Электронный журнал "Полный джаз" о фестивалях
"Джазовая провинция-99" и
"Альтернатива-99": "...второй
вечер в Брянске открывал местный биг-бэнд под
управлением корнетиста Бена Мирзояна, с каковым
бэндом, в виде знака дружбы между фестивалем,
Брянском, Россией и всем остальным миром,
выступил Майк Эллис. Девятисотместный зал был
полон: все ж таки Брянск - город пока довольно
богатый, невзирая на коммунистического
губернатора. Люди сидели стойко, хотя в зале не
работала вентиляция, и принимали всех очень
тепло. Особенный звук массового восхищения -
что-то вроде "у-у-у-ыыы" - сопровождал
появление перед местным оркестром американского
солиста... мало того, что просто американского -
еще и длинноволосого, с выбритыми висками, в
черных очках и вообще очень колоритного. После
выступления местные джазмены повлекли Майка
пить пиво, задавая вопросы типа "пусть скажет,
как у них там в Нью-Джерси рыбалка"..."
"...Третьим в концерте был Майк Эллис. Он начал
выступление с длинного веселого соло на губной
гармонике, заставив и брянскую публику быть
своей ритм-секцией путем хлопания в ладоши (что
публика проделывала с удовольствием и даже чуть
дольше, чем Майк играл). Затем к Эллису
присоединилась Татьяна Комова, чтобы спеть
цыганскую песню из свежезаписанного материала
(Майк и "Второе приближение" записали в
Москве целый альбом перед отъездом на фестиваль).
Наконец, присоединились и другие участники
"Приближения" - сыграть Майкову авторскую
тему с жизнеутверждающим названием "Зона" и
его же блюз.
Однако с окончанием концерта не все кончилось:
набежала толпа брянской молодежи, впервые
видящей живого американца, и уволокла Майка в
городской парк общаться до трех ночи."
"Майк Эллис в Курске играл с
Леонидом Винцкевичем и архангелогородской
ритм-секцией; концерт был посвящен памяти Дюка
Эллингтона, так что Майк открыл выступление
балладой Чарлза Мингуса "Duke Ellington Sound of Love",
сыгранной дуэтом - баритон-саксофон и фортепиано.
Потом Майк взялся за сопрано, и дело пошло
повеселее: два его оригинала были сыграны
просто-таки с атомной энергетикой (ритм-секция
вспомнила молодые годы в ансамбле
"Архангельск" Владимира Резицкого и дала
шороху, поддержав фри-джазовые устремления
Майка). В конце был до-минорный блюз, написанная
Майком вариация на известную тему Колтрейна (и
называющаяся поэтому "Trane Trax" - "Следы
Колтрейна"), и на сцену вышли трубач
Галактионов из "Второго приближения",
Максим Некрасов с губной гармошкой, Николай
Винцкевич с альт-саксофоном - короче, финал
Майкова выступления оказался едва ли не длиннее,
чем само выступление. Рев публики, триумф,
российско-американская дружба торжествует, Майк
приближается к микрофону и с торжественным видом
произносит: "Ya tashuss". Эта коротенькая фраза
неоднократно помогала ему на фестивале
установить совсем уж доверительный контакт с
публикой...
П О Л Н Ы Й Д Ж А З - Выпуск
#24 (34) - 23 июня 1999 г.
"...наиболее джазовая
часть "Альтернативы" - выступление 29 мая
американского саксофониста Майка Эллиса. Этот
персонаж, заметно ожививший джазовую жизнь
Москвы в эти дни, заслуживает более подробного
рассказа о себе.
Его настоящая фамилия - Мордвинов, его отец был
русским (известный художник и книжный график),
мать - шотландка, сам Майк родился и вырос в
Нью-Йорке. Ему 38 лет, он получил отличное джазовое
образование (бостонский колледж Беркли и
манхэттенская Новая школа), провел семь лет в
Париже, пять - в Токио и только в прошлом году
вернулся в родной Нью-Йорк. В результате
по-русски он не говорит вообще, зато в
совершенстве владеет французским и немного -
японским.
В Россию впервые приехал в 1997-м, год
спустя уже играл в Москве и Обнинске с ансамблем
Алекса Ростоцкого, а в этот раз приехал на целых
пять недель с твердым решением играть везде и со
всеми. Так что, помимо "Альтернативы", в
ближайшие дни Майк Эллис играет в следующих
местах: 3.06 - "Арбатский дворик", с Борисом
Прусаковым; 4.06 - "О.Г.И", с французским поэтом
Бруно Нивером; 5 и 6.06 - Санкт-Петербург, клуб JFC, с
Андреем Кондаковым, а с 14 по 29 - на"Джазовой
провинции" в 12 городах России... Но вернемся к
его выступлению на "Альтернативе".
Начать с того, что концепция этого
50-минутного действа была хорошо продумана, но
детали импровизировались - точнее, были отданы
дирижером и автором Майком Эллисом на откуп
участникам. Участников же он набрал
непосредственно в Москве, хотя все свое действо
подготовил еще у себя встудии, в подвале своего
загородного дома в Нью-Джерси. Основная часть
музыки - микс под названием "Alternatif" -
представляла собой космически-электронные
побулькивания, перемежаемые чтением стихов
голосом Льва Рубинштейна и пением дуэта "Не
Те" (записано Эллисом в Москве год назад),
пением тибетских монахов, голосами каких-то
зверей и прочими звуковыми деталями. Причем микс
шел аж с двух компакт-дисков, запущенных с
отставанием друг от друга в несколько минут.
