заполнена в рамках
проекта по созданию интерактивной энциклопедии
российского джаза (1997)
Козлов Алексей
Семенович ("Козел на саксе")
Дата рождения - 13 октября 1935 года ,
Москва
Родители: отец - Козлов Семен
Филлипович (ум. 1976) психолог, доцент МГПИ им.
Ленина. Мать - Толченова Екатерина Ивановна,
теоретик и преподаватель музыки. Пра-прадед по
материнской линии - Виноградов Петр Ильич был
протоиереем и ключарем Успенского Собора
Московского Кремля, его зять, прадед - Полканов
Иван Гаврилович был протодьяконом в Успенском
Соборе.
Семейное положение: женат, жена -
Абсалямова Ляля Абдрахмановна, преподаватель
английского языка, сын - Козлов Сергей
Алексеевич, кинооператор, дважды лауреат премии
"Ника".
Образование: высшее, в 1962 году
закончил Московский Архитектурный институт,
музыкальное - среднее, в конце 70-х получил диплом
2-го Московского Областного музыкального
училища. Композитор, Член Союза Композиторов
СССР с 1986 года. С 1995 года - руководитель отдела
эстрады и джаза Госконцерта. Саксофонист (
альт-саксофон и сопрано-саксофон). Аранжировщик.
Специалист в области компьютерно-электронных
технологий. Исполнительская деятельность в
различных комбинациях - в дуэте с пианистом, со
струнным квартетом, с ансамблем "Арсенал".
Композиторская практика в собственной
электронно-компьютерной студии,
публицистическая деятельность, автор-ведущий
музыкальной программы. Продюсерская
деятельность в должности руководителя отдела
эстрадной и джазовой музыки Госконцерта,
индивидуальный менеджмент.
Музыкальная карьера: в середине 50-х
начал работать на подпольных "халтурах" в
качестве пианиста. На саксофон перешел весной 1957
года. Создал свой коллектив, выступавший на
нелегальных концертах. В 1961 году принял участие в
создании первого в СССР джазового кафе
"Молодежное", где работал со своим квинтетом
до 1966 г. С конца 1966 по 1968 год работал в оркестре
ВИО-66, руководимом Юрием Саульским. С 1963 по 1976 г.
работал научным сотрудником отдела теории
дизайна ВНИИ Технической Эстетики. Написал
диссерацию по истории часов и ряд статей по
теории проектирования. В 1968 г. организовал
джаз-клуб в кафе "Ритм". В 1969 г. организовал
джаз-клуб в кафе "Печора", где играл со своим
квартетом до 1971 года. В 1973 г. собрал джаз-рок
ансамбль "Арсенал", который в 1976 году был
принят на работу в Калининградскую областную
филармонию. С 1990 года "Арсенал" существует
как независимый коллектив. В 1987 году организовал
секцию рок-музыки и Ассоциацию "Пост-рок" в
Союзе Композиторов Москвы. В начале 90-х
участвовал в создании в Москве ночного
джаз-клуба "Аркадия" (до 1995). В 1996 году в
Овальном Зале ДК "Каучук" организовал
Джаз-рок-студию (до мая 1997).
Кумиры в джазе:
личность - Дюк Эллингтон, тип джазмена - Майлз
Дэйвис, саксофонисты - Джулиан "Кэннонбол"
Эддерли, Ян Гарбарек, современные композиторы -
Джо Завинул, Пэт Мэтени.
Играл практически во всех стилях
джаза, начиная с мэйнстрима, бопа, кула, хард-бопа,
модального и фри-джаза, прошел также
исполнительскую и композиторскую практику в
стилях джаз-рок, фанки-фьюжн, блюз-рок, ECM, New Wave,
Hip-Hop, Techno, New Age, New World. Главная задача - обогащение
российской музыкальной культуры путем
привнесения в нее всех современных видов
инструментальной импровизационной музыки.
Участник всех Московских и
большинства Всесоюзных джазовых фестивалей в
советские времена. Участник зарубежных
фестивалей - "Jazz Jamboree-62", "Jazz Jamboree-78" ,
Прага-65, Надьканиж-71 (Венгрия), Berliner Jazz Tage- 80
г.(Западный Берлин), Братиславские Джазовые Дни -
80 г., Jazz Rally-94 (Дюссельдорф). Участие во многих
фестивалях дружбы и Днях культуры за рубежом - в
Индии, Германии, Чехословакии.
Заслуженный артист РСФСР. Лауреат
многих фестивалей джаза, лично и как
руководитель своего ансамбля. Из последних
достижений - приз "Овация", присужденный
ансамблю "Арсенал" в номинации "Лучший
джазовый коллектив" за 1995 год.
Упоминание в Б.С.Э. том 8, статья
"Джаз", раздел Советский джаз. Статья в
"Музыкальном энциклопедическом словаре" -
Козлов А.С. В известной на Западе книге
американского журналиста Хедрика Смита "The
Russians" часть главы N 7 ("The Youth") посвящена А.
