Участники "Джаз-бас Театра" разных
составов:
- Александр Ростоцкий - бас-гитара
- Сергей Манукян - вокал, клавишные
- Юрий Парфенов - труба, альтгорн
- Яков Окунь - клавишные, фортепиано
- Дмитрий Севастьянов - ударные
- Станислав Григорьев - тенор-саксофон
- Лев Кушнир - клавишные,
фортепиано
- Виктор Епанешников - ударные
- Алексей Николаев - тенор-саксофон
- Виталий Соломонов - контрабас, бас-гитара
- Евгений Рябой - ударные
- Владимир Данилин - аккордеон
"...Пока можно говорить скорей о
театре звука или театре тембров, то есть
параллель возникает с галереей живописи.
Ростоцкого и его музыкантов я не слышал
"вживую" уже несколько лет. Изменился подход
к синтезаторам: для них найдены совершенно новые
краски. В нынешнем септете звучание
"клавишей" стало плотным, густым,
оркестральным. Яков Окунь ("фендер-родс" и
"курцвайль" и Антон Севидов ("энсоник")
применяют тембры напоминающие то квинтет
саксофонов, то группу валторн с тубой. Эти краски
в смеси с трубой и флюгельгорном Юрия Парфенова и
тенор-саксофоном Алексея Николаева позволяют
добтиься удивительного колорита, чаще всего
глуховатого, вязкого. На бас-гитаре играет сейчас
Антон Ревнюк, на ударных - талантливый и
динамичный Дмитрий Севастьянов.
Ну и, наконец, несколько
слов о лидере группы - Александре Ростоцком. Он
впервые продемонстрировал аудитории свой новый
инструмент - пятиструнную ладовую гитару
американской фирмы "Черни". Звучит она
где-то в диапазоне между струнным альтом и
виолончелью. Так что - тенор-гитара?
Баритон-гитара? Инструмент полый внутри, с очень
длинным грифом (37 дюймов). Обладающий тем
выразительным прозрачным звуком, которого
обычно лишена традиционная плоская "доска".
На полу - педали (дилэй, хорус, гармонайзер). То
есть - бесконечное количество тембровых
вариантов, сочетаний, сплавов.
Сама музыка, сыгранная на вечере в
ЦДРИ, легко делится на три "среза" -
композиции Ростоцкого ("Басовая струна",
"Два сна", "Джону Фентону - ветер и
цветок", восточные стилизации Юрия Парфенова
("Дервиш", "Хайтарма") и обработки
русских мелодий плюс три фрагмента из
"Картинок с выставки" Мусоргского.
Композиции разные по тону и энергетике, но
преобладающе тяжелые, атакующие. Джаз, который в
России, надо заметить, сегодня мало кто играет. В
этом плане новая группа Ростоцкого занимает
пустующую пока стилистическую нишу."
Аркадий Петров, газета "Культура",
1997
"ДЖАЗ-БАС-ТЕАТР" КАК СОБЫТИЕ
СЕЗОНА
Концерт бас-гитариста Александра
Ростоцкого и его ансамбля "Джаз-бас-театр"
прошел в Центральном доме работников искусств 1
апреля. Во вступительном слове музыковеда
Алексея Баташева много было сказано о глубинных
связях театра и джаза (видимо, исходя из названия
коллектива, г-н Баташев предполагал некую
театрализацию действия), но, когда музыканты
появились на сцене и заиграли, стало ясно, что
речь здесь скорее может идти совсем о другом виде
театрализации - о глубинной драматургии музыки,
которая может не выражаться (кстати, и не
выражалась) во внешнем движении. Состав ансамбля
был почти оркестровым, причем г-н Ростоцкий
привлек музыкантов совершенно разного плана.
Ритм-секция (басист Антон Ревнюк и ударник
Дмитрий Севастьянов), равно как и
шестнадцатилетний клавишник Антон Севидов, явно
ориентирована на самые современные
разновидности джаза (так называемый
"хип-боп"). Трубач Юрий Парфенов -
многолетний солист оркестра Олега Лундстрема и
при этом участник авангардного ансамбля "Три
О". Тенор-саксофонист Алексей Николаев - солист
"МКС биг-бэнда" Анатолия Кролла, играющий в
"горячей" манере современного хард-бопа, а
второй клавишник Яков Окунь (сын пианиста
Михаила Окуня) - музыкант "прохладного"
фьюжн-звучания. Сам г-н Ростоцкий почти не играл
басовых партий, используя свою бас-гитару в
основном как сольный инструмент в довольно
высоком регистре. Причем благодаря
использованию процессора инструмент г-на
Ростоцкого звучал почти как духовой. Несмотря на
такую разноликость коллектива, десять пьес
программы "Джаз-бас-театра" прозвучали на
едином дыхании - и мощные фанк-блюзовые
композиции г-на Ростоцкого, и его же фантазии на
темы русских народных песен ("Ой ты поле
мое") и музыки Модеста Мусоргского
("Богатырские ворота"), и композиции Юрия
Парфенова. Особенно интересно была сыграна пьеса
г-на Парфенова "Хайдарма" на тему
популярного крымско-татарского танца в размере
7/8, в кульминации внезапно превратившаяся в
душераздирающий фри-джаз в манере поздних опытов
Орнетта Коулмена.
После концерта на сцене появился
Анатолий Кролл, от имени руководства ЦДРИ
вручивший музыкантам цветы. И г-н Кролл, и Алексей
Баташев, и присутствовавший в зале джазовый
критик Аркадий Петров в беседе с корреспондентом
InterMedia единодушно заявили, что концерт безусловно
можно отнести к наиболее удачным и творчески
наиболее интересным джазовым событиям сезона.
Сообщение агентства InterMedia от 03.04.1997
|