КТО ИЗ джазовых
музыкантов не мечтал о Нью-Йорке? Он всегда манил
меня, так как вся история этого жанра и самые
кардинальные изменения в нем происходили именно
в мировой джазовой столице. Пройтись по
историческим улицам Манхэттена и Гарлема,
послушать вживую легендарных музыкантов,
посидеть вечерами в джазовых клубах района
Гринвич-Вилладж - разве можно избежать такого
соблазна?! По любезному приглашению самого
известного русско-американского трубача Валерия
Пономарева я прибыл в Нью-Йорк в начале августа, в
самый жаркий месяц. Тем не менее в еженедельнике
"Вилладж Войс" (бесплатно распространяемом
по всему городу), информирующем о всей культурной
жизни Большого Яблока (так называют Нью-Йорк его
жители), 5 (!) страниц было посвящено программам
джазовых концертов, кафе и ресторанов. Несмотря
на то, что летом основная масса самых маститых
американских джазменов играет на фестивалях
Европы и Японии, панорама нью-йоркского джаза
ошеломляла и завораживала. ЦИФРЫ: в городе (по
данным Ассоциации музыкантов Нью-Йорка) числится
около 150.000 музыкантов, из которых два-три десятка
тысяч - ДЖАЗОВЫЕ, причем многие в профсоюзе не
состоят, являясь свободными художниками. Для
сравнения: в России таких музыкантов от силы 200-250
человек. В дальнейшем от любых сравнений
развития искусства наших стран следует
отказаться по понятным причинам.
Джазовый мир Нью-Йорка разнообразен, иногда
противоречив, многогранен и безграничен в
творческом потенциале. Трудно говорить о самой
Америке, изучив только Нью-Йорк - этот
современный Вавилон самых разнообразных
выходцев со всего мира. Так и в джазе - помимо
коренных американцев, здесь вы сможете встретить
массу музыкантов из Европы, Японии, Африки и
Латинской Америки. Наиболее прагматичные
фанатики, джазовая молодежь стремятся попасть в
эту джазовую Мекку, повариться в ее музыкальном
котле, получить необходимые навыки и при случае
зацепиться, иногда пренебрегая финансовым
достатком. Хотя общественный пьедестал джазовых
музыкантов невысок, они имеют скромные
заработную плату (кроме раскрученных музыкантов
и звезд), жилье, и отношение американского
истеблишмента к ним восторга не вызывает.
Из российских музыкантов наиболее известны и
уважаемы в Нью-Йорке прежде всего Валерий
Пономарев, который покинул СССР тридцать лет
назад и стал каноническим музыкантом хард-бопа, а
также Николай Левиновский, который сумел в
условиях жесточайшей творческой конкуренции
создать современный оркестр в Нью-Йорке, и как
солист является востребованным музыкантом, что в
Нью-Йорке очень важно. Из молодых российских
"джазовых львов" пока достойного уровня
достигли только двое - трубач Алексей Сипягин и
басист Борис Козлов. Уважаемый мною Игорь Бутман
теперь кондовый российский музыкант, хотя его в
Нью-Йорке помнят.
Но говорить о какой-то общественной
невостребованности джаза в американском
обществе нельзя. Джаз имеет свою культурную,
социальную и материальную нишу ровно настолько,
насколько он и должен иметь ее, с учетом
непопулярности и сложности исполняемой музыки.
По последним данным, количество людей,
потребляющих джаз, в США почти такое же, как и в
развитых странах Европы, не более 7-8 процентов. В
России - тоже так, хотя музыкантов мизерное
количество и той джазовой среды - нет.
Как и всюду, в Америке джаз государством не
поддерживается. Это все делается менеджерами,
продюсерами, директорами издательств,
владельцами радиостанций, студий и фирм
грамзаписи, хозяевами клубов, концертных залов и
чифами фестивалей. Кстати, о СМИ! Если джаз в
громадной радиоимперии США звучит довольно
часто (есть просто профилированные на это
каналы), то ТВ (как и здесь), джаз не балует. Из 96 (!)
каналов Нью-Йорка (без кабельных) за месяц я видел
только одну передачу?! Возвращаясь к джазу, надо
констатировать, что финансовую его основу
составляют непосредственная работа всех
музыкантов, а также мощные вливания различных
фондов, просто богатых структур и личностей, и
церковь.
Так, одним из самых ярких впечатлений для меня
стал юбилей 78-летнего Леонарда Виктора Гаскина,
легендарного контрабасиста первых ансамблей
Чарли Паркера (1945-46 гг.), который был торжественно
отпразднован в церкви Св. Петра, при стечении
исторических джазовых персон. Я с удивлением
узнал, что большинство негритянского населения
города ходит в лютеранские церкви и что она - одна
из самых мощных спонсоров джаза, особенно его
предшествующих форм - блюза, духовных песнопений
и спиричуэлза. Даже в знаменитом Центре искусств
А. Линкольна, который все лето проводит
бесплатные концерты для жителей и гостей
Нью-Йорка, музыканты всегда кем-то субсидируются.
Но простой человек может слушать джаз при
желании достаточно часто. Конечно, посещение
гала-концертов в Карнеги-Холле и Радио-Сити -
удовольствие дорогое, но практика джазовых
концертов по паркам города, в колледжах,
университетах дает возможность человеку со
стесненными средствами быть в курсе событий. За
три недели моего пребывания в городе я смог
наравне с местными домохозяйками, пенсионерами и
японскими туристами услышать благотворительные
концерты Сонни Ролинса, Монти Александэра, Рэнди
Уэстона, Брэнфорда Марсалиса, Билли Харпера и др.
