Не так уж много у нас
джазовых музыкантов и
композиторов-полистилистов, которым ничто не
чуждо и которые с равным успехом сочиняют и
играют рок-оперы, джаз-рок, мэйнстрим и нью-эйдж.
Представляем вам одного из них.
Какая джаз-рок-фьюжн группа была самой
популярной в Советском Союзе в 70-е - 80-е годы?
Верно, "Арсенал". Так вот, на протяжении
нескольких лет в начале 80-х музыкальным
руководителем в ансамбле был клавишник Вячеслав
Горский, воплощая идеи Алексея Козлова в
конкретные формы, а также участвуя при этом и в
творческом процессе.
После "Арсенала" он организовал
не менее нашумевший ансамбль "Квадро", где
Вячеслав смог самовыразиться уже в полной мере.
Гастроли, фестивали шли чередой. Если
перечислить только те города, в которых он
принимал участие в фестивалях, то наберется
изрядный список: Москва, Ленинград, Киев, Таллинн,
Донецк, Баку, Ереван, Ростов-на-Дону, Архангельск,
Варшава (Jazz Jamboree), Братислава, Берлин, Будапешт,
Стамбул, Париж. Довелось играть и на
рок-фестивалях: в 1987 году в составе "Квадро"
Вячеслав получил приз за профессионализм на
"Рок-панораме" в г. Москве. (А в 1995-1997 гг. он
практически единодушно признавался ведущими
музыкальными критиками лучшим клавишником
страны.)
Джаз-роковая волна в последнее
десятилетие постепенно сходила на нет, и в
творчестве Горского все сильнее стали
проявляться те стороны, которые были присущи ему
всегда, но ранее как бы слегка
"затушевывались" - романтизм и классицизм. И
хотя в начале 90-х он даже написал две рок-оперы,
"Блуждающие звезды" и "Синяя борода",
постепенно все больше и больше его творчество
приобретало черты классицизма, становилось
мягче и мелодичнее. Вячеслав стал работать в
дуэтах с Алексеем Козловым и Сергеем Манукяном,
больше использовал академические традиции.
Новый стиль Горского наиболее близок к ньюэйджу,
но сам мастер называет его "neo-classical", намекая
на первооснову замысла.
Корреспондентам "JK" довелось
пообщаться с музыкантом и композитором весной
этого года в Минске перед его с Козловым
концертом, и сегодня вы можете прочитать о том,
что он думает о современном состоянии джаза, и
узнать о его творческих планах.
- Вячеслав, что такое в Вашем
представлении современный джаз в целом?
- От нордического ECM до зажигательной
Тани Марии, от Пэта Мэтини - до "Art Ensemble Of
Chicago". От обработок классики - до эйсид джаза.
Современный джаз - это целый океан музыкальных
идей и стилей. Лично мне по-прежнему импонирует
музыка с яркой мелодикой, с организованной
ритмикой, использующей элементы фанка, джаз-рока,
латиноамериканских мелодий, но обязательно с
внутренней драматургией, с яркой запоминающейся
импровизацией, со своей индивидуальностью.
То, что сейчас предлагает в огромном
количестве Запад под названием "contemporary jazz",
во многом вторично. Зачастую просто невозможно
отличить одного музыканта от другого. Сотни
саксофонистов играют под Сэнборна или Кенни Джи,
сотни пианистов - под Боба Джеймса или Хэнкока,
сотни, если не тысячи, гитаристов - под Бенсона и
Пако де Лусию. Сладкая прикладная музыка, очень
далекая от конфликтов, от настоящих полетов духа.
Но она хорошо продается, потому что рассчитана на
людей, далеких от джаза...
Лично мне по-прежнему нравятся Кейт
Джарретт, Херби Хэнкок, Билл Эванс, Джон
Маклафлин, "Tower of Power", Пэт Мэтини...
- Какие Вы видите особенности и
отличия современного российского джаза от
американского и европейского?
