FRANK NIMSGERN "Funky Site" (in-akustik GmbH, 1997) Как и на своем известном альбоме
1991 г. ("Frank Nimsgern", Lipstick, с участием Билли
Кобэма и Чака Хан), немецкий гитарист выступает и
в роли продюсера, композитора, аранжировщика,
клавишника и Бог знает кого еще. Это
принципиальная позиция, Нимсгерн не только
джазовый гитарист, но и профессиональный
аранжировщик и даже автор мюзиклов (в берлинском
Фридрих-штадт-паласе идет его "Гензель и
Гретель"). Альбом принципиально
полистилистичен, чтобы не сказать эклектичен;
это, конечно, современный фьюжн, но при желании
можно вычленить еще с полдесятка составляющих.
Временами это почти рок! Главная звуковая
достопримечательность - 11-й трек, который
удостоился особенного предупреждения на
обложке: мол, если слушать его на высоком уровне,
можно аппаратуру повредить
В записи
участвовали вокалисты Франческо Коттоне и Ызай,
добавивший курдского колорита в пьесу "No
Words", саксофонист Деррик Джеймс, ударник Гвидо
Йорис, трубач Алан Грант и другие - большая
многонациональная команда, столь же эклектичная,
как и результат их трудов. Альбом записывался на
берлинской студии Toneart, а сведен с применением
системы Surround Sound Миком Франке в студии Harderberg в
Оснабрюкке. Результат: очень плотный звук с
поразительным динамическим диапазоном (басовые
всплески 11-го трека действительно впечатляют).
При этом Нимсгерну как продюсеру удалась,
кажется, невозможная при таком многоцветии
звуковых планов вещь - вся картинка звучит живо и
натурально.
LAILA DALSETH
"Time For Love" (Gemini Records, 1986)
Отпечатанное в Германии на
сверхчистом виниле аудиофильское виниловое
издание альбома, записанного в Норвегии в 1986 г.
Певицу Лайлу Далсет сопровождает состав весьма
высокого уровня - уважаемый пианист Эгил Капстад,
один из самых известных ударников Северной
Европы Оле Якоб Хансен и единственный
не-европеец - ветеран контрабаса Ред Митчелл,
один из самых значительных басистов Западного
побережья в 50-е, своей игрой предвосхитивший, по
мнению современников, открытия Скотта Ла Фаро (к
сожалению, Митчелл до этого переиздания не дожил
- он скончался в 1992- м). Альбом и замышлялся, и
реализован как чистая дань восхищения джазовой
вокальной традицией прошлого, от Кармен Макрэй
до Дайны Уошингтон и даже Билли Холидей - впрочем,
негритянские источники манеры госпожи Далсет
слышны в первых четырех тактах любой ее партии.
Эта запись не прокладывает никаких новых путей,
она просто есть - двенадцать стандартов,
сыгранных неброско, красиво и почти утонченно.
Даже звук апеллирует к первоисточникам: магия
знаменитой студии Rainbow в Осло (запись и сведение
производил сам Ян Эрик Консхауг) рождает не
только узнаваемое звучание ЕСМ, но и такое,
совершенно "шестидесятническое" звучание,
одновременно земное и прозрачное.
BRIGITTE
BADER MEETS JOHNNY GRIFFIN "Passion, No Future, But Love" (B.B.Production,
1989)
Еще один образчик
аудиофильского винила - на этот раз из Швейцарии:
продукт сотрудничества немецкой певицы Бригитты
Бадер, американского ветерана Джонни Гриффина
(впрочем, давно уже перебравшегося в Европу) и
большой международной сборной, в которой и
итальянец Дадо Морони (фортепиано), и
американский ударник Элвин Квин, и
итало-французский басист Луиджи Труссарди.
Впрочем, на семи треках из 12 Гриффина нет и играет
менее именитый состав - франко-германо-польско-
датско-южноафриканский. Бригитта Бадер не всегда
была джазовой певицей, в молодости она
занималась швейцарским фольклором, потом играла
на гитаре в любительском диксиленде. Джазовый
материал она поет с заметным немецким акцентом,
но явно понимая, чего она хочет добиться. Главная
изюминка альбома, конечно, Джонни Гриффин - он
звучит в точном соответствии со своей репутацией
отличного сейшнмена, не больше и не меньше. Сам
звук альбома - честный и по-хорошему джемовый,
аналоговый, ностальгический - работает на общую
идею работы (если она, конечно, есть) - добрый
старый альбом добрых старых стандартов в добром
старом исполнении.
