Краткая история Cаратовского джаз-оркестра "Ретро", цель которого в том, чтобы утомлённому солнцу вечно с морем прощаться.
Наша концертная деятельность - попытка создать отдушину для многих любителей старой эстрады и джаза, особенно пожилых людей. Подобных концертов и коллективов - единицы, и нам пора создавать "Антипопсовую партию".
То, что наши ветераны лишены музыки своей молодости - полбеды. Многим старшеклассникам даже незнакомы имена Клавдии
Шульженко, Александра Цфасмана, Глена Миллера.
Леонида Утесова некоторые знают лишь благодаря
кинофильму "Веселые ребята". И без концертов и передач о старой доброй эстраде у них нет даже надежды познакомится с её золотым фондом.
Репертуар оркестра составляют популярные танцевальные и джазовые мелодии
1910-х-40-х годов, песни из репертуара
Клавдии Шульженко, Леонида и Эдит
Утесовых, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина и других мастеров эстрады. Мы исполняем музыку по подлинным нотам тех лет, иногда и по архивным авторским рукописям ("Спасибо, сердце" пролежала в архиве Игоря
Дунаевского 30 лет, последним рукопись выписывал В.Кнушевицкий), без использования электронных инструментов, воссоздавая неповторимый мягкий тембр довоенных джаз-оркестров.
А идея у нас очень простая: музыку композиторов-классиков мы можем услышать так, как она задумывалась и исполнялась при их жизни: Моцарта
- на клавесине, Баха - на органе. Некогда "легкая" музыка Иоганна
Штрауса и Имре Кальмана, выдержав испытание временем, тоже стала классикой, и растет интерес к их подлинным партитурам. Но ведь Дюк
Эллингтон, Глен Миллер, Александр Цфасман тоже
выдержали это испытание, и пора к ним относиться с тем же уважением: поменьше "творческих обогащений", синтезаторов и всего того, что могло бы не понравиться мэтрам. Тем более, что в историю вошли не столько их мелодии, сколько аранжировки и особое качество звучания. Ведь исполнительское искусство довольно консервативно, музыканты создают свою эмоциональную трактовку, но не трогают музыкальный текст, и тем самым, передают эстафету новым поколениям.
Посему на особом месте у нас в репертуаре "Livery Stable Blues" с первой джазовой пластинки 1917 года и увертюра к "Веселым ребятам". Наша программа американских диксилендов состоит, в основном, из изданий 1910-20-х годов. Записи делаем "архаичные", без реверберации, с очень умеренным стереоэффектом.
Состав оркестра: 2 трубы, 2 тромбона, 4 саксофона (все играют на кларнетах), 3 скрипки, фортепиано, контрабас (или туба), банджо (или гитара), ударные.
Начиналось все с квартета бывших одноклассников. Первое выступление состоялось в ноябре 1983 г. в Саратовском кинотеатре "Экран", когда он начинал показ нового фильма "Мы из джаза" (мы утащили из кабинета директора на память его афиши). Позже, поразились совпадению: в фильме не просто тот же состав инструментов, но и последовательность их прихода в коллектив. Сейчас наши музыканты работают в симфоническом оркестре, в оперетте, опере и военных оркестрах Саратова.
C 1992 года оркестр постоянно участвует в джаз-фестивалях.
Программы оркестра:
- "Вечер памяти Утесова" - 1998 г. и 2003 г.
Саратовская филармония, 2004 г.
Московский дом ученых
- "От Утесова до Армстронга" - 1999
г. Саратовский музей им. Радищева (к 70-летию
оркестра Л.Утёсова и к 15-летию оркестра
"Ретро")
- Открытие джазового сезона 2000 г.
в музыкальном театре Волгограда (из
истории американского джаза)
- "Вечер памяти Александра Цфасмана"
- 2002 г. Саратовская филармония,
Большой зал Московской консерватории,
фестиваль в Челябинске
- Юбилейный концерт оркестра "Ретро"
(к 20-летию создания коллектива) в Саратовской филармонии в 2003 г.
В
2002 г. на фестивале, посвященном 80-летию российского джаза в
Зале им. П.И. Чайковского с оркестром
"Ретро" спел и сыграл на ударных Борис Матвеев, барабанщик оркестра Эдди Рознера и участник фильма "Карнавальная ночь". Это содружество продолжилось на
"Вечере памяти Александра Цфасмана", на фестивале в Челябинске и на
юбилейном концерте, где Борис Матвеев
сыграл на барабанах при первом исполнении оркестром "Ретро" песни "Пять минут", как и полвека назад. Эта запись, осуществленная Саратовским радио, прозвучала на
радио "Эхо Москвы" в рождественскую ночь 2004 года. На втором диске оркестра Борис
Матвеев записал две популярнейшие песни Александра
Цфасмана "Утомленное солнце" и "Мне бесконечно жаль".
Фирма "Артель "Восточный ветер" выпустила два диска оркестра: "Старые письма" (записи 1993-2000 гг.) и "Утомленное солнце" (2003-2004 гг.).
Духовников Никита Александрович
|