502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
|
|
Алексей Зубов
саксофон (Лос-Анджелес) |
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ
МУЗЫКАНТА
Саксофонист
Алексей Зубов - легенда советского джаза, музыкант, чье имя знакомо
всем ценителям и любителям джазовой музыки в СССР с середины 60-х и до
самой его эмиграции в США в 1984-м.
Алексей родился в Москве в 1936 году в семье ученых. Окончил физфак
МГУ и должен был начать карьеру ученого в престижном ФИАНе в
лаборатории Басова и Прохорова, впоследствии получивших Нобелевскую
премию по физике.
Вместо этого Зубов предпочел другой путь и карьеру. Сказалось
многолетнее увлечение джазом, начавшееся еще в начале 50-х, когда по
ночам у приемника он пытался ловить джазовые передачи "Голоса Америки"
и "БиБиСи". Студентом второго курса МГУ Алексей и сам начинает играть
джаз - сначала на кларнете, а затем на саксофоне, и становится одним
из музыкантов, ответственных за возникновение ранней волны возрождения
джаза в Советском Союзе.
В 1955 г. Алексей Зубов становится участником студии Центрального Дома
работников искусств "Первый Шаг" и ее знаменитой в ту пору в Москве
"Восьмерки ЦДРИ". А в 1960-м поступает в биг-бэнд Олега Лундстрема,
тогда лучший джазовый оркестр страны, став таким образом
профессиональным музыкантом.
В 1966 г. Зубов начинает играть в Оркестре радио и телевидения под
руководством Вадима Людвиковского. В этом коллективе он проработал
семь лет.
С 1973 года и вплоть до отъезда в США в 1984-м Алексей работает в
студии "Мелодия" и пишет музыку для кино.
Алексей Зубов возглавлял несколько коллективов и был участником многих
джазовых групп, наиболее известными из которых были квартет
"Крещендо", дуэт с пианистом Игорем Саульским, квинтет "Барометр" и
т.д. Нельзя не упомянуть и многолетнее плодотворное сотрудничество с
Владимиром Высоцким.
В ходе более чем пятидесятилетней музыкальной карьеры Зубов находился
на сцене и записывался с такими выдающимися джазовыми музыкантами, как
Гэри Бёртон, Чик Кориа, Пит Кристлиб, Пол Гонзалвес, Чарли Хэйден,
Алберт "Тути" Хит, Дик Хайман, Кит Джарретт, Милчо Левиев; и с не
менее значительными российскими музыкантами, в том числе с
Константином Бахолдиным, Геннадием Гольштейном, Германом Лукьяновым,
Константином Носовым, Борисом Рычковым и многими, многими другими.
Из книги "Советский джаз. Проблемы. События. Мастера" (Москва, 1987)
С 1984 г. Алексей Зубов живет в Лос-Анджелесе, где он продолжает
выступать и писать музыку. В последнее время Алексей возглавляет
квартет Rejuvenation Project, участники которого очень молоды по
возрасту, но весьма зрелы музыкально. С ними же недавно записан диск,
в который вошли оригинальные композиции Зубова за более чем
сорокалетний период.
В ноябре 2006 года Алексей Зубов отмечает свое семидесятилетие и
пятидесятилетие творческой деятельности. К этому событию приурочена
его поездка в Москву, первая за более чем двадцать лет. Зубов дает
концерт 29 ноября в Центре Галины Вишневской на Остоженке с
великолепным пианистом Милчо Левиевым, а также выступает в нескольких
джаз-клубах Москвы.
|
Об
альбоме "Rejuvenation Project" (2006)
Новый альбом
Алексея Зубова "Rejuvenation Project"
доступен к заказу через CDbaby.com
АУДИО (mp3, фрагменты):
Русская Сюита, ч. 1
Русская Сюита, ч. 2
Русская Сюита, ч. 3
Белые Пески
Розовый Марш
Радикальное Танго
Лучи Польки
Тупик
О ПРОЕКТЕ
Я назвал этот CD "Омолодительный Проект" или "Проект Омоложения" по
нескольким причинам. Одна из них -- я попытался вдохнуть новую жизнь и
свежесть в свои старые композиции. Другая -- я твердо верю в
способность хорошей музыки омолаживать нас, вдыхать в нас новые силы.
