Валерий Мысовский — один из самых активных представителей ленинградского джазового сообщества 1950-70-х гг. Не имея профессионального музыкального образования, он самостоятельно освоил ударную установку и успешно выступал с различными составами, среди которых были, в частности, два из самых известных ленинградских джазовых коллективов 60-х — трио Юрия Вихарева и квартет Романа Кунсмана. Специалисты единодушно признавали Мысовского одним из лучших джазовых барабанщиков Ленинграда, да и всего СССР. При этом джаз никогда не был для Мысовского основным видом профессиональной деятельности (он преподавал английский язык в ВУЗе), хотя играл в его жизни главную роль.
Будучи профессиональным переводчиком, Мысовский одним из первых занялся восполнением пробела в области литературы о джазе на русском языке, сначала делая рукописные переводы англоязычных статей о джазовых музыкантах, а затем выпустив совместно с Владимиром Фейертагом нашумевшую брошюру «Джаз» (1960, Музгиз). Ему принадлежала и первая попытка написать на русском языке руководство по технике джазового исполнительства на барабанах (1970), которое, впрочем, никогда не было издано.
ПОДРОБНЕЕ О ВАЛЕРИИ МЫСОВСКОМ
Мысовский ушёл из жизни 23 декабря 2011 г. Часть его собственности была утрачена. Всё, что осталось от его архива, было передано в Центр исследования джаза его родственницей, санкт-петербургской вокалисткой Натальей Родиной, в апреле 2013 г.
Оцифровка коллекции Валерия Мысовского завершена в Ярославле 12 января 2023 г. Все визуальные материалы, за исключением машинописных текстов, отсканированы в весьма высоком качестве (разрешение 1200 точек на дюйм, глубина цвета 24 бит). Машинописные тексты отсканированы в высоком качестве (разрешение 600 точек на дюйм, глубина цвета 24 бит).
Получить доступ к этим материалам исследователи могут по письменному запросу (адресат — главный редактор «Джаз.Ру», директор по исследовательской работе Центра исследования джаза Кирилл Мошков).
Только малая часть коллекции Мысовского оставлена без оцифровки: с одной стороны — сугубо личная переписка, не имеющая отношения к джазовой жизни; с другой — черновики и тиражные экземпляры книг, которые он написал («Основы ритмики джаза. Бит и свинг», 1970, и «Блюз для своих», 1975, выпущенные в те годы «Группой исследования джаза в СССР» по технологии «самиздата») или перевёл («Рассказы о джазе», выпущенные в 1970-е гг. в самиздате, а в 1995 г. напечатанные джаз-клубом «Квадрат» в книжном типографском формате без ISBN). Не оцифрован также хранившийся у Мысовского экземпляр самиздатовской книги Юрия Верменича «Мои друзья — джазфэны» с автографом автора, так как текст этой книги уже почти четверть века имеет хождение в сети.
Архив Валерия Семёновича Мысовского
даритель: Наталья Родина
Инвентарная опись
доступ к коллекции: СВЯЗАТЬСЯ С ЦЕНТРОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЖАЗА
Коробка М1.
1. Папка «Дело №50 Мысовского Валерия Семёновича»:
- Информационный бюллетень №1 январь 1978. Ярославский городской джаз-клуб.
- Программа вечера в ДомЖуре 07.11.1980
- Статья «Рок, джаз и Ньюпорт — обмен мнениями». Ален Хейнеман, перевод Юрия Верменича. Из журнала DownBeat за декабрь 1969.
- Статья «Джон Колтрейн и джазовая революция (пример Алберта Айлера)». Фрэнк Кофски. Сокращённый перевод Г.Васюточкина «Джаз» сент.1965 — окт.1966
- От Аркадия Мемхеса (?)
- Билли Холидей. Юрий Вихарев. Статья для грампластинки фирмы «Мелодия».
- Мазур Эдуард Леонидович (1945-1985). Некролог Ю.В. (Вихарев?).
