502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Рецензии на джазовые альбомы
    FRANK NIMSGERN "Funky Site" (in-akustik GmbH, 1997)

    Как и на своем известном альбоме 1991 г. ("Frank Nimsgern", Lipstick, с участием Билли Кобэма и Чака Хан), немецкий гитарист выступает и в роли продюсера, композитора, аранжировщика, клавишника и Бог знает кого еще. Это принципиальная позиция, Нимсгерн не только джазовый гитарист, но и профессиональный аранжировщик и даже автор мюзиклов (в берлинском Фридрих-штадт-паласе идет его "Гензель и Гретель"). Альбом принципиально полистилистичен, чтобы не сказать эклектичен; это, конечно, современный фьюжн, но при желании можно вычленить еще с полдесятка составляющих. Временами это почти рок! Главная звуковая достопримечательность - 11-й трек, который удостоился особенного предупреждения на обложке: мол, если слушать его на высоком уровне, можно аппаратуру повредить…В записи участвовали вокалисты Франческо Коттоне и Ызай, добавивший курдского колорита в пьесу "No Words", саксофонист Деррик Джеймс, ударник Гвидо Йорис, трубач Алан Грант и другие - большая многонациональная команда, столь же эклектичная, как и результат их трудов. Альбом записывался на берлинской студии Toneart, а сведен с применением системы Surround Sound Миком Франке в студии Harderberg в Оснабрюкке. Результат: очень плотный звук с поразительным динамическим диапазоном (басовые всплески 11-го трека действительно впечатляют). При этом Нимсгерну как продюсеру удалась, кажется, невозможная при таком многоцветии звуковых планов вещь - вся картинка звучит живо и натурально.

    LAILA DALSETH "Time For Love" (Gemini Records, 1986)

    Отпечатанное в Германии на сверхчистом виниле аудиофильское виниловое издание альбома, записанного в Норвегии в 1986 г. Певицу Лайлу Далсет сопровождает состав весьма высокого уровня - уважаемый пианист Эгил Капстад, один из самых известных ударников Северной Европы Оле Якоб Хансен и единственный не-европеец - ветеран контрабаса Ред Митчелл, один из самых значительных басистов Западного побережья в 50-е, своей игрой предвосхитивший, по мнению современников, открытия Скотта Ла Фаро (к сожалению, Митчелл до этого переиздания не дожил - он скончался в 1992- м). Альбом и замышлялся, и реализован как чистая дань восхищения джазовой вокальной традицией прошлого, от Кармен Макрэй до Дайны Уошингтон и даже Билли Холидей - впрочем, негритянские источники манеры госпожи Далсет слышны в первых четырех тактах любой ее партии. Эта запись не прокладывает никаких новых путей, она просто есть - двенадцать стандартов, сыгранных неброско, красиво и почти утонченно. Даже звук апеллирует к первоисточникам: магия знаменитой студии Rainbow в Осло (запись и сведение производил сам Ян Эрик Консхауг) рождает не только узнаваемое звучание ЕСМ, но и такое, совершенно "шестидесятническое" звучание, одновременно земное и прозрачное.

    BRIGITTE BADER MEETS JOHNNY GRIFFIN "Passion, No Future, But Love" (B.B.Production, 1989)

    Еще один образчик аудиофильского винила - на этот раз из Швейцарии: продукт сотрудничества немецкой певицы Бригитты Бадер, американского ветерана Джонни Гриффина (впрочем, давно уже перебравшегося в Европу) и большой международной сборной, в которой и итальянец Дадо Морони (фортепиано), и американский ударник Элвин Квин, и итало-французский басист Луиджи Труссарди. Впрочем, на семи треках из 12 Гриффина нет и играет менее именитый состав - франко-германо-польско- датско-южноафриканский. Бригитта Бадер не всегда была джазовой певицей, в молодости она занималась швейцарским фольклором, потом играла на гитаре в любительском диксиленде. Джазовый материал она поет с заметным немецким акцентом, но явно понимая, чего она хочет добиться. Главная изюминка альбома, конечно, Джонни Гриффин - он звучит в точном соответствии со своей репутацией отличного сейшнмена, не больше и не меньше. Сам звук альбома - честный и по-хорошему джемовый, аналоговый, ностальгический - работает на общую идею работы (если она, конечно, есть) - добрый старый альбом добрых старых стандартов в добром старом исполнении.