А я пытаюсь писать именно такую музыку.
И наконец, превосходные музыканты, позволившие мне осуществить этот
проект, очень молоды (но вполне зрелы музыкально). Во время своих
выступлений с ними и в ходе работы над этим диском я действительно
чувствовал, что молодею с каждым днем. Мои партнеры получили очень
хорошее музыкальное образование: Брайан Фридлэнд в Университете Южной
Калифорнии в Лос Анджелесе, Гамильтон Прайс в Университете Техаса в
Остине и самый младший, Дженс Куросс, недавний выпускник престижного
музыкального колледжа Беркли в Бостоне. Они по праву заслуживают
признания и восхищения.
О МУЗЫКЕ
В этом диске представлены мои композиции за более чем сорокалетний
период, начиная с 1965 года, а последние три были написаны незадолго
до записи.
А теперь подробнее о пьесах (не в порядке расположения на CD):
Пьесы "Dead End" ("Крепостной Тупик") (1965), "Русская Сюита" ("Былины--Старины")
(1968) и "Белые Пески" (1972--2005) отражают мой глубокий интерес к
народной музыке мира.
Тема "Крепостного Тупика" навеяна азербайджанскими мугамами. Пьеса
прозвучала на Московском Джаз Фестивале в 1966 году в исполнении
квинтета "Крещендо". Она посвящена моему кумиру Джо Хендерсону, и хотя
я никогда не пытался, да и не смог бы, подражать ему, я думаю, вы
услышите его влияние.
Трехчастная "Русская Сюита" ("Былины--Старины") была впервые исполнена
и записана в исполнении квартета "Крещендо" на Московском Джаз
Фестивале в 1968 году. Я значительно переработал ее для этого диска.
Вы услышите несколько цитат из существующих русских народных мелодий.
Обратите внимание на прекрасное соло конрабаса (Гамильтон Прайс) в
дуэте с саксофоном в первой части, великолепную партию ударных Дженса
Куросса, в особенности его соло во второй части, и чрезвычайно
лирическую и в то же время мощную партию фортепьяно(Брайан Фридлэнд) в
ходе всей сюиты.
Пьеса "Белые Пески" написана под влиянием прекрасных и порой
навязчивых восточных мелодий. Она посвящена моей жене Марине, которая
увидела во сне созвучный этой теме образ. Заметно также влияние ЕСМ.
Три композиции -- "Radical Tango" ("Радикальное Танго") (1984), "Polka
Beams" (& Moon Dots) ("Лучи Польки и Лунный Горошек") и "Pink March"("When
Neocons Go Marching In") ("Розовый Марш" или "Когда Неоконы
Маршируют") (обе 2006) -- из пока еще не завершенной сюиты "Антисоциальные
Этюды", написаны под влиянием альбома Карлы Блэй "Социальные Этюды". Я
посвящаю сюиту этой выдающейся пианистке и композитору.
Я исполнял и записал "Радикальное Танго" для другого альбома с
великолепным пианистом и моим близким другом Милчо Левиевым. И эта
композиция посвящается ему и доктору Лесли Иберу, который практически
спас мне жизнь, позволив мне таким образом осуществить этот проект.
Пьеса "Лучи Польки" (которую можно было бы назвать "Черни умер!") и
"Розовый Марш" написаны под влиянием Шостаковича и Прокофьева, им они
и посвящаются. Я попытался здесь сочетать темы в стиле современной
камерной музыки с кусками абсолютно свободной импровизации. Я надеюсь,
что кроме юмора вы разглядите в этих пьесах и что-то более глубокое.
И наконец, пьеса "Милая Пани" была написана для художественного фильма
"Забудьте Слово Смерть" в 1983 году. Хотелось, чтобы она звучала
"по-польски", поэтому я использовал гармоническую структуру в стиле
Шопена. Пьеса никогда не предназначалась для джазового исполнения, но
я думаю, что она придает многообразие и чувство славянской ностальгии
всему проекту в целом. Обратите внимание на элегантное и глубоко
лирическое соло Брайана Фридлэнда (фортепьяно).
