Контрабас из бочки, ударная установка в кармане, или уникальный пример
исполнения "корневой" музыки при помощи подручных средств.
История этого состава, несмотря на относительную его молодость,
довольно богата. В частности, благодаря тому, что с ним играли в
разное время такие знаменитости, как Миха Лавит и Димка Тищенко,
стоящие у самых его истоков, Винсент де Франс, Миха Большой
(Ульяновский), шоколадная Моника (Известная, как Моника), Жан-Мишель
из Бенина, рыжий Леха Байчук, Миха Овечкин (да, да из тех из самых
Овечкиных), Дима скрипач, и многие другие, кому было не лень.
Игрывали эти ребята регтаймы, кейкуоки, пели всякие американские (и не
только) песни для разной публики. Случилось им даже выступить для
настоящих Янки, приехавших зачем-то специально из Нью-Орлеана
потанцевать на берегах Невы свои буржуйские танцы.
С
тех пор много чего утекло, и из прежнего состава остался только
ветеран Вася, аккордеонист и пианист по совместительству. Переломный
же момент в истории состава наступил столь стремительно, что сильно
смахивал на безвременную кончину. В части сохранения команды главная
заслуга принадлежит все тому же патриарху Васе. Он теперь главный
идейный вдохновитель, борец за чистоту стиля и незаменимый поставщик
нотного материала.
Так вот, в вышеупомянутый трагический момент автор этих строк был
приглашен заткнуть, так сказать, дыру собственной задницей, ставши
третьим членом того, что осталось на тот момент от команды.
Впрочем, втроем мы играли не долго - позвали Виталика, известного в
качестве Виталика (никакие прозвища к нему не липнут). И сделалось нас
четверо. Вася играл на аккордеоне и на рояле, Виталик - на банджо, я -
на тубе, Жан-Мишель из Бенина пел (голос у него хороший) и на тыкве
играл. Звучало это уже, конечно, не так как прежде, но нам нравилось.
Нравилось и кое-кому из публики. Играли мы, как и прежде, в “Чайке”,
репетировали в “Монреале”, попутно осваивая: я бас-бидон (контрабасин),
а Виталик стиральную доску, именуемую в просторечии Wash Board.
Оба эти инструмента - атрибуты музыки почти исключительно
любительской, и в наших широтах довольно редки. Wash Board - довольно
удачная камерная замена барабанам, особенно для случаев исполнения
"подлинной" традиции. Настоящую, прилично звучащую стиральную доску
теперь не достанешь, да и наперстки, используемые при игре на этом
дивном инструменте, что-то повывелись. Поэтому пришлось Виталику пойти
в музыкальный магазин и разориться на настоящий английский Wash Board
со звоночком, деревянной коробочкой и шестью наперстками в комплекте.
Буквально на следующий после покупки день Виталик принялся за
модернизацию инструмента. Сначала, навевая нездоровые, грибные
ассоциации, вырос у него на доске кустистый пучок всевозможных
звоночков (ей богу, удивительно напоминало семейство опят). Потом он
похитил на кухне эмалированный ковшик и, ампутировав ему бесполезную
уже ручку, приспособил к доске вместо коровьего колокола (Cow Bell).
Затем наступила очередь крошечной медной тарелки (Splash). В конце
концов у доски появилось четыре довольно длинных ноги, отчего
инструмент приобрел удивительное сходство с табуреткой.
Что же до бас-бидона (контрабасина), то это вообще уникальный
случай. Придумали его (бидон), надо полагать, на хлопковых плантациях
чернокожие, которым не хватило денег на покупку контрабаса. Гениальное
конструкторское решение: половинка от бочки, палка и веревка - ничего
лишнего. Выгодно отличается оригинальным тембром, звучит громче
настоящего контрабаса и диапазон имеет около полутора октав. Между
прочим, первый свой инструмент я сконструировал из найденного на
помойке пластикового ведра из-под краски, старого бельевого шнура и
палки от любимой маминой швабры.
Года
два-три тому назад Виталик приступил к освоению такого сложного
инструмента, как корнет (полное название "корнет-а-пистон") и, надо
сказать, немало в этом преуспел, совмещая, таким образом, функции
солиста и члена ритм-группы.
Еще один участник команды -- гитарист Дима Покровский, окончивший
недавно музыкальное училище им. Мусоргского, успешно исполняет функции
ритм-мена и солиста. В самое последнее время Дима (за которым с
прежних еще времен закрепилось прозвище "Метроном") не без успеха
осваивает такой сложный и интересный инструмент, как банджо.
