NEW:ВИДЕО ЯКОВА ОКУНЯ
Яков Окунь (фото: Гульнара Хаматова, 2011) по клику на фото открывается пригодная для полиграфии версия
фотографии 300 dpi
Пианист Яков
Окунь - одаренный, глубокий и серьезный музыкант, вышедший на
профессиональную джазовую сцену в 90-х гг. XX века. Его по праву
считают "новым лидером современного российского джаза" (А. Ветхова. ИД
"Время" 30.09.2004 г.). У него блестящая репутация музыканта, "чье
владение традицией и просвещенный взгляд позволяют обращаться с
материалом столь же корректно, сколь и свободно"(там же).
Яков Окунь родился 4 июня 1972 г. в Москве в семье известного
джазового музыканта, пианиста и педагога Михаила Окуня. С детства
Якова Окуня окружала музыка, джазовая атмосфера. Занятия музыкой
начались для него с пяти лет: сначала на скрипке, затем на фортепиано.
Окончив ССМШ им. Гнесиных, одну из лучших специализированных
музыкальных школ для особо одаренных детей по классу фортепиано у
известного педагога Т.Е. Фрейнкиной, Яков Окунь поступил в
Государственное музыкальное училище имени Гнесиных на
эстрадно-джазовое отделение (1988 г.). Тогда и начинаются его
серьезные занятия джазовой музыкой.
Уже в 1991 г. в составе ансамбля лучших студентов пианист был
направлен в международную летнюю школу в Дублин (Ирландия).
Руководивший этой школой выдающийся американский саксофонист Дейв
Либман (Dave Liebman) отмечает игру Якова Окуня и выбирает его в
качестве лидера интернационального джаз-ансамбля, с успехом
выступившего на заключительном концерте. В том же, 1991 г. пианист
получает гран-при на международном конкурсе джазовых ансамблей в
Бухаресте (Румыния), где он выступил вместе с саксофонистами братьями
Дмитрием и Александром Бриль и барабанщиком Эдуардом Зизаком.
В 1992 г. по приглашению известного финского музыканта-саксофониста
Юкки Перко (Jukka Perko) Яков Окунь выступает на международном
джаз-фестивале Pori Jazz (Пори, Финляндия). В том же, 1992 г., он
поступает в Московский государственный университет культуры и,
одновременно, профессионально работает в джаз-ансамблях известных
российских музыкантов: Виктора Епанешникова, Валерия Кацнельсона,
Вячеслава Преображенского, Алекса Ростоцкого.
В 1993 г. Окунь принимает приглашение крупнейшего джазового музыканта,
композитора и аранжировщика Германа Лукьянова и начинает сотрудничать
с его знаменитым ансамблем "Каданс", где с 1978 по 1983 гг. блестяще
выступал его отец, пианист Михаил Окунь.
В 1994-1995 гг. Яков Окунь играет в ансамбле саксофониста Игоря
Бутмана, только что вершувшегося из Нью-Йорка в Россию. В составе
ансамбля тромбониста Вячеслав Назарова и Игоря Бутмана музыкант
совершает тур по городам России.
В 1999 г. в качестве пианиста ансамбля Алекса Ростоцкого он принимает
участие в записи диска "Boiled Borsht" (Alex Rostotskiy Trio),
спродюсированного и, впоследствии, выпущенного американским
звукоинженером Джином Поупом на лейбле Pope Music.
В 1999 г. Яков Окунь участвует в записи диска Владимира Данилина,
одного из лучших джазовых аккордеонистов (продюсер Алекс Ростоцкий).
Диск выходит на фирме Boheme musiс и, по опросам джазовых критиков,
получает наивысшую оценку. Эта запись признается лучшим джазовым
диском года, а кроме того, получает премию имени Виктора Бабушкина
(создателя современной школы звукорежиссуры в нашей стране) за
звуковое решение.