Козлову и ансамблю "Арсенал". Упоминание об
А. Козлове в книге американского критика Фрэда
Старра "Red and Hot". Статьи в ряде европейских
джазовых словарей и энциклопедий (Дания,
Чехословакия, Польша). Упоминание в ряде
отечественных музыкальных изданий, А. Баташев
"Советский джаз", сборник "Советский
джаз" (под ред. А. Медведева), А. Троицкий "Рок
в СССР", Е. Федоров "Рок в нескольких
лицах" и др...
Дискография. 1962
год - фирма "Польски награния" выпускает две
пластинки с записями фестиваля "Jazz Jamboree-62",
это было первое выступление за рубежом
советского секстета, куда входил А. Козлов. На
одной из пластинок - пьеса А. Козлова "Осенние
размышления". 1964 г. - журнал "Кругозор"
издает первую джазовую запись на гибкой
пластинке - "Квинтет А. Козлова". Затем
записи "Квартета" А. Козлова на виниловых
пластинках : "Джаз-65", "Джаз-66",
"Джаз-67", записи с ансамблем "Арсенал":
"Джаз-78"( две пьесы ), две пьесы
-"Рэгтайм" и "Генезис" на сборных
выпусках серии "Дискотека", сольные выпуски
- "Арсенал" (1980 г.), "Своими руками"
(пластинка была переиздана американской фирмой
"East Wind" под названием "Created With Our Own Hands"),
"Второе дыхание", "Пульс-3",
"Арсенал-5", "Арсенал-6" ( 80-е годы).
Компакт-диски: "Алексей Козлов и его
"Арсенал" (1991 г.) - "Мелодия", СССР ,
"Неизвестный "Арсенал" (1994 г.) - фирма
""Anima Vox" (Россия), "Ностальгия" (1996 г.) и
"Горы Киммерии" (1996 г.) - фирма "SoLyd Records"
(Россия), "Пионерские-блатные" (1996 г., с
Андреем Макаревичем) - фирма "Sintez Records"
(Россия).
Библиография - статьи в журналах и
газетах "Огонек", "Столица",
"Музыкальная жизнь", "Академия",
"Амадей", "Общая газета",
"Независимая газета" и др. В 1989 г.
издательство "Знание" выпустило книгу
А.Козлова "Рок-музыка: истоки и развитие".
Нотография - отдельные пьесы в
сборниках, посвященных отечественному джазу.
Самый первый - "Мелодии советского джаза",
изданный в Киеве в 70-е годы ( с пьесой А.Козлова
"Ноябрь").
Инструментальные пьесы для джазовых
комбо, джаз-рок ансамбля, струнного квартета,
камерного ансамбля. Музыка к театральным
постановкам, художественным, документальным и
видеофильмам, к рекламным роликам.
Главное достижение - создание
отечественного джаз-рока.
Последователи -
очевидно, многие из отечественных музыкантов,
исполняющих современный джаз-рок-фьюжн.
Хобби - нет. Увлечение или вторая
профессия - компьютерные технологии, второе
увлечение - социо-исторические исследования,
евразийство, Лев Гумилев, Юрий Лотман.
Характер - тяжелый для окружающих
из-за непримиримости к неточным и
недобросовестным людям. Страдаю от
прямолинейности. Индивидуалист, разумный эгоист
и сноб с детства, неприязнь к толпе. Склонность к
скромной, трезвой жизни. По этой причине -
ограниченный круг близких людей. Когда интересно
- работоспособность большая, когда неинтересно -
абсолютная лень и безволие.
Что запомнилось больше всего:
знакомство и джем-сэшн с Дюком Эллингтоном в 1971
году. Пропажа саксофона в кафе "Печора".
Концерт "Арсенала" в "Спасо Хаузе" -
Доме Посла Соединенных Штатов в СССР, в 1974 году.
Потрясение - услышать запись зтого концерта по
"Голосу Америки", а свое имя - из уст Уиллиса
Коновера. Первое посещение Индии в 1984 году.
Участие в театральной постановке "Джазмен"
в качестве актера, на Международном театральном
фестивале в Вудстоке (США), в 1989 году. Выступление
с "Арсеналом" и грузинской певицей Тамарой
Гвердцители на сцене "Карнеги Холла" в 1995
году. Выступление с ансамблем Юрия Башмета в
Большом зале Московской Государственной
Консерватории в 1995 г. Преподавание
"мастер-класса" на джазовом факультете в
Университете Оклахома-Сити (США) в 1994 году.
Короткая беседа с Президентом США Биллом
Клинтоном на приеме в Москве, в 1996 году. Сольный
концерт с симфоническим оркестром Московской
Филармонии (музыка французских композиторов) в
1997 году, в Концертном зале им. Чайковского. |