Но сердцевиной джазовой жизни города все же
являются клубы, которых вкупе с джазовыми
ресторанами работает около 30. Каждый джаз-клуб
имеет свой ранжир и класс. Есть всемирно
известные "Блю Нот", "Свит-Бэзил",
"Вилладж Вангард", есть среднего уровня, и
есть совсем для малоизвестных, где играют в
основном начинающие музыканты, хотя иногда там
можно встретить и джазовую величину. В этом
отношении, как и в моральном аспекте, музыканты
очень демократичны, благожелательны друг к
другу. Особенно заметно искренне уважение и
почитание мастеров старшего поколения, хотя они
и играют уже историческую музыку.
Поход в джаз-клуб - удовольствие дорогое.
Средняя цена за вход от $15 до $258, плюс вы
обязательно должны что-то взять в баре из
выпивки. Здесь я узнал поразительный факт:
крепость всего американского пива, по
Федеральному законодательству, не должна
превышать 4,5 градуса. Поэтому распространенные в
России баночки "настоящего американского
крепкого" пива (типа "Быков" или "Кольт
45") - не более чем суррогат для нашего
малограмотного потребителя. Кстати, нигде в
джаз-клубах (как и в городе в целом!) я не видел
пьяных! Более того, на знаменитом фестивале в
Нью-Порте (о чем чуть ниже) одной из
категорических заповедей была "Не выпивать и
не пользоваться видеокамерами!" Из окна
квартиры на 31 этаже, где меня принимал мой друг,
были видны два клуба - "Бердланд" и
"Савой". Первый - респектабельный,
историческое место концертов почти всех звезд
послевоенного джаза. Второй - типичный пример
одиозного, не совсем благоустроенного заведения
на 25-30 мест, где играет молодежь или забытые
музыканты, где ночью играют джэм-сэйшен и можно
встретить пару тихих алкашей.
Меня удивило, что все знаменитые клубы очень
маленькие (по нашим меркам) по размерам и
максимум вмещающие 150 человек. Это объясняет саму
атмосферу интимного общения импровизатора со
слушателями, этакую домашность. Поэтому
неудивительно, что когда американские музыканты
играют в России (в частности, у нас в
Новосибирске), они сталкиваются с такой
аудиторией, которая в Америке бывает нечасто.
Отсюда море восторгов и желание приехать еще.
Поход по ночному Бродвею - обязательная
составляющая любой поездки. И еще одна
неожиданность: абсолютно не соответствующий
истине миф о повальной преступности Нью-Йорка.
Очень спокойный и безопасный город (возможно,
кроме Гарлема и Южного Бруклина), наполненный
служителями порядка, без гама, суеты и крика.
Нынешний мэр города, Рудольф Джулиани, бывший
прокурор, так отладил систему охраны города от
беспорядков и хулиганствующих элементов, что
иногда кажется, что на каждого жителя приходится
по полицейскому.
Кстати, для несведущих. Я жил в самом центре
Манхэттена на 43 улице, где исторически была
сконцентрирована вся нью-йоркская "малина":
стриптиз-клубы, тайные притоны, публичные
заведения, сборища наркоманов, проституток и
голубых. Сейчас от этого не осталось и следа. Все
снесено, и этот, один из центральных районов
города, полностью реконструируется.
И, конечно, поражает само величие города. Я
думаю, что в этом отношении и египетские
пирамиды, и прочие чудеса света бледнеют. То, что
было сделано людьми за 200 лет на этом забытом
богом гранитном полуострове (Манхэттен), носит
название Трудового Подвига. Кстати, многие
здания, мосты и развязки были сконструированы
русскими инженерами и архитекторами. Конечно,
Нью-Йорк - не Америка, но то, что это Великий Город,
- вне сомнения.
Как присказку скажу два слова о фестивале в
Нью-Порте. Один из самых старейших, почетных
фестивалей в США, с 1953 года он считался самым
крупным и престижным. В маленьком штате
Род-Айленд, на берегу залива Атлантического
океана, у форта Адамса (из которого американцы
палили по кораблям англичан) ставилась громадная
эстрада, и тысячи людей со всей страны и мира
съезжались в августе на три-четыре дня, со своим
скарбом, постелями и кухнями. Каждый
располагается у подмостков как может. В заливе
яхты становятся борт к борту, и начинается
Большой Джазовый праздник. Сейчас слава
фестиваля померкла, он стал более коммерческим,
но его историческая значимость настолько велика,
что, попав в США летом, не посетить его я просто не
мог. На фестивале были и слабые музыканты, и былые
гиганты, Дэйв Брубек, Арэтта Франклин, Эл Джарроу,
Дэйв Санборн, но наиболее успешно выступили два
ансамбля. Квартет саксофониста Майкла Брэкера с
феноменальным пианистом Джойем Калдэраццо и
новый секстет "Происхождение" Чика Кориа,
где маэстро явно повернул к новому
композиционному джазу и свободной импровизации,
с которой он вошел в мир джаза много лет назад.
И еще было много встреч, концертов и
удивительных открытий. Одно из которых я для себя
вывел как основополагающее - мощь Америки
покоится на громадной любви людей к своей стране!
Сергей БЕЛИЧЕНКО, специально для
"Новой Сибири"
Нью-Йорк - Новосибирск |