В это же время Яков Окунь формирует собственное трио, в которое вошли
лучшие музыканты "нового поколения" 90-х гг.: барабанщик Александр
Машин и контрабасист Антон Ревнюк. "МосГорТрио" - так был назван новый
ансамбль - много выступает с самостоятельными программами, а также как
ритм-секция, аккомпанируя лучшим российским и зарубежным солистам.
Так, в период 2000-2011 гг. с трио Якова Окуня выступали: Донни
Маккаслин, Джонни Гриффин, Томас Франк, Лу Табакин, Эдди Хендерсон,
Джеймс Сполдинг, Алекс Сипягин, Крэйг Хэнди, Дебора Браун и др..
В 2002 г. трио Якова Окуня и тенор-саксофонист Сергей Головня (при
содействии Виктора Лившица, основателя и владельца клуба JVL)
выступили на Копенгагенском джаз-фестивале. В этом же году Яков Окунь
был назван, по опросам джазовых критиков, музыкантом года в номинации
"Мэйнстрим".
Одним из самых удачных и ярких событий на международном фестивале
"Джаз в саду Эрмитаж" 2004 г. стало выступление пианиста Якова Окуня
сразу в двух проектах: в составе ансамбля Германа Лукьянова и с
собственным квартетом, к которому присоединился американский трубач
Эдди Хендерсон. В этом же году музыкант совершает гастрольный тур по
Финляндии вместе с известной московской вокалисткой Анной Бутурлиной и
питерским контрабасистом Григорием Воскобойником.
В 2005 г. Яков Окунь был приглашен в состав квартета Игоря Бутмана для
участия в концертном цикле "Великие русские композиторы 20 века" для
исполнения симфоническим оркестром под управлением Геннадия
Рождественского первой симфонии Альфреда Шнитке.
Пианист Яков Окунь - глубоко мыслящий, разносторонний музыкант. Его
художественными идеалами являются такие мощные личности в мировой
истории джаза, как Джон Колтрейн, Майлс Дэйвис, Телониус Монк. Их
традиции музыканту и хотелось бы продолжить. Вместе с тем для него
современен и близок Бах; ему интересен композиторский процесс, вопросы
оркестровки и инструментовки. Словом, у этого музыканта постоянно идет
серьезная внутренняя работа, не имеющая ничего общего с внешней суетой
и желанием быть "востребованным". Сцена, по мнению Якова Окуня, это
прежде всего ответственность. А в музыкальном языке джаза - он всегда
стремится к ясности, независимо от эстетики.
Музыкант постоянно в поиске новых ансамблевых красок, создает и
экспериментирует с разными составами, модифицирует трио - самый,
пожалуй, интересный с точки зрения инструментального музицирования
ансамбль.
Яков Окунь не просто великолепно играет джаз, он создает и развивает в
нем свою художественно-стилевую нишу. И в этом пианист Яков Окунь
абсолютно убедителен и индивидуален.
Елена Чо,
кандидат искусствоведения
ВИДЕО: Yakov Okun, Boris Kozlov, Gene Jackson: Plain Jane Moscow-based pianist Yakov Okun and two New Yorkers, bassist
Boris Kozlov and drummer Gene Jackson, perform Sonny Rollins' "Plain
Jane" at the Yaroslavl City Jazz Center in Yaroslavl, Russia, on
March 19, 2011 Published with artists' permission
Московский пианист Яков Окунь и музыканты из Нью-Йорка -
контрабасист Борис Козлов и барабанщик Джин Джексон - играют пьесу
Сонни Роллинза "Plain Jane" в Ярославском городском джаз-центре
19.03.2011 Публикуется с разрешения артистов
A major force in Russian Jazz since the mid ‘90s, pianist
Yakov Okun, finally places himself on the
international stage with his Criss Cross debut, a
trio date with world-class bass-drum team Ben Street
and Billy Drummond, on which he mixes challenging
original material with strong arrangements and less traveled
Songbook repertoire and tunes by Sonny Rollins and Fats Waller.
At 38, Okun is an individualistic voice, an important player,
able in his improvisations to refract an entire timeline of jazz
vocabulary in a cogent, compositional manner.