Совсем
недавно у нас появился "освобожденный ударник". Его зовут Сергей
Лускин, он профессиональный барабанщик, поэтому, взявши на себя
функцию стирального доскиста (wash-boardиста), он существенно облегчил
всем, и в особенности Виталику, существование, поскольку этот
последний перестал таскать с собой грузовую тележку для своих
инструментов и ходит теперь на концерты с легким футляром.
Таким образом, теперь нас пятеро.
В нашем репертуаре:
Регтаймы, исполняемые обычно на рояле, стиральной доске, корнете (или
без оного), гитаре (или банджо) и бас-бидоне.
Буги-вуги, исполняемые на рояле, стиральной доске, гитаре (или банджо)
и бас-бидоне.
Кейкуоки,
исполняющиеся посредством аккордеона, тубы (или контрабасина), гитары
(или банджо), корнета (или без оного) и стиральной доски.
Всякие песни, исполняемые, как правило, во всю глотку (микрофоны нами
не используются по стилистико-идеологическим соображениям) под
аккомпанемент того из перечисленного выше, к чему в данный момент
больше душа лежит.
Несколько раз (уже довольно давно) мы выступали в “Достоевском”. Из
всех наших любительских записей самая удачная сделана именно там прямо
с концерта.
Мы были постоянно приглашаемы в "Декаданс", играли там с
периодичностью примерно раз в месяц.
В кафе "Take Five" мы, похоже, не пришлись ко двору, очень уж
непривычная для них музыка.
Довольно долго (около полутора лет) мы регулярно выступали в арт-баре
"Пурга".
По нескольку раз сыграли в "Заводных яйцах", "Ударе копытом", и
"Музыке крыш".
Из масштабных акций вспоминаются, прежде всего, концерты в Сосновом
Боре, где мы играли раза два-три.
Вот где невозделанные поля! Вот где раздолье работникам бемоля и
диеза! Народ там все больше высоколобый, с высшим образованием, да с
аспирантурой, интеллектуалы с неудовлетворенной жаждой активной
культурной жизни. Поэтому подобные мероприятия имеют там бурный успех
и проходят с необычайным эмоциональным подъемом.
Кроме
того, случилось нам выступить в Хельсинки в рамках дней культуры
Петербурга.
Несколько раз нас приглашали ребята из "Мастер класса" поиграть на
фестивалях уличных художников. Играли мы даже на "Джазовом пароходе" у
Натана Лейтеса из Джаз-клуба "Квадрат".
Нашей постоянной концертной площадкой является "Красный Лис" ("Red Fox"),
где мы играем каждую среду. Благодарная публика (в том числе
симпатичные девушки), постоянные слушатели, приятная атмосфера и
сумасшедшие жильцы верхнего этажа, бесконечно жалующиеся на то, что им
мешает жить исполняемая без всякой подзвучки (да еще и тремя этажами
ниже) акустическая музыка. Бываем регулярно званы также и в "Че Гевару"
("Клуб "Че"), где нас можно слышать по пятницам или субботам.
Совсем недавно увидел свет наш CD. В него вошло несколько сессий
записи, в том числе и те, на которых присутствуют наши хорошие друзья
и коллеги (Миха Виолин, Данила Ленци и Гена Рубцов).
Несколько
слов о регтаймах и кейкуоках. Обычно эти два понятия увязывают меж
собой примерно так: кейкуок, дескать, предшественник регтайма. Это не
совсем точно, поскольку первое - вообще некая негритянская музыкальная
традиция, а второе - вполне конкретный музыкальный (и танцевальный)
стиль.
История кейкуока восходит ко временам рабовладения, когда по
праздникам негры, развлекая своего хозяина, соревновались в том, кто
замысловатее станцует или даже просто отколет какой-нибудь номер.
Победитель награждался жирным куском сладкого торта, отсюда и название
- Cakewalk (прогулка за пирожным).
Словом регтайм (Ragtime), переводящемся на русский язык примерно как
"клочья времени" или "рваное время", называется модный в конце
19-го-начале 20-го веков танец. Фортепианное сопровождение к нему
характерно синкопированной мелодической линией в правой руке и
противопоставлением баса на сильную долю такта аккорду на слабую долю
в левой руке. Для оркестрового же сопровождения характерно более или
менее точное подражание фортепианному.
Регтайм и кейкуок роднит, прежде всего, то, что оба они, являясь
образцами негритянского (регтаймисты, впрочем, встречались и белые)
творчества, несут в себе удивительный жизнеутверждающий заряд здоровой
энергии.
Андрей Воеводский
8 (812) 516-56-98
+7-921-797-7-626
+7-904-331-31-35
Видео:
|