- Интервью с В.Мысовским и Ю.Вихаревым по случаю 20-летия Ленинградского городского джаз-клуба.
- ЭЛ-ДЭ-РЭГ — посвящение Ленинградскому диксиленду в день 20-летия.
- Юрий Вихарев. Эпитафия самому себе по случаю 42-го года рождения.
- Юрий Вихарев — Г.С.Васюточкину апрель 1985 «Некролог на будущее»
- Юрий Вихарев. «Ночью (Святочный рассказ)». Н.Ш.Лейтесу.
2. Папка «Джазовые материалы»
3. Папка «Блюз для своих»:
- письмо Юрия Верменича Мысовскому 31.01.1979
- «Мои встречи с Дюком» Ли Тавр 28.11.1974 В.Мысовскому от автора
- Алексей Баташёв. Поздравление В.Мысовскому с 50-летием.
- “Oleo” партия барабанов
- Аннотация цикла лекций о джазе В.Мысовского, Джаз-клуб 1966
- Аннотация к двойному альбомы фирмы «Мелодия» квартета Романа Кунсмана, так пока и не увидевшего свет. Алексей Баташёв, + «Вместо послесловия» Ю.Вихарева
- Набросок портрета В.Мысовского и Р.Кунсмана. Григур 1967, Таллинн
- В.Николаев. Редактору бюллетеня Ленинградского джаз-клуба «Квадрат» Е.С.Барбану. Сентябрь 1977
- В.Фейертаг. «Джаз и слушатели (короткие тезисы к «Круглому столу» в «Квадрате»)».
- Договоры и расписка
- «Блюз для своих». Машинописный черновик В.Мысовского с предисловием Ю.Вихарева.
4. Папка «Творчество друзей (и врагов)»
- Юрий
Верменич «Riverboat Shuffle»
окт. 1973
статья «Гастроли Дюка Эллингтона в СССР» 2-5 окт. 1971
статья «Новый джаз — социальные истоки и эстетика» 1970 - Юрий Вихарев. Статья «Последнее пятилетие 1963-1968»
- В.Фейертаг. Письмо в джаз-клуб. Декабрь 1978
- Г.Васюточкин. Статья 1961-1963
- Сергей Курмаев. Рига 1981, без 1-й стр.
- Аннотация лекций по истории джаза
- Информационный бюллетень №2, 3-й кв. 1978. Ярославский городской джаз-клуб.
- Письмо В.Мысовскому.
5. Папка «Рассказы о джазе»
- «Джаз» ?
- Быть или не быть
- Телониус Сфиэ Монк. План лекции
- «Рассказы о джазе», перевод В.Мысовского. Ленинград, 1975-76 (машинописная рукопись с правкой)
- Р.Левин «К проблеме теории свинга». Воронеж, 1978
6. Папка «Джазовые материалы». Вырезки, программки и т.д.
Коробка М2.
1. Валерий Мысовский «Основы ритмики джаза. Бит и свинг» (рукопись)
2. Валерий Мысовский «Основы ритмики джаза. Бит и свинг» Самиздат, Ленинград 1970
3. Папка «Статьи о джазе»:
- Ю.Т.Верменич «Мои друзья — джазфэны», Воронеж
- список книг Группы Изучения Джаза от Ю.Верменича
- начало рецензии на книгу Е.Барбана «Чёрная музыка, белая свобода»: «Диалогизм или маятник»
4. Валерий Мысовский «Blues For My People». Машинописное издание 1975
5. «Рассказы о джазе», перевод В.Мысовского. Ленинград, 1975-76 (машинописное издание)
6. «Квадрат», №16 (Новосибирск, 1981)
7. «Квадрат», №17 (Новосибирск, 1983)
8. «Что было, то было»
Коробка М3. Отдельные диски и артефакты.
Вне коробок: Бобина с магнитофонной лентой, оригинал записи Мысовского и др.
ОПИСЫВАЛА: Наталья Родина (начало апреля 2013)