SIRIS SVALE BAND
"Blackbird" (Sonor Records/A.R.S., 1990)
И еще один винил, вновь из
Норвегии. "Свале бэнд" - весьма достойные
представители молодой части норвежского джаза, а
лидер ансамбля, вокалистка Сири Беате Геллейн -
несолненно, одна из наиболее интересных не
только в Норвегии, но и вообще в Европе. Да и
ансамбль хорош. Альбом - типично северная работа,
на 90% выдержанный в медленных, раздумчивых
темпах, оставляет ощущение глубокого
самопогружения. И не в последнюю очередь
благодаря звуковому решению - продюсировали
альбом участники альбома и Роджер Валстад,
который его и записывал, и сводил в студии
"Nidavos" (Тронхейм). Звуковая картина альбома -
гулкая, выпуклая, голос Сири (кстати, и голос, и
манера ее пения отличаются подлинной
индивидуальностью - сравнить особенно не с кем)
выдвинут на передний план, и в нем выделены как
раз те составляющие тембрового спектра, которые
подчеркивают его неповторимость. При этом
гармоническая основа ансамбля - сразу два
басовых инструмента (контрабас Бьорна
Альтерханга и безладовая бас-гитара Одда Магне
Гридсета), а саксофоны (альт и баритон), на которых
играет Джон Пал Индерберг, слегка притушены,
"препарированы" за счет среза
высокочастотной составляющей; картину дополняет
Карл Хакон Ваделанд, который играет на живых
барабанах одновременно с электронной
перкуссией. Если музыкальная основа альбома -
джазовая традиция в лучшем смысле слова, то
звучание - безусловно новаторское, аппелирующее
одновременно и к звуковым находкам фьюжна 70-х, и к
ЕСМ-саунду. При этом удивительный голос
вокалистки записан через микрофон Shure!
DAVID SANCHEZ
"Street Scenes" (Sony Music - Columbia,
1996)
Конечно, в новом поколении
"крутых молодых тенор-саксофонистов" есть
имена и поярче: Джошуа Редмэн или, того паче,
Джеймс Картер. Но у Дэвида Санчеса много своих
изюминок, и главная из них - его латинская кровь.
Пусть она не играет в нем так ярко, как у беглецов
с Кубы вроде Пакито Д'Риверы, но она есть. Это
появляется не только в присутствии
соплеменников (в том числе за роялем - Данило
Переса) и обилии изощренных перкуссивных ритмов,
но и в ощутимо латинской чувственности. Кроме
того, Санчес, в отличие от многих саксофонистов
его поколения (между 1962 и 72 годами рождения),
умеет не только все время быть в состоянии
неконтролируемой истерики, но и временами играть
тихо и лирично. И он очень музыкален. Весь альбом
выдержан в характерном пост-хард-боповом ключе;
присутствуют guest stars, в том числе сильнейшая
вокалистка последних лет Кассандра Уилсон и
маститый альтист Кенни Гаррет, с которым Санчес в
пятом треке играет очень вежливую дуэль.
Звуковое решение традиционно для этого жанра -
чистая акустика (записано опытным Джимом
Андерсоном в самой джазовой студии Нью-Йорка - Power
Station, объем которой, покрытый натуральным
деревом, в руках опытного инженера придает
особенную музыкальность записям такого рода).
Весь латинский "смак" - конго, клаве, бата -
звучит чуть менее выпукло, чем это модно, и от
этого оказываются как раз на своем месте (в
аранжировках они - кроме наиболее впечатляющего
на всей пластинке восьмого трека, где звучат
только саксофон, контрабас и конго - не играют
решающей роли). Сводя запись в студиях
"Сони", Джим Андерсон и продюсеры - Билли
Бэнкс, Чарлз Фишман и сам Санчес - видимо,
отказались от мысли сделать звучание саксофона
"позлее", и слава Богу - меньше аналогий с
современниками.
(c) Кирилл Мошков,
1998 |