Два альбома, вышедшие в
формате CD на московском джазовом лейбле
"Богема Мьюзик", содержат переиздание
четырех виниловых LP "Каданса", выходивших в
80-е гг. - "Иванушка - Дурачок" (1981), "Путь к
Олимпу" (1983), "Какая снежная весна" (1986) и
"Знак блюза" (1988)
Статьи для буклетов обеих пластинок написал
известный джазовый журналист Аркадий Петров.Ансамбль
Германа Лукьянова "Каданс" был создан в
январе 1978 года. Принцип "Каданса" - чем
больше инструментов - тем разнообразнее их
комбинации и тем больше красок. Звучание группы
часто напоминало "спрессованный" до 6-7
голосов биг-бэнд с его плотной фактурой,
многозвучными вертикалями и даже контрастной
игрой групп. Сочетая звуки флейт, саксофонов,
медных, рояля, разного рода перкуссии Лукьянов
добивался удивительных эффектов; его тембровые
"грозди" казались густыми, глуховатыми.
Порой даже вязкими. Импровизация прочерчивала на
этом мглистом фоне ясные, красивые штрихи-узоры.
Другой особенностью "Каданса" был его
отчетливо "композиторский" стиль. Джазовые
коллективы всегда делились на исполнительские и
авторские. Тема, используемая ими для
импровизации (обычно известный "стандарт")
была уже не так важна - она действовала как
трамплин, отталкиваясь от которого, музыканты
уносили нас в стратосферу своих блистательных
вариаций. Во втором случае главным оказывается
композиторский замысел. Солисты выступали здесь
не от себя, а строго выполняя указания автора.
Репертуар "Каданса" всегда на три четверти
составляли композиции руководителя.
Схематическая запись фамилии Лукьянова
"ЛНКВ", его подпись, кстати, точно так же,
одними согласными , подписывался Сергей
Прокофьев ("ПРКФВ"). Лукьянов - конструктор,
композитор-инженер. Лукьянов прежде всего
создает аккордовый фундамент будущей темы,
аккорды его сложные, но их чередование
естественно и удобно. Трудно/удобно -
лукьяновский парадокс. К яркой мелодической
заметному ритмическому рисунку - Лукьянов
обязательно вернется в импровизации, будет их
развивать, обострять. Стройность и логика
формообразования - лукьяновский стиль. Язык же -
отражает упорную борьбу мысли со звуковым
материалом.
"ИВАНУШКА-ДУРАЧОК" (1981)
1.НАИМА (Д. Колтрейн)
В каждом из тематических наборов Лукьянова есть,
как правило, хотя бы один известный джазовый
стандарт. В "Иванушке-дурачке" Герман
использовал проникновенную балладу своего
кумира - Джона Колтрейна. Наима - имя второй жены
великого тенориста. В этой пьесе создан образ
немного загадочной темнокожей красавицы.
Приглушенную ритмическую пульсацию создает дуэт
контрабаса и африканского барабана (Валерий
Каплун играет на нем руками). Холодновато
загадочны монолог флюгельгорна (Лукьянов) и
тенор-саксофона (Панов); уже сам тембр их
"философичен" ("вещь в себе и для себя").
Лишь соло рояля (Окунь) прорезает эту печально
звучащую ткань фейерверками стремительных
пассажей...
2.ИВАНУШКА-ДУРАЧОК (Г. Лукьянов)
Музыка вроде бы комическая, в духе веселых
представлений балаганного "театра
Петрушки" - и в то же время грустная (по словам
автора - "Иванушка плачет..."). Первое соло - на
непривычном для джаза инструменте - цуг-флейте
(флейте с выдвижной кулисой - Лукьянов), певуче
свистящей наподобие охотничьего манка (а может -
бормашина на высоких оборотах или синтезатор?).
Эффект чисто театральный - острая, ломанная
мимика и жестикуляция, визгливые кукольные
интонации... Гротескно сыграно Юренковым соло
саксофона-альта - опять лицедейство, комические
прихрамывания, ужимки и прыжки... Кульминацией
этого представления является явно пародийное
соло ударных (Каплун). В репризе - возвращение к
теме и последний крик флюгельгорна в напряженно
звучащем высоком регистре и - конец этого
музыкального лубка!
3.ЗВУКИ ПАМЯТИ (Г. Лукьянов)
Произведение, посвященное великому Дмитрию
Дмитриевичу Шостаковичу. Эта пьеса была написана
Германом зимой 1976 года, вскоре после ухода из
жизни выдающегося музыканта и великого
композитора. Два сольных эпизода в ней - это
"надгробные речи-воспоминания": суровое,
построенное на разговорных интонациях и
сдержанное по эмоциям соло альтгорна (Лукьянов) и
теплое, одухотворенное - тенор-саксофона (Панов).
