АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ
«Come Rain Or Come Shine»
Мелодия, 2007
Алексей Кузнецов (g), Алексей Подымкин (p), Евгений Рябой (dr), Андрей Дудченко
(b), Сергей Васильев (b), Константин Горшков (ts)
Компиляцию из живых концертов Алексея Кузнецова, записанных в ставшем уже
(увы) историей «Ле Клубе» ещё осенью и ранней зимой 2005-го, «Мелодия» издала в
2007-м. Наследница отечественного записывающего монополиста вообще, кажется,
решила в последние годы издавать Кузнецова исключительно «живьём» (в 2006 и
2005-м были выпущены два архивных концерта в Олимпийской деревне) — и при этом,
к сожалению, с достойным лучшего применения постоянством экономит на корректоре.
Например, чудесным образом трансформируется простая американская фамилия Янг:
Лестер Янгом сделался китайцем Yang’ом, а Виктор Янг — другим китайцем Yong’ом.
Пострадал и Ричард Роджерс, потерявший в своей фамилии букву «d». Ну, а на
рецензируемом альбоме использована феерическая конструкция «recorded in Vladimir
Kalenik», и даже представлять себе процесс записи альбома не только в «Ле
Клубе», но ещё и в звукорежиссёре совершенно не хочется.
Эти небольшие (и, если изжить в себе излишнюю иронию, не такие уж
катастрофические) издательские ляпы на самом деле печальны даже не самим своим
фактом, а стремлением абсолютного большинства российских издателей сделать
российский диск, хоть тресни, более чем наполовину англоязычным. Идеи в
отношении того, что это нужно в целях реализации среди иностранной аудитории,
проверку практикой выдерживают довольно слабо. В результате очень часто, к
сожалению, хорошая музыка, хорошая запись и хорошие артисты оказываются «в одной
упаковке» с чересчур универсальным пиаром, получая за счёт этого пиара
совершенно незаслуженный оттенок какого-то немного жалкого и неоправданно
заносчивого стремления к славе.
Можно ли так обращаться с Кузнецовым? Да конечно же, нет. Тот же самый диск,
лишённый всяких «recorded in» и унылых попыток написать по-английски фамилии
типа «Подымкин», «Рябой», «Васильев», одним только внешним видом стал бы на
порядок пронзительнее, чище, честнее: черно-белые тона оформления, почти
ECMовский стиль, признанный уровень игры лидера — что ещё нужно для того, чтобы
сказать: да, это хорошо? Ностальгически вспоминается оформление знаменитого
винилового «Голубого коралла» той же, к слову, «Мелодии», которой именно в
контексте музыки Алексея Кузнецова немного нарочитые, но бесподобно неповторимые
русские названия композиций и придавали его фирменный шарм. Не «It’s Alright
With Me», а «Со мной всё в порядке». Не «All The Things You Are», а «Ты — это
всё». В этом и заключается Алексей Кузнецов как музыкант: он традиционен и
последователен в джазе до эталонности, но он русский человек, в творчестве
которого этот традиционализм приобретает отчётливую московскую прописку,
приобретает порой на уровне каких-то микроскопических штрихов, на уровне его
знакомой всем улыбки. И если диск открывает «Come Rain Or Come Shine», то
становится ясно: это не у них там, в Североамериканских Соединённых Штатах,
такое может произойти, а у нас, на том самом подёрнутом утренним туманом озере,
которое изображено на обложке альбома. Это где-то именно там, в абстрактных
российских туманных утрах и вечерах, могут играть младшие товарищи лидера записи
– Алексей Подымкин, Евгений Рябой, Сергей Васильев, Андрей Дудченко, Константин
Горшков. В музыке которых совершенно необъяснимым образом подход Кузнецова
закрывает определённые чересчур интернациональные идеи, упрощает их,
раскладывает на понятные всем составляющие, делая из американских «эвергринов»
внестилистическую мелодию высочайшего качества, глубоко понятную и джазовому
эстету, и подмосковному дачнику.
Кузнецов «делает» свои концерты в первую очередь не техническим мастерством или
индивидуальностью фразировки и импровизации (чего у него, разумеется, никто не
отнимет): думается, что в его игре хороша в первую очередь открытость и
честность человека, осознающего свой конкретный возраст, свой конкретный
творческий путь и свои конкретные достижения. Слушая альбомы молодого Кузнецова,
видишь в его музыке адекватное возрасту стремление расширить границы, найти
новый путь; слушая альбомы «зрелого» Кузнецова, видишь его способность
наслаждаться всем спектром нюансов современной ему музыки, точно пользоваться
конкретными оттенками инструментальной и аранжировочной палитры; слушая альбомы
Кузнецова, которому за шестьдесят, видишь спокойную, доброжелательную,
сдержанную мудрость лидера, не стремящегося к спринтерским забегам с молодыми
коллегами.
О «Come Rain Or Come Shine» на самом деле трудно сказать что-то конкретное,
настолько цельно по духу сыгран этот альбом, настолько грамотно и в лучшем
смысле слова традиционно выстроена программа. Это та традиция, которая есть
«сумма технологии», в которой бережно, с любовью и в то же время с полной и
обоснованной внутренней свободой объединяется всё лучшее, что создавали
поколения джазовых музыкантов. Совсем не та «традиция», которая традиционна лишь
постольку, поскольку доступна, узнаваема и проста. Ту же самую программу кто-то
наверняка мог бы сыграть немного более броско, ярко, «с элементом шоу», с
обязательной цитатой из «Summertime», и это наверняка было бы неплохо. Но тогда
под эту программу, которая, напомним, исполнялась в «Ле Клубе», а не в
филармоническом зале, наверняка бы… кушали и запивали. А под то, как играл этот
свой альбом Алексей Кузнецов (пусть даже и играл на разных концертах) наверняка
в лучшем случае лишь потягивали вино, как и принято в хороших джазовых клубах,
когда хороший артист играет хорошую музыку.
Юрий
Льноградский
|