- Я вижу отличие современного
российского джаза прежде всего в отсутствии
института менеджеров и продюсеров, работающих
исключительно на "ниве" джаза. Отсутствие
сведений о джазе и самой этой музыки в
большинстве средств массовой информации
приводит к тому, что миллионы потенциальных
слушателей лишены возможности ознакомиться с
хорошей музыкой. А музыканты, в свою очередь, не
могут показать свое мастерство и вынуждены
довольствоваться выступлениями в клубах, на
презентациях и т.д. И только единицы, сумевшие
выстоять и сделать себе имя 20 - 30 лет назад, теперь
имеют возможность вернуться к концертной
деятельности, ездить по городам бывшего Союза и
за рубеж.
Но таких "звезд" всего человек
двадцать, а тысячи джазменов, молодых и пожилых,
не могут никуда пробиться, потому что у нас нет
людей, которые умеют эту музыку грамотно
продавать. Кстати, нет и тех, кто может ее
грамотно и со знанием дела купить. Почти все наши
джазовые звезды сами занимаются своим
промоушеном, поскольку за все годы до и после
перестройки жизнь сделала из них опытных
администраторов своей судьбы.
В России, как и на Западе, хватает
исполнителей, просто воспроизводящих чужие идеи,
играющих "под кого-то". Но вообще у нас
немало музыкантов и мирового уровня, которые
пишут настоящую авторскую музыку. Можно начать
перечислять: Козлов, Шилклопер, Манукян,
Кондаков, Бриль, Бутман... но всех назвать трудно.
И джазовые события происходят, но в печать, на
массовые программы радио и телевидения все равно
попадают лишь материалы о поп-звездах...
- Как, по-вашему, изменился слушатель
джаза за последние пятнадцать-двадцать лет?
- Во-первых, публика очень помолодела.
На наши концерты сейчас приходит примерно
половина слушателей в возрасте от 18 до 25 лет. Это
очень приятно, что молодежь, уставшая от
однообразной попсы, потянулась к более сложной
музыке, но пока еще многие из них не могут
отличить, где тема, а где импровизация, и не знают
о том, что после яркого соло можно и даже нужно
аплодировать... Но зато, если уж им понравится, то
могут кричать "Бис" и "Браво" чуть ли не
час подряд.
С людьми, которые выросли на музыке 70-х
годов, сложнее - их часто трудно даже заманить в
зал. Причины разные: финансовое положение,
разбитые мечты, неприятие нового и т.д. Но всегда
остаются слушатели, верные своим кумирам, не
потерявшие юношеского задора и интереса к новым
формам джаза. Вкусы меняются, мода
трансформируется, аудитория омолаживается. На
смену свингу и бопу приходят новые стили: эйсид
джаз, хип-хоп, электро-фанк... И это, как мне
кажется, нормально. Все течет, все изменяется...
- Ваши инструменты - синтезатор и
рояль - дополняют или конкурируют друг с другом?
- Конечно, дополняют. Для одних целей
рояль, для совершенно иных - синтезатор. Правда,
там, где рояль плохой, я играю тембром рояля на
своем "Roland RD-500". Звук засэмплирован со
Стэйнвея и клавиатура полная - 88 клавиш.
Естественно, новые тембры рождают новые мысли.
Многообразие звуков - как палитра у художника.
Смешиваешь краски и творишь... Но и хороший рояль,
особенно если это новый Стэйнвей, - просто сказка.
Результатом поисков новых звучаний
стал для меня новый сольный проект
"Романтический танец", где я использовал
множество тембров, которые сделал сам путем их
глубокого редактирования. Прозрачность,
пространство, новая пульсация... средневековая
романтика и современные ритмы.
- Расскажите, пожалуйста, про другие
Ваши проекты последних лет, а также про те,
которые Вы собираетесь осуществить в ближайшем
будущем.
- В 1994 году вышел мой авторский диск
"Волшебный замок"(*) в стиле "new classic", в
котором я соединил нью эйдж с классическими
гармониями и с ритмикой, взятой из арт-рока и
популярной музыки. В нем восемь моих композиций и
одна обработка баховской темы, которую когда-то
использовал Гэри Брукер в незабвенном хите
"Прокол Харум" - "Whiter Shade of Pale".