4.ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ (Г. Лукьянов)
Квинтет (без тромбона). Тема-унисон - ломанная,
остро графичная. Почти атональное соло пианиста
Михаила Окуня - образец того, насколько близко
подошел Лукьянов в конце 70-х и начале 80-х к
практике фри-джаза (хотя формально стиль этот он
всегда отвергал). Мечтательное соло флюгельгорна
и остро экспрессивное - тенор-саксофона.
5.БЕЛАЯ ВОРОНА (Г. Лукьнов)
Эта пьеса - своего рода автопортрет. Герман
всегда был таким в среде отечественных
джазменов. Другой "белой вороной" является
уже знакомая вам цуг-флейта (Лукьянов).
Действительно - нечто странное рядом с птицами
обычными (Юренков и Панов - флейты).
6.ВЕТЕР С МОРЯ (Г.Лукьянов)
В конце 70-х композиции Лукьянова становятся
остро хроматическими, кантиленность уступает
место угловатой скачкообразности, порой
затемняя прежнюю гармоническую ясность мелодии,
подводя ее к атональности. Появляются
музыкальные мысли, сконструированные по
серийному, додекафоническому принципу - обычно
он заканчивает "серию" на девятом-десятом
звуке, хотя, чисто додекафонных мелодий у
Лукьянова немного. Именно так выглядит
написанный в 1979 году опус "Ветер с моря".
ПУТЬ К ОЛИМПУ (1983)
1.ЗОЛОТЫЕ РУКИ СИЛЬВЕРА (Г.Лукьянов)
"Музыкальное приношение" знаменитому
пианисту Хорэсу Сильверу. В названии - ира слов
(silver - по-английски, как известно - серебро).
Царство латиноамериканских ритмов, мастером
исполнения которых всегда являлся Сильвер, тутти
духовных, положенное на ритм африканского
барабана, жестко напряженное, как тетива лука,
соло тенор-саксофона (Павлов), сыгранное в манере,
близкой Сонни Роллинсу и Уэйну Шортеру, и чем
дальше оно звучит - тем становится все более
виртуознее и "танцевальнее" - и все это - как
фантастический звуковой карнавал! Второе соло - у
Лукьянова. Видимо, когда надо. Он напрочь
отбрасывает все свои рационально выстроенные
схемы, превращая "лед в пламень". И кажется,
что этот неистовый выброс энергии уже не
превзойти. Но нет - третье соло (Окунь, фортепиано)
- оказывается еще более вихревым и неистовым...
2.LOVE FOR SALE (К. Портер - Г. Лукьянов)
Джазовую мелодию знаменитого Кола Портера,
шлягер музыкального ревю "Нью-йоркцы" (1930)
"Любовь на продажу", которую позже исполняли
десятки мастеров, начиная от Эллы Фицджеральд и
Чарли Паркера и заканчивая Кэннонболлом Эдерли и
оркестром Бадди Рича, Лукьянов изменяет и дает ее
новую версию решительно присоединяя свое имя к
имени Кола Портера. Он трансформирует эту
незатейливую песню в масштабное звуковое
полотно, в некую поэму, может быть даже трагедию
для джаз-ансамбля. Лукьянов следует сюжету
портеровской песенки, как и декорациям его ревю:
большой город, вечер, калейдоскоп рекламы,
ресторанов - всех атрибутов "ночной жизни".
Большое альт-саксофоновое соло (Юренков)
сопровождают риффы духовых, очень точно
имитирующие автомобильные клаксоны. Трагическая
кульминация...
Вторая часть композиции Лукьянова - вроде бы, по
музыкальному материалу - точное повторение
первой. Но насколько изменилось теперь
"освещение"! Музыкальный герой подавлен,
отсюда - настроение одиночества, отрешенности
глубокой безнадежности, душевной пустоты.
3.OLEO (C.Роллинс). Новая тенденция лукьяновских
оркестровок 80-х годов - ансамбль без фортепиано -
как реакция на засилье клавишных с их аккордовым
звучанием. Мышление Лукьянова больше склоняется
в этот период к полифонии и контрапункту. В
"Олео" все продемонстрировано с полным
блеском. Первое соло - тенор-саксофон (Панов);
флюгельгорн отвечает энергичными репликами. Это
дуэт равноправных партнеров - эффект двойного
соло, когда бы слышим сразу две равноценные
звуковые линии.
