ZOOT SIMS PLUS JOE PASS "Blues For 2" (Pablo/Zyx, 1983) Отдадим должное Норману Грэнцу -
его продюсерское чутье иногда давало
удивительные плоды. Вот как этот дуэт. Оба белые,
оба принадлежали к одному поколению, пришедшему
в джаз в начале 50-х, оба работали с величайшими
джазменами своей эпохи - и только один раз
записывались вместе (на альбоме Оскара
Питерсона). Грэнц свел вместе тенориста Зута
Симса (которому оставалось жить меньше трех лет)
и гитариста Джо Пасса (который ушел из жизни
одиннадцать лет спустя) весной 1982 г. и предложил
записать дуэтный альбом. Результат - один из
сильнейших слышанных мной дуэтных виниловых
альбомов, записанный в студии RCA в Нью-Йорке за
две сессии (март и июнь 82-го) инженером Майком
Мораном. Благородная, исполненная высшего
джазового вкуса игра обоих и исключительно
удачный подбор материала - плюс удивительный для
начала 80-х звук: отсутствие обработок и
минимальная (if any) коррекция! Живой, мягкий, словно
приглушенный (а на самом деле - просто
выставленный "в ноль") звук инструментов и
деликатный (ощущающийся, но не торчащий)
натуральный объем маленькой студии - идеальное
сочетание для дуэтного альбома!
COUNT
BASIE AND OSCAR PETERSON "Yessir, That's My Baby" (Pablo Records, 1986)
Каунт
Бэйси и Оскар Питерсон записывались вместе не
однажды. И все по инициативе Нормана Грэнца
(достаточно вспомнить легендарный альбом "Satch
And Josh"...). Эта запись - последняя, больше они
вместе не играли, а через пять лет, в 83-м, Бэйси
умер. Здесь дуэт сопровождают басист Джон Херд и
барабанщик Луи Беллсон (ex-Duke Ellington Band).
Удивительный подбор материала - кроме одной темы,
все использованные стандарты принадлежат юности
Графа, концу 20-х - началу 30-х. Удивительны
использованные средства: то Оскар, то Каунт,
помимо роялей, играют на электропиано, а Бэйси
еще и на электрооргане - не будем забывать, что он
был лучшим органистом своего времени! Запись
была сделана в одну смену, 21 февраля 78-го, в
голливудской студии Group IV (инженер Эйнджел
Бэлестиер). Удачный баланс электропиано и рояля,
двух роялей, органа и рояля и т.п. - с одной стороны
и всего клавишного хозяйства с контрабасом - с
другой несколько замазывается чрезмерно острым
"железом" в ударной установке (при
относительном недостатке басового барабана), но
при общей джемовости звучания этот недостаток
если не простителен, то и не фатален. Правда, на
виниле (а это винил) излишняя острота
"железа" ощущается куда как менее комфортно,
нежели на CD.
CHUCK MANGIONE
"Children of Sanchez" (A&M,
1978)
Чак Манджионе был весьма
именитым джазовым трубачом, в 60-е играл у Арта
Блэйки в Jazz Messengers, но в 70-е отказался от трубы в
пользу более мягкого по звучанию флюгельгорна и
стал выпускать мягкие и сладковатые альбомы с
инструментальным поп-джазом. Эта работа - двойной
винил - самая известная киноработа музыканта,
саундтрек к фильму "Дети Санчеса", для
которого Манджионе написал свыше 23 часов
исходной музыки, стилистически лежащей между
фьюжн (часто с заметным латинским привкусом) и
"качественной" поп-музыкой, временами даже с
рок-включениями - короче, компот получился
сложный. Все записи были сделаны (и сведены) в
Бербанке, в студии Kendun Recorders, коллективом
инженеров под руководством Мика Гузауски.
Классическая запись поздних 70-х! Широченная
стереобаза, в которой ритм-секция и гитары
расположены впереди, конкретным и плотным
акустическим звуком, далее (выше в звуковом
плане) следуют солирующий духовой инструмент
(как правило, флюгель самого Чака или труба
Джеффа Тказюка), а в отдалении и наиболее размыто
- пафосные струнная и духовая секции. Характерный
трещащий звук малого барабана сразу отсылает
памятливого слушателя к звучанию аж раннего King
Crimson! Медленные, балладные вещи - и того дальше...
Вряд ли джазовая, но прелюбопытная работа...
JEREMY COHEN "A
Taste Of Violin Jazz" (Clarity Recordings, 1997)
Экспериментальная работа
маленького аудиофильного лейбла, изданная на
золотом CD. Сущность экспериментальности
выражена в подзаголовке: "двухмикрофонная
запись естественного баланса". Действительно,
все сделано, как в старые добрые 40-е: музыканты
рассажены определенным образом (искусство это
почти забыто, не сомневаюсь, что инженеры Боб
Портер и Джон Гринэм изрядно помурыжились,
прежде чем нашли баланс) вокруг двух
ненаправленных микрофонов, дана отмашка, и...
готово. Никаких компрессоров, лимитеров,
никакого пульта или частотной коррекции. Только
инструменты и естественное эхо зала (Первая
Унитаристская церковь в Беркли). Скрипач Джереми
Коэн - исключительно опытный музыкант
(аранжировщик, концертмейстер, солист,
сейшнмен...), и здесь он собрал мощную команду не
слишком именитых, но очень опытных
инструменталистов и вокалистов, чтобы создать
старое доброе звучание 40-х. Какой Стефан
Граппелли? Нет, кумир тут совсем другой - Джо
Венути! Кстати, треть диска - его темы... Ну что тут
сказать? Адекватно! Именно так Венути и звучал. В
точности по Борхесу: пропитаться духом "Дон
Кихота", чтобы написать его заново - слово в
слово...
© Кирилл Мошков,
1998 |