсона чуть мягковата и вообще
все вместе подернуто какой-то звуковой патиной,
но это красиво.
DOUGIE BOWNE "One
Way Elevator" (DIW, 1996)
Авангардный (и не только
джазовый) барабанщик Дуги Боун записал эту
работу в трио с ветераном фри-джаза басистом
Фредом Хопкинсом и пианистом Джоном Медески (тем
самым, что играет на органе в фанковом трио Medeski
Martin & Wood). Диапазон стилистики от трека к треку
варьируется: тут и совсем "фри", и
импрессионизм а-ля Пол Блэй, и "не совсем
фри" - явно подготовленные, слегка глумливые,
слегка программные "плясовые". Впрочем, до
истинного сумасшествия - такого, чтобы увлекало
слушателя за собой - альбом не дотягивает:
немножко слишком "из головы". Запись делал
Дэнни Копелсон на студии Sear Sound в Нью-Йорке
(кстати, еще в 1994 г.). Превосходный, выпуклый
контрабас с обилием острых, сухих "пальцев"
изящно сочетается с мягким, пространственно
замкнутым фортепиано и острыми, но очень сухими и
не эшелонированными барабанами. Бас отчетливо
читается как гармонический голос, что в
большинстве случаев делает игру трио особенно
интересной.
AL DI MEOLA "The
Infinite Desire" (Telarc, 1998)
Год от года
записи Ди Меолы все усложняются. В
сотрудничестве с клавишницей Рэчел Зед,
наприглашав превосходных инструменталистов
(Джон Патитуччи, Питер Эрскин, Хэрби Хэнкок и др.),
на этот раз он разразился полностью электронным
полотном. Нас не должны смущать обильно звучащие
акустические гитары - сэмплинг, компьютерные
"лупы", десятки секвенсированных партий,
характерные модные звуки неживой ритм-секции во
многих пьесах показывают, что Ди Меола далеко
продвинулся в сторону звуковой виртуальности.
Впрочем, это и неплохо - многое звучит куда живее
и ярче, чем на предыдущих работах. Кроме того,
акустические и электрические гитары самого
лидера не дают далеко уйти в виртуальность.
Записи делались в трех разных нью-йоркских
студиях (Ridht Tracks, Churchill, Chung King) режиссерами Фрэнком
Филипетти, Го Хотода и Спиросом Пулосом (этот
последний выступает и "саунд-дизайнером"
альбома вместе с Рэчел Зи). Продюсировал сам Ал Ди
Меола. Результат далек от джаза как такового -
впрочем, как и от нынешнего стандарта
"фьюжн": индивидуальность музыки Ди Меолы с
легкостью ломает жанровые барьеры.
TRIGON
"Oglinda" (JARO Medien GmbH, 1998)
Альбом молдавского
этно-джазового трио, которое возглавляет Анатол
Штефанец (струнный альт), был записан в Молдавии,
сведен в Осло на легендарной студии Rainbow
пианистом Михаилом Альпериным (ныне живущим в
Норвегии и много записывающимся для ЕСМ), а
выпущен в Германии. Трио играет почти совсем
народную музыку - то есть фольклорные темы в
импровизационном изложении с некоторыми
элементами других жанров.
Балканско-черноморский дух слышен в хитрых
ломаных размерах, лихих плясовых наигрышах или,
наоборот, в задумчивых лирических моментах.
Впрочем, дух современной импровизационной
музыки, охотно питающейся этническим материалом,
тут тоже хорошо слышен, особенно в игре
бас-гитариста Серджиу Тистимицяну. Заметно, что
музыканты иногда ставят себе чуть более сложные
задачи, чем могут разрешить, но общего
впечатления это не портит. Светлый, массивный
звук бас-гитары хорошо увязан со звуком альта
(иногда, за счет "народного" приема игры с
флажолетно-октавным призвуком, становящимся
ОЧЕНЬ фольклорным) и с многообразной перкуссией.
Особняком стоит шестой трек, где трио
превращается... язык не поворачивается сказать
"в вокальное" - в голосовое: два голоса,
мужественно охая, аккомпанируют, третий - без
слов о чем-то рассказывает. Лепота.
© Кирилл Мошков,
1998 |