В 1995 году я записал альбом с Сергеем
Манукяном "Джем на двоих", но выйдет он
только этой осенью. Недавно мы закончили с
Сергеем работу над следующим совместным
проектом - "Джем на двоих - II", куда войдут
десять композиций (8 авторских, а также "Take
Five" и "Whiter Shade of Pale" в нашей новой версии). В
одной композиции ("Moscow Funk") участвует
неповторимый Аркадий Шилклопер. А Манукян, кроме
вокала, сыграет во всех пьесах на барабанах. Я
исполнил партию баса и всех клавишных, которые мы
записали наложением. Все это звучит в итоге как
мощный бэнд из пяти-шести человек, в отличие от
первого альбома, где мы воспроизвели атмосферу
"живого" джема, и все было сыграно сразу, как
на концерте.
В начале осени должны выйти два
компакта группы "Квадро", которые к
пятнадцатилетию ансамбля выпускает компания
"RDM" совместно с фирмой "IT". На первом
будет 18 композиций - все хиты "Квадро" 80-х
лет, включая "Ночные мечты". А второй, под
условным названием "Лас-Вегас",
представляет нашу последнюю работу, записанную в
ноябре 1997 года на студии "Гранд" (спасибо за
классный звук Ольге Мошковой).
Кстати, компания "RDM" вместе с
"IT" уже выпустила четыре диска
"Арсенала" и весной, 21-го апреля, прошел
потрясающий концерт, в котором участвовало более
20 музыкантов, игравших раньше в группе. Алексей
Козлов проделал гигантскую работу, собрал всех
музыкантов (только В.Зинчук не участвовал,
сославшись на занятость. - Пр. ред.), отрепетировал
программу, срежиссировал и провел весь концерт.
Это был грандиозный праздник "Арсенала",
которому в нынешнем году исполняется 25 лет.
Вообще деятельность компании "IT" -
пример практически безвозмездной поддержки
наших джазовых музыкантов, которые внесли свой
вклад в развитие российской и мировой культуры.
Уже намечено выпустить более тридцати CD самых
интересных исполнителей с записями 70-х - 90-х лет.
Подобное издание, я думаю, станет потрясающим
явлением в культурной жизни не только России, но
и многих других стран...
Недавно было завершено сведение
записи нашего дуэта с Алексеем Козловым. В альбом
войдут композиции из нашей новой камерной
программы: фрагмент из "Половецких плясок"
Бородина, орегоновская "Hand In Hand", "Корни
лотоса" Маклафлина, "Павана" Равеля,
"Пробуждение" Форе, а также "Баллада" и
"Бедная Лиза" Козлова. Да, и я еще написал
пьесу-посвящение Алексею под названием
"Коктебель" - она тоже будет в альбоме.
Интересный факт: на саксофон мы поставили три (!)
микрофона и экспериментировали со звуком.
По-моему, получилось замечательно! Я очень
доволен этой работой, и Алексей, мне кажется,
тоже... Несколько компаний уже заинтересовались
этим альбомом, и в скором времени он будет
выпущен.
Самой последней моей работой стал
проект "New Romantic Jazz". Мы записались в формате
трио: Юрий Голубев - контрабас
(виртуоз-импровизатор, работающий ко всему
прочему в оркестре Юрия Башмета), барабанщик
Руслан Капитонов (прекрасный, тонкий и в то же
время очень "драйвовый" музыкант, игравший в
последнем составе "Квадро" и в джаз-рок
группе "Транс-Атлантик") и я на рояле и
синтезаторе. Также в трех вещах замечательно
сыграл специальный гость трио - фьюжн-гитарист
Игорь Бойко. В этот альбом вошло десять
композиций, которыми мне хотелось отдать дань
уважения моим кумирам - Баху, Шопену, Скрябину, а
также Кейту Джаррету и Биллу Эвансу. Там восемь
моих пьес, версия "My Song" Джаррета и "Tears In
Heaven" Эрика Клэптона. Альбом мы записали в новой
экспериментальной студии в Московской
консерватории. Кстати, я сам был sound-producer'ом - это
новое для меня занятие и, надо признаться, очень
увлекательное. Диск этот выходит на новом
независимом лэйбле уже очень, очень скоро.
Как видите, я многого жду от 1998 года.
Надеюсь, вы и дальше будете освещать мои проекты.
Очень хочется вновь встретиться с минской
публикой и продолжить шоу (еще не падал рояль и не
взрывались барабаны...) До встречи!
Беседовал Евгений Долгих
фото Сергея Шарубы
© jazz-квадрат, 1998
публикуется с разрешения редакции
журнала
|