Поверх звучали саксофоны Эллиса - баритон,
сопрано и сопранино - и уфимца Олега Киреева
(тенор и сопрано), с которым Эллис крепко
сдружился в Москве. Эллис и Киреев располагались
в разных местах: Олег - на галерейке, освещенный
лунно-голубым кругом прожектора, Майк - на сцене
под идущей с галерейки лестницей; по лестнице
медленно, постепенно ускоряясь, спускалась
московская танцовщица Лена Лукьянчикова (из
"Кинетического театра" Саши Пепеляева),
ставшая на "Альтернативе" подлинным лицом
фестиваля (потому что, раз появившись на сцене в
первый день, получала одно приглашение
присоединиться за другим).
Тем временем из публики поднимался
французский поэт Бруно Нивер и, надсаживаясь и
взмахивая руками, читал по-французски свои
стихи... При этом все участники были строго одеты
в черное и гримированы: у Эллиса, Киреева и
танцовщицы Лены лицо строго разделено по
вертикали на черную и белую половины, у Нивера
лицо просто выбелено, но зато голова повязана
марсельско-пиратским черным платком. Плюс
неизбежная игра света (в "Доме" со светом,
равно как и с его игрой, хорошо), плюс
космически-гудящий звук и впечатляющие
динамические и драматургические перепады. От
бурной "собачатины" (так, напомним,
музыканты называют фри-джаз) через ревущий
"индастриэл" к пронзительно-лиричным дуэтам
саксофонов - таков был диапазон этого
сочинения-импровизации, в нашем представлении
ставшего одним из главных событий
"Альтернативы".
П О Л Н Ы Й Д Ж А З - Выпуск
#21 (31) - 2 июня 1999 г.
Российская пресса о фестивале "Джазовая
провинция-99":
"...Украшением вечера стало
выступление американского саксофониста Майкла
Эллиса. Пользуясь целым набором духовых
инструментов разных форм и размеров, он извлекал
из них совершенно фантастические звуки, похожие
то на легкое дуновение ветра, то на грозный рев
джунглей. Настоящим праздником импровизации
стал джем-сейшн Майкла Эллиса с музыкантами
"Второго дыхания" (так в тексте - ред.)
Виртуозные соло на саксофоне и трубе заставили
зал взорваться бурей аплодисментов.
После концерта музыкант, осаждаемый десятками
поклонников, желающих взять автограф и
сфотографироваться со "звездой", все же
нашел время побеседовать с корреспондентом
"Металлурга".
Майкл, каковы ваши впечатления от
России?
- Приехав сюда около месяца назад, я был просто
потрясен. У вас интереснейшая культура,
замечательные люди. Россия - велика страна! Меня
очень многое с ней связывает. Мой отец - русский,
он родом из Саранска, у меня даже русская фамилия
по отцу - Мордвинов.
Вы немало гастролировали по миру. В какой
стране приятнее всего выступать?
- Мне нравится выступать везде, где любят джаз. К
счастью, мне везет. Где бы я ни играл - в Нью-Йорке,
Чикаго, Токио, Париже или здесь у вас - публика
одинаково хорошо принимает мою музыку.
Где, на ваш взгляд, джаз сегодня популярнее - в
Америке или в России?
- Сложный вопрос, на него нельзя ответить
однозначно. В Америке сейчас джаз переживает
новую волну популярности. Появилось много
интересных исполнителей, джазовые фестивали
собирают огромное количество зрителей. Что
касается России, то за месяц моих гастролей я
убедился, что у вас джаз любят не меньше, чем на
его родине. Не было еще случая, чтобы мы играли в
полупустом зале.
Что вы думаете о
современной джазовой музыке, в частности об
"эйсид-джазе"?
- О, это замечательная штучка. Мне нравятся
ритмические рисунки "эйсид-джаза", под них
очень здорово танцевать. Живя в Нью-Йорке, я
общался с многими молодыми музыкантами,
играющими эту музыку. Все они отличные ребята.
А что ты думаешь об игре липецких музыкантов?
- Это был приятный сюрприз для меня. Просто
невероятно, что вдалеке от джазовых столиц есть
люди, по-настоящему увлеченные джазом и умеющие
его талантливо исполнять.
"American Jazz с мордовским акцентом",
Сергей Малюков, "Металлург", Липецк, 25 июня
1999 г.
"...Что касается иностранных гостей, то
кроме музыки всех крайне интересовали их
впечатления от экзотики нашей провинции. Майк
Эллис - американский саксофонист с русской
фамилией в паспорте "Мордвинофф" (это
фамилия отца) при полном незнании русского языка
за несколько дней путешествия на автобусах и
"Газелях" по русским дорогам выучил ряд
наших идиоматических выражений, из которых одно
нередко использовал на сцене после выступления.
Его "Ну, я тащусь..." приводило в восторг
народ. Хотя до этого восторг был связан с его
игрой. Эллис предпочитает современную
стилистику. Ему близок постколтрейновский джаз в
самых, иной раз, радикальных проявлениях. Он
удачно нашел себе партнеров в лице музыкантов
"Второго приближения" со специальным
репертуаром: его собственная пьеса "Зона"
появилась после въезда в Россию, а цыганская
"Дорэ Люмэ" была инициирована вокалисткой
проекта Татьяной Комовой, совмещающей новый джаз
с работой в дуэте "Ромэн"..."
"Джазовый ураган в российской
глубинке",
Михаил Митропольский, "Независимая газета",
8 июля 1999 г. |