502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
|
Жизнь с контрабасом
Bazaar, 4-2000
НОВЫЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ
САЙТ ЮРИЯ ГОЛУБЕВА |
Очевидцы уверяли, что,
импровизируя в дуэте с Эдди Гомезом, Юрий Голубев
переиграл мировую знаменитость.
С Гомезом он встретился на прошлогоднем
фестивале Юрия Башмета, в чьем оркестре играет, а
в начале нынешнего года уже некоторый вес
собственного имени привел Голубева в квартет
российских джазовых звезд Игоря Бутмана, Ивана
Формаковского и Эдика Зизака. В музыкальных "кругах"
одаренность Голубева признают давно. Сам он
охотно рассказывает, как в детстве писал
немыслимые музыкальные диктанты, до 8-го класса
вообще не занимался музыкой дома, а потом сел за
этюды и гаммы и выиграл всесоюзный конкурс. У
него есть представление о самодисциплине и
желание прилагать усилия, чтобы получалось как
надо. Да еще инструмент достался такой, что с ним
один путь - в оригиналы.
Со времен учебы в Центральной музыкальной школе
Юра был энтузиастом оркестровой работы: во всех
оркестрах и составах занимал место не ниже
концертмейстера басовой группы. На втором курсе
счел за счастье попасть к Башмету в "Солисты
Москвы". Но за семь лет работы пришлось
объехать 33 страны, и самые прославленные
концертные залы мира стали для него почти такими
же привычными, как Большой зал консерватории. А
вот пример Башмета, сумевшего завоевать новый
статус своему инструменту, наоборот, мобилизовал.
"Нужно стараться самому стать Башметом", -
говорит сегодня Голубев.
Когда-то шесть миниатюр Чика Кориа с контрабасом,
исполненные им через усилитель, вызвали скандал
на консерваторском экзамене, хотя перед этим
Юрий великолепно справился со всеми тонкостями
барочного стиля Хофмайстера и сыграл
собственное переложение виолончельной сонаты
Бетховена (кстати, изданное в Бонне). Несколько
переложений для контрабаса, опубликованных в
Германии издательством Юргенсона, можно считать
определенным успехом, но Голубев прекрасно
понимает, что расширять таким путем репертуар
инструмента не выход: исполнять кларнетовый
концерт Моцарта на контрабасе - не более чем
техническая задача.
Контрабас в руках обостряет чувство реальности и
боязнь пустого дела: "Сольная карьера - смешно:
нечего играть, да и некому слушать, оркестровая -
недостаточна. Единственно возможная ниша - джаз".
Год назад концерт в Калуге положил начало
руководимому Голубевым "Russian Jazz Quartet" (пианист
Вячеслав Сержанов, саксофонист Антон Залетаев и
ударник Дмитрий Тюрин). Авторский джаз высокого
исполнительского уровня, отличающийся
собственным стилем, он считает наиболее
перспективным в России, ведь здесь большинство
исполняет неоригинальные, всем известные "стандарты"
(музыкальные темы).
Академическую музыку Голубев играет только в
оркестре (правда, однажды я слышал его соло из "Карнавала
животных" Сен-Санса - замедленный вальс "Слон"),
совсем ее не слушает, зато сочиняет. Он
рассказывает, как долго и мучительно обдумывал и
переделывал композицию "8егеп11у",
заказанную гобоистом Григорием Кацем и
ансамблем "Концертино". Получилось так:
гобой стоит на авансцене, струнные разбросаны по
сторонам. Каждый играет свое, никак не
взаимодействуя с остальными, да еще в различных
метрических системах: альт подвижный, у
виолончели раздумье, и только две скрипки
совпадают. Гобой позже всех вступает и раньше
всех заканчивает, струнные пиано, гобой форте.
"Фон весь просчитан, честно признаюсь, на
калькуляторе, чтобы было точное темповое
взаимодействие".
"Точность мысли, состояния и выражения" - его
идеал профессии и жизни. Он задает расчетам не
ограниченность, а бесконечную цель
самосовершенствования своего сознания,
способного следовать за непостижимым как можно
дальше. Публика получает от него необходимое
творческое вдохновение: музицирование действует
на Юрия наркотически, сцена представляется
вакуумом, всегда готовым к заполнению. Но,
несмотря на иррациональную стихию таланта, он
чувствует и иное свое призвание и говорит, что
если не реализуется как музыкант, то хотел бы
стать летчиком. Причем этот архетип детской
мечты Голубев видит в разрезе серьезной механики
и собирается по-настоящему учиться управлять
самолетом. Машину он уже водит, и это к музыке еще
ближе: нужно перевозить инструмент-гигант и
высокий стул.
Одаренность - большой груз в отношениях с миром.
