ПРОЕКТ БРАТЬЕВ ИВАНОВЫХ - "BLACK IN JAZZ" (RDM -АйТи) Альбом составлен примерно по тому
же принципу, что и концертная программа в
джазовом клубе "М-бар".
Неудивительно. Альбом - это проект братьев
Михаила (фортепиано) и Андрея (контрабас)
Ивановых; в "М-баре"
сия достойная пара - home band, то есть штатные
музыканты - именно они туда приглашают солистов,
и именно они подбирали солистов для разных
треков пластинки. Что ж, солисты тут собраны
очень убедительные. Три отличных саксофониста -
тенористы Игорь Бутман и Лембит Саарсалу и
альтист Борис Курганов. Три вокалиста из числа
лучших в Москве - Сергей Манукян, Ирина Родилес и Светлана Панова. Плюс
Галина Иванчина, играющая в треке Манукяна на
губной гармошке, Леонид Винцкевич, играющий в
треке Саарсалу на фортепиано, и Олег Бутман,
играющий в двух треках своего брата на ударных (в
остальных играет Дмитрий Севастьянов). Очень
похоже на недельную программу "М-бара", но
только за счет студийной записи звучит
концептуальней и изысканнее (два трека с
Бутманом записаны Владимиром Овчинниковым на
студии концерна "Мосфильм", остальные пять -
Ольгой Мошковой на студии "Гранд").
Обсуждать игру, пение и запись даже странно - все
очень здорово. Больше хочется обсудить
концепцию, но и тут вопрос снимается - все
фотографии обложки сделаны в интерьерах
"М-бара", значит, это и впрямь срез
м-баровского взгляда на московский джаз. Еще один
вопрос - присутствие на фотографии некоего
джентльмена при бутылке виски. Ан и тут вопрос
снят - альбом спонсирован компанией Johnnie Walker Black
Label, джентльмен - ее московский представитель, ну
а бутылка - сам Black Label и есть. Тот самый Black,
который In Jazz. Железная логика. А альбом очень
приятный и вполне может быть рекомендован для
массового прослушивания..
БОРИС
ПРУСАКОВ - "ТИХИЕ НОЧИ" (Gala Records)
Давно, со времен Леонида
Чижика, в России не выходило сольных
фортепианных джазовых записей - на CD, кажется, был
только Михаил Альперин, но там была авторская и
не очень-то близкая к традиционному джазу музыка.
Дебютная (это в 50-то лет!) пластинка пианиста
Бориса Прусакова - первая в этой нише.
Объективный анализ сольной фортепианной
джазовой записи - штука непростая. Скорее, начать
тут надо с субъективного. Понравилась пластинка.
Совсем непростая и в то же время совсем не
нагружает того слушателя, который этого не хочет.
Того же, который любит анализировать, она тоже
порадует: вот здесь слышна "авангардная
лирика" Пола Блэя, вот характерная аскетичная
угловатость Телониуса Монка, вот здесь мелькнула
характерная русская интонация, будто пианист
подмигнул... Игра Бориса Прусакова необычна
главным образом тем, что пианист не стремится к
бурной внешней эффектности, столь свойственной
последователям гигантов сольного фортепиано (в
особенности Арта Тэйтума). Использованные
стандарты (Жобим, Роджерс, Хендерсон, Эллингтон...)
изложены внятно и в то же время свободно, без
гонки за головокружительными пассажами,
самоуглубленно и - для тех, кто слышал Бориса
Прусакова на концерте - слегка замедленно.
Собственные же работы пианиста отчасти
иллюстративны по отношению к чьему-либо стилю
("Памяти Джона Гилмора", "Посвящение Джо
Завинулу"), но в то же время иллюстрируют не
исполнительский, а главным образом
композиторский стиль, строй импровизационной
мысли. Наконец, стоит сказать и о записи. Тут
музыканту повезло, найти в Москве студию, где
есть одновременно хороший "Стейнвей" и
умеющий его качественно записать звукорежиссер
(Денис Жалнин, студия "707") - редкая удача.
Короче, как ни крути, а российский джаз
обогатился очень интересной работой, при этом не
принадлежащей узкому кругу российских джазовых
звезд. Потенциальный слушатель альбома довольно
широк - от ностальгирующих "старых
любителей" до молодых эстетов (и даже не очень
эстетов), которые, быть может, и вовсе не станут
слушать альбом "головой", а используют его
как фоновую релаксационную музыку. Для этого он
тоже вполне пригоден.
РАЗНЫЕ
ИСПОЛНИТЕЛИ - "ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ" (RDM -АйТи)
сборник
выпущен как приложение к майско-июньскому
выпуску журнала "Салон AV".
Выпуская этот сборник -
кстати, самый, многотиражный CD в российском
джазе, его тираж такой же, как и у журнала, к
которому он прилагается (43.000 экземпляров!) - RDM в сотрудничестве с
компьютерной фирмой "АйТи"
заявляет целую серию с тем же названий, в которой
уже планируются к выпуску братья Ивановы,
Анатолий Герасимов (из современных персонажей) и
множество переизданий. Сюда же вошло главным
образом то, что RDM уже
выпустило: "Арсенал" образца начала 90-х с
Иваном Смирновым на гитаре, Moscow Art Trio
(Шилклопер-Альперин-Старостин) образца середины
90-х, тэп-гитарист Энвер Измайлов образца начала
90-х, "Вокал-бэнд", Аркадий Шилклопер сольно
(гениальные "Сказки для Александры" с
альбома "Hornology"), Modus и неизбежный "Оркестр
Алеаторики", естественно, с "абсолютной
цифровой тишиной" - хорошо, что не во весь сидюк
длиной. Новых, неиздававшихся вещей только три.
Во-первых, фрагмент концерта в Норвегии, где
играли три отличных русских музыканта - Андрей
Кондаков (фортепиано), Владимир Волков
(контрабас) и Аркадий Шилклопер (валторна, очень
забавно звучащая в традиционно-джазовом
кондаковском "Блюзе для Телониуса" - обычно
Аркадий настолько традиционно не играет). Плюс
немецкий ударник Кристиан Шойбер. Отличный, хотя
и не очень совершенный по звуку (все-таки концерт)
образчик современного джемового пост-бопа.
Во-вторых, дуэт Одиссей
Богусевич (фортепиано) - Наталья Княжинская
(вокал). Записанный в студии, этот дуэт впечатляет
больше, чем живьем: Наталья прописала несколько
партий бэк-вокала, удачно оттенив свои сильные
стороны. И, в-третьих, белорусская фьюжн-группа
Apple Tea - один из главных предметов белорусского
джазового экспорта. Выбранная ими композиция
(одноименная с группой) звучит весьма деликатно
(хотя в записи чуть торчат барабаны) и сыграна
вполне как надо (хотя несколько скованно). Вот и
весь сборник. Конечно, никакой панорамы "всего
этого джаза", даже "всего этого российского
джаза", он не создает - просто сборник
коллективов, работающих с RDM.
Однако это неожиданно оказывается его сильной
стороной: отсутствие большинства российских
джазовых грандов из возможного
формально-отчетного перечисления делает этот
сборник достаточно неожиданным, но весьма
интересным срезом российского, точнее -
экс-советского джаза, сделанным под таким углом,
под каким его никому не приходило в голову
рассматривать. Вот только внутри журнала в
материалах, посвященных этому сборнику, надо
было, господа, поменьше стебаться над собой - вряд
ли выпускать джаз так стыдно, как RDMовцы это
представили.
© Кирилл Мошков,
1998 |