THE JAZZ MESSENGERS "The Legacy of Art Blakey - Live
at Iridium" (Telarc, 1998) Мемориальный
состав из людей, в разное время игравших в
титанической "творческой мастерской"
покойного барабанщика Арта Блэйки. Здесь и
тенорист Бенни Голсон, писавший для Jazz Messengers
самые хитовые темы (две из них, Whisper Not и Blues March,
есть и здесь), и тромбонист Кертис Фуллер, и
трубач Теренс Бланшар... Получается не то чтобы
совсем музейно - идеи и энергия Блэйки до сих пор
актуальны для очень значительной части мирового
джаза - но в то же время как-то "архивно":
остро чувствуется, что все-таки это музыка
тридцати-сорокалетней давности. Но приятно.
Запись была сделана в очень популярном клубе Iridium
инженером Джеком Реннером; поскольку лейбл
аудиофильский, и запись делалась технически
эксклюзивно. Микрофонные сигналы (B&K, Audio Technica,
Sennheiser, Neumann) подавались на предусилители Millenia Media
и Benchmark и далее на консоль Millenia Media. Запись
делалась через цифровой процессор Benchmark AD-2004 с
использованием 20-битной дискретизации;
передискретизация на 16 бит осуществлялась
энкодером Apogee UV-1000, цифровой монтаж - на Sonic Solutions.
В результате получилась одна из лучших слышанных
мной теларковских концертных записей: с одной
стороны, музыкальность ее вовсе не подавлена
аудиофильными качествами, а с другой - все
вышеописанные ухищрения позволили просто
создать реальный объем реального клуба, не более.
Но и не менее.
RAY
BROWN TRIO WITH ULF WAKENIUS "Summertime" (Telarc,
1998)
В
отличие от предыдущей работы, это запись
студийная, что само по себе говорит за нее:
теларковские 20-битники чаще бывают концертными,
но, как уже было сказано, аудиофильное
сверхкачество давит в них музыкальность. Здесь
же с музыкальностью все в порядке: для стерильных
студийных условий (тем более в такой, признанно
"супер-экипированной", студии, как Sony Music Studios
в Нью-Йорке) теларковская 20-битная технология
куда более органична, чем для концерта (инженер
Майкл Бишоп). Главный герой этого альбома -
шведский гитарист Ульф Вакениус, аккуратный,
точный, виртуозный и стильный; ветеран
контрабаса Рэй Браун со своими хлопцами (юный
белый пианист Джофф Кизер и опытный темнокожий
барабанщик Грегори Хатчинсон) даже менее
заметен. Десять стандартов и одна тема Брауна -
альбом 100% традиционен, но вовсе не скучен. Кстати,
здесь использовался собственного теларковского
производства процессор записи - Telarc/Ultra Analog Tandem
20-bit ADC (построен Кеннетом Хаммэном и Гэри
Гомесом). Только вот при всей этой звуковой
стерильности не хватает какой-то изюминки, чуть
менее совершенного звука...
OCSAR
PETERSON & BENNY GREEN "Oscar & Benny" (Telarc, 1998)
Для комплекта - еще один новый теларковский
20-битник. В долгой и яркой жизни великого канадца
Оскара Питерсона это не единственный альбом,
записанный таким вот составом - два фортепиано,
бас и ударные. Достаточно вспомнить блестящую
работу с Каунтом Бейси - "Satch & Josh". Здесь на
втором фоно - Бенни Грин, тридцатипятилетний
белый выпускник "блэйковских
университетов" (Jazz Messengers) и вполне уважаемый
солист. Запись была сделана в Торонто, где живет
Питерсон, в студии Manta Eastern Sound, 10-11 сентября
прошлого года (инженер Джек Реннер). Писали через
микрофоны Neumann и Audio-Technica и пульт Neve на 20-битный
процессор Apogee, "апогеевским" же энкодером
передискретизировали на CD-битность. Причем
принципиально не пользуясь никакой обработкой -
ни динамической, ни частотной. Каков результат?
Ну, понятно, что записать в хорошей студии
хорошие акустические инструменты можно и без
частотной обработки, тем более если цель так и
ставится - акустический натуральный звук. Хорошо
слышен объем студии, а вот с разборчивостью
некоторых фортепианных партий чуть хуже -
все-таки Питерсон все еще полностью не оправился
от инсульта 93-го года, и некоторая компрессия его
партий не помешала бы. Тем не менее "темный",
густой звук пластинки весьма впечатляет, хотя
это и не этапная работа для Питерсона. Да и для
Грина, наверное.
© Кирилл Мошков,
1998 |