JACQUES
LOUSSIER TRIO "Satie: Gymnopedies. Gnossiennes" (Telarc Jazz, 1998) Французский
пианист Жак Лусье известен как один из
крупнейших современных специалистов по
"джаззингу", то есть исполнению джаза на
материале тем академической музыки (или, как это
определялось раньше, "исполнению классики в
джазовом стиле"). После Баха и Вивальди Лусье
взялся за Эрика Сати. Результат: темы Сати
действительно узнаваемы и, как чаще всего бывает
при "джаззинге", вызывают реакцию типа "во
дает: джаз, а похоже!". Тем не менее самое
интересное - когда трио Лусье начинает
импровизировать: от Сати остаются рожки да ножки,
уступая место крепчайшему, стильному и роскошно
сыгранному кул-джазу. Поскольку это аудиофильный
Telarc, да еще и студийный, звук, как обычно, на
высочайшем уровне - причем это тот случай, когда
аудиофильность не забивает музыкальности.
Запись была сделана во французской студии Miraval.
Особенно впечатляет до дрожи выпуклый звук
контрабаса Бенуа Дюнуайе де Сегонзака.
HERB ALPERT "The
Very Best of Herp Alpert" (A&M, 1991)
Когда этот сборник выходил, в
массе мировой музыки оставалось еще очень много
непереизданного на CD. В моде были сборники
"самого лучшего" и "наилучшего". Это
сейчас такие сборники перешли в основном в зону
действия мелких полулегальных и совсем
нелегальных лейблов, а тут - A&M, один из самых
крупных indies 60-х. Неудивительно, что A&M переиздал
именно Херба Элперта: ведь он - "А" в
аббревиатуре лейбла! Впрочем, еще и один из
известнейших трубачей 60-х. Увы, неджазовых.
Виртуоз Элперт всю жизнь занимался
инструментальной попсой, играя ее очень чистым и
красивым звуком. Здесь, на сборнике, есть
буквально все: от первого суперхита "El Solo Toro"
(1962) до записей предсборничного 91-го. Мечта
ностальгиста. Что же до звука, то каков может быть
звук пластинки, объединяющей записи почти 30 лет?
На удивление - почти одинаковый. Писали же...
ELLA FITZGERALD "Ella a Nice"
(Pablo/Alto)
Аудиофильский
винил с порядковым номером (я отслушивал N 474),
запечатлевший концерт Эллы Фицджералд в Ницце в
1971-м с отличным составом - Томми Флэнегэн за фоно,
Фрэнк Де Ля Роса - бас и Эд Тигпен - ударные. Как и
почти с любой концертной записью Эллы,
рецензировать содержание пластинки
бессмысленно: это Элла Как Она Есть, набор весьма
характерных для ее концертных программ
нон-стоповых блоков - блок Портера, блок баллад,
блок Дюка, блок босса-новы плюс несколько
вкусностей вплоть до битловской "Something".
Бессмысленно и обсуждать пение Эллы - все равно
что обсуждать парижский эталон метра. Важно
другое: аудиофильский винил не сдает позиций, и
искусство идеального мастеринга под винил (куда
как более сложное, чем под CD) не умерло (Ник Уэбб,
Abbey Road Studios). Хотя каких-то решающих аргументов в
поддержку того, что эта запись напечатана в
виниле, а не на CD, я так и не нашел.
TSUYOSHI YAMAMOTO TRIO
"Live In Monteux" (Three Blind Mice)
Весьма любопытный образчик
японского джаза. Запись выступления пианиста
Цуёси Ямамото на фестивале в Монтре 1977 г.,
переизданная на CD в конце 80-х. Ни сам Ямамото-сан,
ни два его соратника не принадлежат к числу
суперзвезд мирового джаза, однако джаз своей
родины представляют достойно: все в меру
страстно, в меру четко, в меру виртуозно - но в
целом достаточно безлико. Среднестатистический
пост-боп, для конца 70-х довольно старомодный
(тогда эта музыка еще не вошла в повторную силу,
как это случилось десятью годами позже). Что же до
звука, то это удачный пример ранней (1989) удачи
переноса с аналога на цифру: в отличие от сотен
примеров тех же лет, в этом случае удалось
сохранить плотность и массивность аналоговой
концертной записи, в то же время обогатив ее
четкостью цифрового звука (сведение и перевод в
цифру делал Ёсихико Каннари в студии Yamaha Epicurus).
© Кирилл Мошков,
1998 |