Иван Никитин фото: Александр Стернин (ArtBeat) |
В середине января в Россию с концертами приезжал нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв — самый известный в мире российский «джазовый эмигрант» 1970-х, работавший в легендарном ансамбле Jazz Messengers великого барабанщика Арта Блэйки. Первое выступление Валерия Михайловича состоялось 17 января в Клубе Алексея Козлова, где признанному во всём мире трубачу составили на сцене компанию сам хозяин клуба – Алексей Козлов и его ансамбль «Арсенал»: Юрий Погиба (клавишные), Сергей Слободин (бас-гитара) и Эдуард Петрухин (ударные).
Выступление началось с исполнения хрестоматийного стандарта «Work Song», написанного Нэтом Эддерли. Исполнение номера было приближено к оригинальной версии — с той лишь разницей, что у наших музыкантов оно получилось тягучим и тяжёлым. Такого саунда во многом удалось добиться благодаря ритм-секции. Большое пространство в импровизационной части было предоставлено гостю из-за океана. Валерий Михайлович наполнил «Рабочую песню» энергичными, резкими хардбоповыми пассажами. Как известно, Валерий Пономарёв — большой поклонник Клиффорда Брауна: на его первом сольном альбоме «Means of Identification», записанном в 1985 году, он даже записал известную балладу Бенни Голсона, посвящённую легендарному трубачу. В его игре чувствуется любовь и желание продолжить традиции, заложенные Брауном, Ли Морганом и Фредди Хаббардом в 50-60-ее годы.
Если кто-то предположил, что весь концерт пройдёт в «классическом» ключе, то это было ошибкой. Алексей Козлов всегда отличался разносторонностью своих музыкальных вкусов, и даже в программе одного концерта это оборачивалось порой неожиданными сюрпризами для слушателей.
ДАЛЕЕ: какие же сюрпризы ждали слушателей на концерте «Арсенала»?
Таким сюрпризом было исполнение композиции американской группы Oregon. Эта вещь входит в репертуар ансамбля «Арсенал», но особый интерес она вызывала тем, что, хотя Валерий Пономарёв ее толком никогда не слушал, это не помешало трубачу продемонстрировать свою исполнительскую гибкость. Прислушавшись, он выдал спокойное и сбалансированное соло, которое по мере своего развития вылилось в настоящий майлс-дэйвисовский джаз-рок с узнаваемыми поисками нужной музыкальной фразы.
Следом шли знакомые джазовому слушателю пьесы — «Billie’s Bounce» Чарли Паркера и «Milestones» Майлса Дэйвиса. А второе отделение концерта было отмечено исполнением уже авторского материала. Пьеса «Silver Blues», написанная Алексеем Козловым в стиле фанк, была посвящена пианисту Хорасу Силверу и стала данью уважения музыканту, который, по словам Алексея Козлова, оказал очень сильное влияние на его творчество.
Следующий кардинальный стилистический поворот в программе случился в сторону восточной музыки. Пьеса «Алайский базар» (авторство принадлежит Алексею Семёновичу), посвящена историческому перекрестью торговых дорог, возникшему в древности на маршруте Великого Шелкового Пути (там, где сейчас находится город Ташкент). Это произведение, рожденное на стыке джаза и рока, отличается своей многослойностью и разнообразием музыкальных фраз, что придает пьесе грациозность, а восточные мотивы добавляют композиции особый колорит.
СЛУШАТЬ: Алексей Козлов и «Арсенал» — «Алайский базар» (с альбома «Поток сознания», ArtBeat Music, 2013). Соло на тромбоне — Вадим Ахметгареев.
[soundcloud] http://soundcloud.com/artbeatmusic/alay-bazaar [/soundcloud]
Концерт получился разнообразным и полностью подтвердил поговорку, что все хорошее быстро заканчивается. Но это было только началом турне Валерия Пономарёва по городам России. Кстати, 20 января Валерий Михайлович отметил свой 71-й день рождения, с чем мы его сердечно поздравляем!
Перепутали Хораса Сильвера с Седаром Уолтоном?!!!
Слухи о смерти Хораса Силвера сильно прерувеличены — он еще не умер. Уверен, что Алексей исполнял свою пьесу не в «связи с уходом Силвера из жизни» …