4.ПУТЬ К ОЛИМПУ (Г.Лукьянов)
Лирическая баллада. Еще один своеобразный пример
"оркестрового" биг-бэндового звучания
"Каданса". Плотные многоэтажные аккордовые
вертикали. И еще одна композиция с "сюжетом",
ибо мы слышим не просто соло, а как бы
драматические монологи-ариозо, "рассказы о
том, что было", ностальгические размышления
вслух. Пьеса, внутреннее содержание которой -
преодоление бесконечных препятствий, крутой
подъем. Путь к Олимпу.
КАКАЯ СНЕЖНАЯ ВЕСНА...(1986)
1.FREEDOM SUITE. Part I. (С.Роллинс)
В первой композиции звучит тема любимого
музыканта Лукьянова - выдающегося
тенора-саксофониста Сонни Роллинса из "Сюиты
свободы". В импровизации принимают участие
четыре музыканта - сам Лукьянов (флюгельгорн),
Вадим Ахметгареев (тромбон), Анатолий Соболев
(контрабас) и Станислав Коростелев (ударные).
Аккордового аккомпанемента (рояль, гитара) - нет.
Только четыре линии. Лукьянов использует эту
линеарность музыкальной ткани с выдумкой:
флюгельгорн и тромбон звучат словно в дружеском
разговоре, они обмениваются репликами,
подхватывая и развивая мысль, высказанную
собеседником, порой диалог становится
конфликтным, но беседа их не прерывается: на
протяжении всей пьесы эти два духовых
инструмента звучат в едином пространстве, как
два персонажа, каждый - со своим характером.
2.КАКАЯ СНЕЖНАЯ ВЕСНА...(Г. Лукьянов)
Эта баллада, давшая название диску, очень
характерна для "нового лиризма" Германа. Во
второй половине 80-х он стремится к углубленной
инструментальной лирике, мелодизму, "пению"
на инструментах.
Тема "Весны" основана на квинтовых
интонациях, напоминает стремительный накат
набегающей волны - сначала подъем, расширение
диапазона, нарастание от пиано к форте; затем,
после прохождения пика, кульминационной
"точки" - откат, динамический спад.
Романтическое звучание унисона саксофона-альта
и электроскрипки, к которым присоединяется
тромбон, поддерживается соло рояля (Лукьянов) -
несколько конструктивное и. в то же время,
мечтательно нежное. Пианист играет певуче,
немногословно, сдержанно.
3.SO WHAT? (М.Дэвис)
Динамично-виртуозная композиция на тему Майлса
Дэвиса "Ну так что?" начинается с
темпераментного соло ударных (Станислав
Коростелев). Соло простое и выразительное с
элементами марша. Барабанщик задает пульс теме,
звучащей во фригийском ладу. В целом, в этой
композиции ощутимо нечто спортивное - труднейшие
упражнения, которые выполняются в стремительном
темпе.
4.КОМПОЗИЦИЯ НА ТЕМУ ЕВРЕЙСКОЙ ПЕСНИ (Г. Лукьянов)
Лукьянов использует здесь еврейскую народную
песню "Штателе Бельц" ("Местечко
Бельцы"), звучащую, как джазовая колыбельная.
Пьесу открывает трехдольное вступление - это как
бы маленький инструментальный хор, который
прозвучит внутри композиции еще два раза... Очень
важна в пьесе роль африканского барабана,
который сливается по тембру с неторопливыми
шагами бас-гитары. Два соло - два неторопливых
"рассказа". Альтгорн (Лукьянов) звучит
грустно и напевно, его фразы неспешны, он
повествует о чем-то очень важном, сердечном... В
соло скрипки (Левинштейн) интонации не столько
джазовые, сколько "классические" - в музыке
такого рода весьма уместные.
5.УТРЕННЯЯ САМБА (Г.Лукьянов)
Лукьяновская самба - гротескная, светлая, и,
пожалуй - "птичья". Ведь утро начинается с
птичьего гомона, не правда ли? Тема
по-прокофьевски изломанная, мелкая по рисунку,
подсвистывающая, порхающая (флейта-пикколо и
скрипка). Настроение, заданное соло гитары
(Андрей Боднарчук), потом - флейты-пикколо (Юрий
Юренков) - инструмента, который не столько играет,
сколько пронзительно щебечет. И, наконец - соло
цуг-флейты (Лукьянов) - эксцентричное и предельно
звукоизобразительное: веселый птичий базар,
курлыканье и посвист...