    SIRI’S SVALE BAND "Blackbird" (Sonor Records/A.R.S., 1990)

    И еще один винил, вновь из Норвегии. "Свале бэнд" - весьма достойные представители молодой части норвежского джаза, а лидер ансамбля, вокалистка Сири Беате Геллейн - несолненно, одна из наиболее интересных не только в Норвегии, но и вообще в Европе. Да и ансамбль хорош. Альбом - типично северная работа, на 90% выдержанный в медленных, раздумчивых темпах, оставляет ощущение глубокого самопогружения. И не в последнюю очередь благодаря звуковому решению - продюсировали альбом участники альбома и Роджер Валстад, который его и записывал, и сводил в студии "Nidavos" (Тронхейм). Звуковая картина альбома - гулкая, выпуклая, голос Сири (кстати, и голос, и манера ее пения отличаются подлинной индивидуальностью - сравнить особенно не с кем) выдвинут на передний план, и в нем выделены как раз те составляющие тембрового спектра, которые подчеркивают его неповторимость. При этом гармоническая основа ансамбля - сразу два басовых инструмента (контрабас Бьорна Альтерханга и безладовая бас-гитара Одда Магне Гридсета), а саксофоны (альт и баритон), на которых играет Джон Пал Индерберг, слегка притушены, "препарированы" за счет среза высокочастотной составляющей; картину дополняет Карл Хакон Ваделанд, который играет на живых барабанах одновременно с электронной перкуссией. Если музыкальная основа альбома - джазовая традиция в лучшем смысле слова, то звучание - безусловно новаторское, аппелирующее одновременно и к звуковым находкам фьюжна 70-х, и к ЕСМ-саунду. При этом удивительный голос вокалистки записан через микрофон Shure!

    DAVID SANCHEZ "Street Scenes" (Sony Music - Columbia, 1996)

    Конечно, в новом поколении "крутых молодых тенор-саксофонистов" есть имена и поярче: Джошуа Редмэн или, того паче, Джеймс Картер. Но у Дэвида Санчеса много своих изюминок, и главная из них - его латинская кровь. Пусть она не играет в нем так ярко, как у беглецов с Кубы вроде Пакито Д'Риверы, но она есть. Это появляется не только в присутствии соплеменников (в том числе за роялем - Данило Переса) и обилии изощренных перкуссивных ритмов, но и в ощутимо латинской чувственности. Кроме того, Санчес, в отличие от многих саксофонистов его поколения (между 1962 и 72 годами рождения), умеет не только все время быть в состоянии неконтролируемой истерики, но и временами играть тихо и лирично. И он очень музыкален. Весь альбом выдержан в характерном пост-хард-боповом ключе; присутствуют guest stars, в том числе сильнейшая вокалистка последних лет Кассандра Уилсон и маститый альтист Кенни Гаррет, с которым Санчес в пятом треке играет очень вежливую дуэль. Звуковое решение традиционно для этого жанра - чистая акустика (записано опытным Джимом Андерсоном в самой джазовой студии Нью-Йорка - Power Station, объем которой, покрытый натуральным деревом, в руках опытного инженера придает особенную музыкальность записям такого рода). Весь латинский "смак" - конго, клаве, бата - звучит чуть менее выпукло, чем это модно, и от этого оказываются как раз на своем месте (в аранжировках они - кроме наиболее впечатляющего на всей пластинке восьмого трека, где звучат только саксофон, контрабас и конго - не играют решающей роли). Сводя запись в студиях "Сони", Джим Андерсон и продюсеры - Билли Бэнкс, Чарлз Фишман и сам Санчес - видимо, отказались от мысли сделать звучание саксофона "позлее", и слава Богу - меньше аналогий с современниками.

(c) Кирилл Мошков, 1998     

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0