В конце каждого СD принято печатать длинный список благодарностей. Я
глубоко благодарен каждому из вас, и здесь просто нет места, чтобы
напечатать подобный список.
Я благодарен тем, кто прослушал этот диск, понравился он им или нет;
всем моим друзьям (и врагам, если таковые имеются); тем, кто хвалил
мою музыку и тем, кто подвергал ее жестокой критике; тем, кто помогал
мне и тем, кто чинил мне препятствия, потому что я многому научился у
тех и других; тем, кто научил меня жить и творить музыку и тем кто
этого не делал... Я благодарен всем и всему, что оказало на меня
влияние и сделало меня тем, кто может сегодня почтительно предложить
вашему вниманию свой скромный труд с робкой надеждой прибавить
немножко радости в вашей жизни и даже чуть-чуть вас омолодить!
О СЕБЕ
Я родился в Москве в семье ученых и должен был продолжить семейную
традицию и проявить себя на научном поприще. По окончании физфака МГУ
мне была предложена престижная работа а ФИАНе в лаборатории будущих
нобелевских лауреатов Басова и Прохорова, работа, о которой любой
начинающий физик мог бы только мечтать.
Но... коварный змей джаза стал искушать меня еще в начале 50-ых.
Сталин был еще жив, когда я ночами просиживал у приемника, стараясь
поймать джазовые прграммы Голоса Америки и БиБиСи. На втором курсе
университета я, наконец, и сам начал играть джаз сначала на кларнете,
а затем на саксофоне, став одним из участников ранней волны
возрождения джаза в Советском Союзе. Стоит упомянуть, что занятия
джазом в то время чуть ли не приравнивались к государственной измене.
Итак, вместо того, чтобы стать многообещающим научным работником, я
отправился на гастроли с оркестром Олега Лундстрема, тогда лучшим биг
бэндом в стране. Так я стал профессиональным музыкантом. Затем
последовали семь лет работы в оркестре Радио и Телевидения под
руководством Вадима Людвиковского, а вплоть до моего отъезда в США я
работал в студии Мелодия и писал музыку для кино.
В конце 50-х, в 60-е и 70-е годы джазовая музыка уже не была таким
табу, по крайней мере власти ее терпели. В 60-х в Москве появилось
несколько джазовых клубов, стали проводиться ежегодные джазовые
фестивали, и джазовых музыкантов даже посылали за границу на
международные джазовые фестивали.
Я возглавлял и был участником многих джазовых групп, наиболее
известными из которых были квартет "Крещендо", дуэт с пианистом Игорем
Саульским, квинтет "Барометр" и другие.
В 1984 году я поселился в Лос Анджелесе, где я и сегодня продолжаю
писать музыку и выступать. В ходе моей пятидесятилетней музыкальной
карьеры я имел честь находиться на сцене и записываться с такими
выдающимися джазовыми музыкантами как Гэри Бертон, Чик Кориа, Пит
Кристлиб, Поль Гонзалвес, Чарли Хэйден, "Тути" Хит, Дик Хайман, Кит
Джэррет, Милчо Левиев; и с не менее значительными российскими
музыкантами, в том числе с Константином Бахолдиным, Геннадием
Гольштейном, Германом Лукьяновым, Константином Носовым, Борисом
Рычковым и многими, многими другими, кого не могу даже перечислить
здесь из-за недостатка места.
От всей нашей бригады омоложения: счастливо вам омолодиться!
|
Пресса:
Журнал "Полный джаз", #3-4, 2006:
Зубов/Кондаков - дуэт
мастеров
Андрей Кондаков -клавишные, Алексей Зубов - саксофоны. La Ve
Lee Jazz Club, Лос-Анджелес, Калифорния, 21.01.2006
Вот
уже почти полвека я получаю удовольствие от игры и сочинений
Алексея Зубова,
присущим только ему одному - философским, трагикомическим, всегда
узнаваемым, чрезвычайно самобытным. В то же время, я был наслышан об
Андрее Кондакове, но
не слышал его игры и его музыки до выступления в джаз-клубе La Ve Lee,
где он играл дуэтом с Зубовым. Я сразу должен сказать, что он оказался
равным, незаурядным и высоко профессиональным партнером в этом
замечательном тандеме. Это было их первое совместное выступление, и их
счастливым слушателям довелось отправиться в необыкновенное и
захватывающее музыкальное путешествие, испытав при этом истинное
наслаждение.