6.ROUND ABOUT MIDNIGHT (T. Монк, К.Вильямс)
"В полночь" Телониуса Монка большинство
музыкантов трактуют, как грустно-задумчивую
балладу. В аранжировке Лукьянова она звучит как
человеческая драма. Тема имеет две экспозиции -
два совершенно разных образа. Первый - дуэт
альтгорна с тромбоном. Изложение полифонично,
мелодия переходит из голоса в голос, настроение -
мрачно-сосредоточенное...Второе проведение темы
поручено флейте, цуг флейте и скрипке. Тезис и
антитезис... Средняя часть композиции - несколько
инструментальных диалогов (альт-саксофон -
флюгельгорн), перемежаемых островками
оркестрового тутти. В импровизациях
саксофона-альта, флюгельгорна и тромбона
появляется речевая и даже ораторская интонация.
Импровизации здесь звучат кратко, емко. "В
полночь" в версии Лукьянова - динамичная
джазовая поэма, в своей кульминации достигающая
трагического накала.
ЗНАК БЛЮЗА (1988)
1.ПОСЛЕСЛОВИЕ К ОПЕРЕ Ж.БИЗЕ "КАРМЕН" (Г.
Лукьянов)
Композиция достаточно неожиданная - Лукьянов
впервые обратился к мировой оперной классике.
Опера "Кармен" великого Жоржа Бизе - с ее
человеческими коллизиями, сочетанием высокого и
бытового, жизнью и смертью, ярчайшим тематизмом
манит к себе музыкантов различных направлений.
Так Родион Щедрин написал целый балет. Поэтому
неудивительно, что у Лукьянова
"Послесловие" - это еще одно переживание
человеческой трагедии. Основной характер музыки
в этой композиции - скорбно-замедленный, как в
рапидной киносъемке. Медленно, тяжело
обозначается исходное ритмическое движение,
медленно и бесстрастно звучит бойкий марш
тореадора - сосредоточенно-холодный, абсолютно
лишенный традиционной бравуры. Лишь в теме
роковой страсти Кармен (саксофон-сопрано)
обозначается эмоциональная динамика... Развитие
этих настроений происходит в среднем разделе - в
развернутой балладе (Станислав Григорьев -
тенор-саксофон, Лукьянов - флюгельгорн). В репризе
автор снова возвращает нас к двойной теме - маршу
тореадора, сплетенному с темой судьбы.
2.ТРИ БЛЮЗОВЫХ ПОРТРЕТА, сюита (Г. Лукьянов).Часть
-"Майлс Дэвис"... Лукьянов обращается к
краскам и настроениям, которые восходят к
работам Дэвиса рубежа 40-50-х годов, к эпохе
"прохладного джаза. Ломанная хроматическая
тема, аккуратное соло гитары (Виталий Боднарчук),
рационально выстроенное - флюгельгорна.
Композиция в стиле "Боплисити" или
"Венеры Милосской" с диска "Birth of the cool".
...Часть 2-я "Джон Колтрейн" решена средствами
нежной, мечтательно певучей лирики. Конец темы
орнаментирован трелями аккорда всей духовой
группы, из которой возникает мягкое соло
тромбониста Вадима Ахметгареева.
3-я часть "Портретов" -"Диззи Гиллеспи".
Здесь мы услышим афро-кубинские ритмы,
игры-переклички, звуки карнавального праздника,
в виде искрометного танца.
3.КОМПОЗИЦИЯ НА БЕЛОРУССКУЮ НАРОДНУЮ ТЕМУ "НЕ
ГОНИТЕ ДЕВУШКУ СО ДВОРЫ" (Г. Лукьянов)
Первое проведение этой пятидольной мелодии
близко фольклорному варианту: барабанчик и
кларнет в высоком регистре. Последующие
напоминают стилистику Бартока и Стравинского,
как, впрочем, и самого раннего "русского"
Лукьянова - его" Гармошку", "Крестьянскую
свадьбу"...
4."THE MAN I LOVE" (Дж. Гершвин). Лукьянов
принадлежит к числу аранжировщиков, способных
предложить абсолютно новую интерпретацию
известного материала. На основе знакомой темы в
этой композиции у него возникает целая сюита, в
которой особенно выделяются "пастельное"
соло рояля, изысканная каденция саксофона-альта
(Валерий Киселев), лирический финал...
5.SWEET GEORGIA BROWN (М. Пинкард, аранжировка Г. Лукьянова)
Наиболее интересно здесь соло кларнетиста
Валерия Киселева. Вообще, в этой пьесе неожиданно
повеяло редким для Лукьянова духом
"традиционного" новоорлеанского джаза.
Аркадий Петров |