502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
|
Игорь Бриль - "Время
воспоминаний"
© Boheme Music, 1999 |
Альбом, который вы держите в
руках - удивительный документ целой эпохи в
истории российского джаза. Документ, который
никакого творческого значения за прошедшие
десятилетия не утерял - наоборот, отстоялся с
годами, как обретает с годами силу хороший
коньяк.
На этом компакт-диске собраны записи, сделанные
ансамблями пианиста Игоря Бриля в 60-е годы.
Сейчас, когда выпускавшихся на виниле записей
отечественного джаза 60-х гг. почти ни у кого,
кроме коллекционеров, и не осталось, иногда
теряется перспектива - глядя назад, в
предшествующие десятилетия, иной любитель джаза
может подумать, что джазмены и в нашей стране и
вовсе не записывались, что история джаза в России
- некий миф, изустное предание, оставшееся только
в воспоминаниях современников. Ан нет.
Вот он, документ - у вас в руках. Да, конечно,
качество часто оставляет желать много, много
лучшего - сделанные на аналоговую ленту записи,
даже будучи подвергнуты восстановлению, носят
отпечаток неумолимого времени. Да, конечно,
звучание записей иногда кажется чуть грубоватым
и, с точки зрения сегодняшнего дня, каким-то
наивным: и оборудование студий три с лишним
десятка лет назад было, мягко говоря, не
идеальным, и правильно записывать джаз многие
звукорежиссеры не умели (да, прямо скажем, и
сейчас не все умеют). И тем не менее музыкальные,
творческие характеристики этих записей,
оказывается, делают их вполне
конкурентоспособными и сейчас, три с лишним
десятка лет спустя. Сам дух этих записей - дух
стремления к музыкальной свободе, столь
ненавистной тогдашним властям (как и стремление
к свободе в любой области) - делает их интересными
и живыми сейчас, в конце 90-х.
Дебют 21-летнего Игоря Бриля состоялся в 1965-м,
когда он со своим трио занял первое место на
Московском конкурсе молодежных джазовых
ансамблей. Закончив в 1966-м училище при
консерватории, он поступил в институт им.
Гнесиных. Пока учился в институте - параллельно
играл в "ВИО-66" у Юрия Саульского. В 67-м в
Москве проходил фестиваль "Джаз-67" - на нем
Игорь Бриль выступил дважды: в оркестре
Саульского и в ансамбле с саксофонистом Алексеем
Козловым. Потом начались выезды за рубеж -
выступление в Польше на Jazz Jamboree'71 (из всех
советских участников этого фестиваля в те годы
только трио Бриля попало тогда на записанный на
концертах LP, соседствуя на одной стороне
пластинки с американским вибрафонистом Гэри
Бертоном). Кроме Польши, ездил он в страны
Восточной Европы , (например, в восточной
Германии его гастроли были первыми официальными
гастролями советского джаза по линии
Госконцерта), на Кубу, в Индонезию, позже - в
Швейцарию, Италию, Францию. Игорь Бриль много лет
работал с альт-саксофонистом Александром
Осейчуком в разных составах - квартете, секстете,
септете, выпустил три LP на "Мелодии". В конце
80-х именно ансамбль Бриля одним из первых наших
джазовых коллективов дважды отправлялся на
длительные гастроли в США, играл там с Джо
Хендерсоном, Бобби Хатчерсоном и другими
звездами. В 90-е у Игоря Бриля, к этому времени уже
профессора, главы джазового отделения
Российской академии музыки им. Гнесиных, новый
проект - ансамбль "Новое поколение", где с
ним играют два его сына - саксофонисты Дмитрий и
Александр. С этим ансамблем он тоже много
гастролирует - только за 98-й играл на крупнейшем
Монреальском джазовом фестивале, на джазовом
фестивале в Ашдоде (Израиль), гастролировал в
Эстонии и представлял отечественный джаз на Днях
российской культуры в Дели.
Созданный Игорем Брилем первый в нашей стране
джазовый учебник - "Практический курс джазовой
импровизации" - с 1979 выдержал уже пять изданий
и не теряет своей популярности у начинающих
джазовых музыкантов. Ценность его в том, что это -
не учебник по какому-то инструменту, изложенные в
нем принципы импровизации важны для музыканта
любой специальности.
Игорь Бриль - профессор, народный артист РФ -
достиг высших официальных степеней признания,
возможных в нашей стране (где власть никогда не
понимала джазового искусства, а долгое время не
просто не понимала, но и боялась и оттого
ненавидела). Но куда важнее не официальное, а
просто признание - признание тех людей, к которым
искусство джазового музыканта обращено. Я видел,
какой аншлаг был в концертном зале им.
Чайковского, когда осенью 1997-го там отмечал
35-летие своей творческой деятельности Игорь
Бриль. И видел самое главное: на концерте было
столько же молодых почитателей Игоря Бриля,
сколько и поклонников со стажем. А что это значит?
Это значит, что искусство Игоря Бриля обращено в
будущее. Компакт-диск, который вы держите в руках
- еще одно тому подтверждение.
Кирилл Мошков
Игорь Бриль - "Время воспоминаний" © Boheme
Music, 1999
- Misty
- VoyageInBlues
- GreenStreetcar
|
|