Я приехал пораньше в надежде перехватить музыкантов до начала
концерта. Войдя в клуб, я испытал некоторое беспокойство, заметив, что
вместо рояля на сцене стоит электронный клавишный инструмент. Я
заказал коктейль и сел за столик, пытаясь предугадать то, что здесь
должно было произойти. Постепенно клуб заполнился до отказа. Музыканты
(как водится) прибыли в последний момент, и зазвучала музыка.
С первых же нот, взятых Кондаковым на электронной "Ямахе", мои
опасения исчезли. Его исключительное мастерство и артистизм исполнения
позволили ему использовать этот инструмент наилучшим возможным образом
в течение всего концерта.
Первой исполнялась пьеса Кондакова "Детская песенка". Андрей написал
красивую, легкую мелодию, сопровождаемую простыми, но исключительно
изящными аккордами. Начиная с этого многообещающего момента и до
самого окончания концерта присутствующие наслаждались творческим
своеобразием предложенных дуэтом произведений. Одним словом -
"эклектическая" музыка. Я был на седьмом небе, эклектика - мой любимый
стиль в искусстве (как и для миллионов людей , несмотря на ворчание и
брюзжание извечных академиков и стилистов от музыки ).
После первой пьесы контрастом прозвучало "Радикальное Танго" Алексея
Зубова: резкая, почти жестокая насмешка в сочетании с искренним
романтизмом. Затем наш дуэт смягчил настроение исполнением пьесы
Кондакова "Прекрасная Незнакомка" - легкой свингующей самбы в
бразильском стиле. Позже мы услышали соло Зубова в стиле "зурны" на
тенор-саксофоне в интродукции к пьесе "Крепостной Тупик". Эта
композиция представляет собой удивительный контраст между примитивной,
атонально-этнической, неистовой и страстной первой частью - и затем
скачок в 1000 миль к интеллектуальной, сильной и в то же время
спокойной и мудрой второй части.
Следующим последовал истинный фейерверк блестящей виртуозности обоих
музыкантов в пьесе Кондакова "Тарантелла". Затем мы были околдованы
глубокой нежностью "Польской Пани" - произведения Алексея Зубова в
стиле Шопена. То же можно сказать о прекрасной всепроникающей
меланхолии другой пьесы Зубова - "Белые Пески". Пьеса Андрея Кондакова
"Блюз Робота", сменила настроение своим традиционным напором и
свежими, замысловатыми блюзовыми аккордами. И наконец, невозможно не
упомянуть чрезвычайно яркую и оригинальную интерпретацию популярнейших
русских стандартов "Прощай, Любимый Город" и "Полюшко-Поле".
Эти мастера, музыканты, волшебники провели нас по дорожке, ведущей к
множеству прекрасных, удивительных и временами мрачных, трагических и
даже пугающих мест в течение одного вечера. Богатый тембральный
диапазон Алексея Зубова (на сопрано и на теноре) идеально сочетался с
изумительным мелодическим, ритмическим и гармоническим подходом к игре
Андрея Кондакова.
Джазовые дуэты - самые легкие и самые трудные ансамбли в
импровизационной музыке. Самые легкие - потому, что только два
собеседника ведут разговор. Самые трудные - потому, что только два
музыканта должны создавать всю ритмическую основу без участия ударных
и баса. Дуэт АА (Алексей-Андрей) провел оба отделения вечера с
непрекращающимся мощным напором.
И в заключение я должен сказать о написании подобных музыкальных
рецензий: найти правильные слова так же трудно, как и найти правильные
ноты. Надеюсь, мне удалось хотя бы частично дать представление об этом
исключительном и отрадном музыкальном событии.
Милчо Левиев,
Северный Голливуд, Калифорния
|
|