Джазовая группа "ЭКСТРА
ТРИО ПЛЮС" была создана в 1997 году в
Санкт-Петербурге и сразу же стала заметным
явлением в музыкальной жизни города. Трио - это
альт-саксофон, контрабас и ударные, а "плюс" -
это фортепиано. Лидером группы стал саксофонист
Евгений Стригалев, композиции которого
составляют костяк репертуара ансамбля.
Исполнительская техника "Экстра Трио Плюс"
основывается на традициях американской джазовой
музыки 50-60-х годов, но в трактовках стандартов
"прослушивается" и собственный,
самостоятельный голос санкт-петербургских
музыкантов.
Виртуозные импровизации,
гармоническая изысканность, отличный свинг и
напевный тематизм, свойственный русской
культуре - именно эти качества помогли молодому
коллективу за короткий срок добиться признания у
публики и критики. Евгений
Стригалев (1977) - альт-саксофон, дебютировал в
джаз-клубе "Квадрат", занимался у
легендарного российского саксофониста Геннадия
Гольштейна и в юные годы стал лауреатом
нескольких престижных фестивалей и конкурсов.
Его фавориты - Чарли Паркер, Сонни Роллинз, Джон
Колтрейн, Коулмен Хокинс, а также Майлс Девис и
Телониус Монк.
Александр Машин
(1976) - ударные инструменты, начал выступать в 14
лет, сперва в ансамблях традиционного джаза,
позже увлекся современными стилями. С 1995 года
периодически выступает в квартете Игоря Бутмана, участвует во
многих фестивалях в России и в Европе (Германия,
Норвегия, Австрия). Сегодня Машин - один из самых
популярных барабанщиков в России. Сотрудничал с Давидом Голощекиным, Андреем
Кондаковым, а также Бенни Голсоном, Энди
Лаверном, Полом Болленбеком.
Григорий Воскобойник (1970) -
контрабас, учится в Санкт-Петербургской
консерватории и равно известен как исполнитель и
классической, и джазовой музыки. Его мастерство
оценили, с одной стороны, Юрий Темирканов и
Мстислав Ростропович, а с другой -
"Ленинградский диксиленд" и все джазмены
Петербурга.
Николай Сизов (1971) - фортепиано,
один из заметнейших джазовых пианистов города,
неизменно входит в ансамбль "Звезды
петербургского джаза". Лауреат многих
фестивалей и тонкий знаток современных джазовых
стилей, отличается прекрасным пианизмом и
склонностью к композиционному оформлению
каждого сольного эпизода.
Фото: Александр Китаев
EXTRA TRIO PLUS
"The First Trip" (Zvezda Records, 1998)
К какому
напряженному мыслительному процессу приглашают
нас музыканты, если в списке пьес их альбома то и
дело натыкаешься на "Передышку". Спору нет, в
этой музыке многое - от головы, и общий налет
рассудочности не позволяет предаться
умиротворенному музонасыщению. Но, с другой
стороны, звук саксофона, идеально матовый и
хрипловатый (не верьте ушам своим - это альт, но
под маской тенора), так ласкает слух. И все же
расслабиться не удается: здесь стена из
боповского характера, изложенных аскетичными
унисонами саксофона с контрабасом, барабанами
или - в полифоническом противодействии с
однополосной линией фортепиано в низком
регистре. Те же "Передышки" - свободное
течение музыки, не настаивающее на закреплении
определенного содержания, - и то не позволяют
слушателю полностью освободиться от
интеллектуального сотрудничества.
Впрочем, в альбоме присутствует и
лирика - повествование о глупой и суетной рыбке,
"плывущей вдоль железной дороги во время
движения поезда". Но и тут выбор самого
простого аккорда, в рамках которого шалит
саксофон, и примитивного ритма к нему не
оставляет сомнений в умозрительности замысла.
Тематическим же акцентом этого глубоко
продуманного альбома являются
сдержанно-декларативные "Инструкции".
Да, таким определенным и
философским взгляд на жизнь может быть только в 20
лет (без всякой иронии). А вот найти убедительную
форму для изложения своих умозаключений в этом
возрасте очень трудно. Евгению Стригалеву,
21-летнему саксофонисту и автору большинства пьес
в альбоме, это явно удалось. И остальные
участники проекта под громким названием "Extra
Trio Plus" (пианист Николай Сизов, контрабасист
Григорий Воскобойников, ударник Александр
Машин), невзирая на возраст (от 22 до 28 лет),
достойны внимания. Во всяком случае, смешанное
впечатление от первого взгляда на кассету - с
богато оснащенной фотографиями "в образах"
участников "...Trio..." и их краткими (но
насыщенными именами и событиями) биографиями
обложкой - сменилось уважением после ее
прослушивания. А пьеса Д.Скофилда "Что они
сделали", превращенная в своеобразный
"плацдарм для виртуозов", просто восхищает.
Это "Первое путешествие" -
серьезная интеллектуальная и профессиональная
заявка молодых петербургских джазменов.
Единственное, на что хочется надеяться, - это на
то, что с годами "Хорошая температура"
(название одной из пьес Евгения Стригалева) этих
талантливых ребят чуть-чуть поднимется.
Анна АЛАДОВА
JAZZ-квадрат 11-12, 1998
публикуется с разрешения редакции
журнала
|