Сверхчувствительность защищается постоянным
желанием самовыражения и оборачивается
жесткостью профессионала. Голубев четко
разделяет проблемы свои и чужие, но со своими
разбирается критично и честно. В консерватории,
например, у него не складывались отношения с
педагогом: Юрий считал, что, получив основные
навыки, больше не обязан ничего перенимать и
должен прислушиваться только к себе. Ему легче
играть сидя, а не стоя, и держать инструмент сбоку,
а не по центру. Единственный удобный стул он
нашел в концертном зале в Новой Зеландии, и
пришлось поторговаться с рабочими сцены, не
привыкшими к распродаже "казенного"... Надо
заметить, что ответственность перед собой
особенно уместна в отношениях с контрабасом:
когда я слушал его сольную импровизацию из сюиты
Игоря Райхельсона, то подумал о самобытной, почти
физической силе воздействия этих
всколыхнувшихся частотных недр.Михаил
Жирмунский
"Bazaar", апрель 2000
|
Юрий Голубев: о
мастер-классах и прочем
"РМИЦ",
октябрь 2000 |
"Солисты Москвы" - это не только Юрий Башмет и его альт, заставляющий в млеющем восторге замирать залы. Практически все музыканты этого оркестра - самобытны и интересны сами по себе. Например, контрабасист Юрий Голубев…
Сейчас за адаптацию Юры к американскому образованию всерьез взялись консерватории США. Важная фигура "контрабасового мира" Юрий Голубев, а в жизни - просто приятный и веселый человек - уже во второй раз уехал в Штаты с мастер-классом. Он - первый российский контрабасист, интересный и близкий американцам настолько, что они готовы учиться у него. Может быть, это потому, что он одинаково профессионально исполняет как академическую музыку (попутно вступив в Международную Ассоциацию Контрабасистов), так и родной для американцев джаз. Потому и пригласили именитые профессора нашего "Солиста" сначала в Дублин, а затем и в США. Так что сейчас заокеанские студенты активно усваивают секреты российской исполнительской школы. Из которых, впрочем, сам Юра не делает никаких секретов.
Мы сидим с Голубевым, как водится, в самом уютном и теплом месте квартиры - на кухне и разговариваем о высоких (и не только) материях.
- Как Вы планируете провести нынешний мастер-класс в Duquesne University?
- Я думаю, что все пройдет приблизительно так же, как и в предыдущих Peabody Concervatory и Carnegie Mellon University. Вывесят афишу, соберется в зал много студентов. Человек восемь сыграет свой сольный репертуар, что растянется часа на три. Вообще, насколько я понял американскую систему, у басистов существуют уроки по специальности пару раз в неделю, а также Class. Это когда собираются все студенты под руководством какого-нибудь одного педагога, и в течение нескольких часов происходит своеобразный обмен опытом. Так вот, и в Carnegie Melon, и в Peabody, я, видимо, провел один из таких "классов". И думаю, что в Duquesne будет то же самое.
- Ваша задача будет заключаться в корректировке технических навыков?
- Да нет. Это только в Дублине мне дали установку помогать исключительно в плане техники. Хотя в первую очередь сталкиваешься именно с этим
- И много технических проблем у американских студентов-контрабасистов?
- Одна из важных проблем - это фразировка, порой даже ее отсутствие, незнание как подойти к материалу. Другая связана с игрой смычком очень сильно согнутой правой рукой, что мешает приложению веса на струну… Правда, один парень мне сыграл в высшей степени так, но у него при этом все получалось. Это, кстати, был один из самых талантливых студентов в Peabody.
- А какие произведения включены в учебный репертуар?
- В Америке на контрабасе очень любят играть виолончельные сюиты Баха или другие сочинения этого композитора. Но иногда исполняют их чуть ли не в старой советской манере. Я понимаю, что вопрос аутентичности исполнения в подобном случае достаточно спорный, ведь инструмент не перестроен, но хотелось бы все же привнести в игру какие-нибудь нюансы, особенности. Вообще у меня двояко-трояко-четверящиеся чувства относительно услышанного в Америке. С одной стороны - отрадно, что студенты не играют совсем третьесортную музыку, которую очень часто играют контрабасисты в России. С другой стороны, складывается впечатление, что те произведения, которые там играют, учащимся просто не по зубам. Но в любом случае моя задача - помочь учащемуся, указать и поработать над трудностями.
- Ну, со студентами-то все ясно, а лично Вам мастер-класс чем-нибудь помогает?
- Пожалуй, он придает большую уверенность в себе. И вот что еще я заметил. У меня в Штатах есть инструмент, на котором я занимаюсь. После мастер-класса я в своей игре машинально обращаю внимание на те проблемы, с которыми только что столкнулся. Очень интересная обратная связь получается.
- Существует ли такая же обратная связь между Вашей исполнительской и композиторской деятельностью?
- Помимо того, что начинаешь уважать труд композитора, появляется стремление максимально точно отразить написанное в нотах. Особенно это касается исполнения современной академической музыки с ее сложными ритмическими рисунками. Если я вижу четверть с двумя точками и тому подобное - в моей игре это должна быть именно она, не длиннее, но и не короче. Ведь композитор написал это не просто так.
- А как же быть со "свингом", который, по Вашим словам, необходим в любой музыке?
- Джазовое мышление дает музыканту внутреннюю артистическую свободу, без которой в музыке вообще делать нечего. В джазе возникает момент управления временем (этот термин я сам придумал и очень люблю его употреблять), но это не хаотическая, а импровизационная свобода в четких рамках. Без нее любая музыка академической традиции будет звучать пресно. В то же время и для джазового исполнения классика необходима хотя бы с технической точки зрения.
- Уделяется ли внимание этой проблеме в Штатах?
- Там половина занятий посвящена сольным партиям, другая половина - оркестровым. Я бы разделил эти часы между джазом и классикой и не стал бы уделять столько времени оркестру.
- Вы изменили бы что-нибудь в их системе преподавания?
- Если бы я преподавал джаз в Штатах, я бы заставлял своих студентов играть весь классический репертуар. Поскольку мне кажется, что человек, который учится играть на контрабасе только джаз, выглядит достаточно доморощенно.
- Как долго продлится Ваше пребывание в Америке?
- Неделя, и этого вполне достаточно. Мне хватает. К тому же 14 ноября мы, то есть Камерный оркестр п/у Юрия Башмета, летим в Испанию, потом во Францию и еще куда-то. У нас на целый год план расписан, правда все может двадцать раз отмениться…
Вопросы задавала Екатерина Гладкова
первая публикация: "РМИЦ"
|
На страницу Юрия Голубева |
|