Джаз. Энциклопедический
справочник
первая российская джазовая энциклопедия, посвященная как
всемирному, так и российскому джазу. Составитель -
Владимир Фейертаг. Бумажная версия.
ПОЛНЫЙ
ТЕКСТ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НА ЯНДЕКСЕ
"Джаз
в Петербурге. Who is Who?" ,
2004
"Диалог
со свингом. Давид Голощекин о джазе и о
себе", 2003
Владимиру
Фейертагу - 70!
Джазовая энциклопедия "Джаз.
XX век", 2001
Владимир Борисович
Фейертаг родился 27 декабря 1931 г. в Ленинграде.
Окончил филологический факультет ЛГУ (1954) и
теоретико-композиторское отделение
музыкального училища им. Н.А.Римского-Корсакова
(1960). Еще будучи студентом университета, собрал
джаз-оркестр, играл на фортепиано и писал
аранжировки. В 1960 вместе с барабанщиком своего
бэнда Валерием Мысовским по просьбе
ленинградского отделения издательства
"Музыка" опубликовал брошюру "Джаз",
ставшую первой книгой о джазе на русском языке.
После этого вся деятельность связана только с
джазом.
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
В 60-е годы входил в жюри почти всех джазовых
фестивалей и конкурсов (кроме московских) и начал
выступать с лекциями о джазе. С 1965 получил
официальный статус лектора-музыковеда
Ленконцерта и в дальнейшем организовал первые в
СССР филармонические абонементы, посвященные
джазу (в Ленинграде, Риге, Ярославле, Одессе,
Донецке, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде),
что позволило многим джазовым музыкантам
получить статус концертных исполнителей и
появиться на филармонической сцене.
Получив право на концертную деятельность, многие
советские джазовые коллективы
стали приглашать Фейертага в качестве
ведущего.Он постоянно сопровождал своими
комментариями выступления Леонида Чижика (трио и
сольные программы), ансамбля "Аллегро", а в
Ленинграде неизменно сотрудничал со всеми
группами (оркестр Иосифа Вайнштейна, ансамбль Давида Голощекина,
"Ленинградский диксиленд", диксиленд
Алексея Канунникова, ансамбли Анатолия Вапирова
и др.).
С 1978 по 1992 был художественным руководителем и
ведущим ленинградского международного (с 1986)
джазового фестиваля "Осенние ритмы". В 1990
создал Ассоциацию джазовых музыкантов и
менеджеров "Интерджаз". с помощью которой
проводил также ленинградские фестивали
"Открытая музыка", организовывал фестивали
в других городах (Калининград, Мурманск, Витебск)
и отдельные концерты зарубежных музыкантов. В
течение 15 лет ведет филармонический абонемент
"В мире джаза" в концертном зале им.
П.И.Чайковского в Москве.
Благодаря его активности в Ленинграде выступило
трио Джона Маклафлина(1994) и квартет Дэйва Брубека
(1997), в Сочи, Краснодаре и Москве - оркестр Каунта
Бэйси(совместная акция с Московским джазовым
ангажементом, 1995), ансамбль Бенни Голсона (1997).
Был ведущим на многих фестивалях бывшего
Советского Союза (Рига, Тбилиси, Москва, Ереван,
Волгоград, Петрозаводск, Мурманск, Новосибирск и
др.).
С 1978 сотрудничал с Госконцертом, представлял
многие зарубежные коллективы - "Регтайм-бэнд
Гюнтера Шуллера", квартет Дэйва Брубека, трио
Билли Тэйлора, квартет Пола Хорна,
"Презервейшн-холл бэнд" (США), "Датч Свинг
Колледж бэнд" (Нидерланды) и др.
В 1987-1997 выступал с лекциями о джазе в Германии. В
90-е годы стал успешным менеджером, организовав
ряд гастрольных поездок в Европу и Америку
отечественным музыкантам (дуэту и квартету
Кондакова-Рябова, детскому биг-бэнду из Кривого
Рога, вокальной группе "Дайджест"и др.).
В 1997 провел в Санкт-Петербурге недельный
фестиваль "Джордж Гершвин и его время", в 1998 -
фестиваль "Мы помним Эллингтона".
Фото: Павел Корбут
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Автор большого количества статей в
периодической печати. Публиковал статьи по
вопросам джазового исполнительства в журналах
"Музыкальная жизнь", "Советская
музыка", "Огонек," "Мелодия",
"Музыка в СССР","Аудиомагазин". В 1972-77
был научным сотрудником Института
искусствознания в Москве, написал две главы о
джазе для трехтомника "История советской
эстрады", печатался в издательстве
"Искусство" ("Певцы советской эстрады",
"Эстрада. Что? Где? Зачем?"). Был научным
сотрудником в издательстве "Советская
энциклопедия". Автор статей об отечественных
музыкантах в 6-томной "Музыкальной
энциклопедии", автор статьи "Джаз" в
"Музыкальном энциклопедическом словаре".
Автор текстов на конвертах грампластинок.
Выступал с докладами на симпозиумах и научных
конференциях в Лениграде, Риге, Дилижане,
Ереване, Тбилиси. За рубежом печатался во многих
немецкоязычных джазовых журналах).
В 1999 выпустил книгу "Джаз от Ленинграда до
Петербурга".
Был автором и ведущим телевизионных циклов в
Москве и Ленинграде. В настоящее время имеет две
еженедельные рубрики на петербургском радио -
"Полчаса с классическим джазом" и "У
патефона Владимир Фейертаг".
В ноябре 2001 г. выпустил первую в
истории российской джазовой
библиографии энциклопедию - "Джаз.
XX век".
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
В 1961 году начал преподавать историю джаза в
ленинградском Народном музыкальном училище.
Накопленный педагогический помог составить
(вместе с московским музыковедом Аркадием
Петровым) программу по истории стилей для
музыкальных училищ страны, когда в 1974 году были
официально открыты отделы джазовой
специализации. Был членом Методкабинета
Министерства культуры РСФСР и автором ряда
методических разработок. В настоящее время
преподает в музыкальном училище им.
М.П.Мусоргского и в Университете культуры и
искусства в Ленинграде (профессор).
Член Союза композиторов (1989)
Заслуженный деятель искусств России (1991)
Обладатель Приза Уиллиса Коновера ("Голос
Америки")
Кавалер российского Ордена Дружбы (2013)
"Фейертаг - это пятьдесят процентов успеха
любого концерта" ("Вечерняя Казань")
"Лучшего ведущего, чем В.Фейертаг, к джазовым
концертам и фестивалям нельзя придумать"
("Вечерняя Пермь")
"Владимир Фейертаг - человек широчайшей
эрудиции, огромного обаяния" ("Онежец")
|