502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

СТРАНИЦА СЕРГЕЯ БЕЛИЧЕНКО

Сергей Беличенко: Большой джаз Большого яблока

© "Новая Сибирь", 1997

В джаз-клубе "Святой Базиль" с В.Пономаревым, П.Уикмэном и вокалисткой Джэйн Паркер КТО ИЗ джазовых музыкантов не мечтал о Нью-Йорке? Он всегда манил меня, так как вся история этого жанра и самые кардинальные изменения в нем происходили именно в мировой джазовой столице. Пройтись по историческим улицам Манхэттена и Гарлема, послушать вживую легендарных музыкантов, посидеть вечерами в джазовых клубах района Гринвич-Вилладж - разве можно избежать такого соблазна?! По любезному приглашению самого известного русско-американского трубача Валерия Пономарева я прибыл в Нью-Йорк в начале августа, в самый жаркий месяц. Тем не менее в еженедельнике "Вилладж Войс" (бесплатно распространяемом по всему городу), информирующем о всей культурной жизни Большого Яблока (так называют Нью-Йорк его жители), 5 (!) страниц было посвящено программам джазовых концертов, кафе и ресторанов. Несмотря на то, что летом основная масса самых маститых американских джазменов играет на фестивалях Европы и Японии, панорама нью-йоркского джаза ошеломляла и завораживала.

ЦИФРЫ: в городе (по данным Ассоциации музыкантов Нью-Йорка) числится около 150.000 музыкантов, из которых два-три десятка тысяч - ДЖАЗОВЫЕ, причем многие в профсоюзе не состоят, являясь свободными художниками. Для сравнения: в России таких музыкантов от силы 200-250 человек. В дальнейшем от любых сравнений развития искусства наших стран следует отказаться по понятным причинам.

Джазовый мир Нью-Йорка разнообразен, иногда противоречив, многогранен и безграничен в творческом потенциале. Трудно говорить о самой Америке, изучив только Нью-Йорк - этот современный Вавилон самых разнообразных выходцев со всего мира. Так и в джазе - помимо коренных американцев, здесь вы сможете встретить массу музыкантов из Европы, Японии, Африки и Латинской Америки. Наиболее прагматичные фанатики, джазовая молодежь стремятся попасть в эту джазовую Мекку, повариться в ее музыкальном котле, получить необходимые навыки и при случае зацепиться, иногда пренебрегая финансовым достатком. Хотя общественный пьедестал джазовых музыкантов невысок, они имеют скромные заработную плату (кроме раскрученных музыкантов и звезд), жилье, и отношение американского истеблишмента к ним восторга не вызывает.

Из российских музыкантов наиболее известны и уважаемы в Нью-Йорке прежде всего Валерий Пономарев, который покинул СССР тридцать лет назад и стал каноническим музыкантом хард-бопа, а также Николай Левиновский, который сумел в условиях жесточайшей творческой конкуренции создать современный оркестр в Нью-Йорке, и как солист является востребованным музыкантом, что в Нью-Йорке очень важно. Из молодых российских "джазовых львов" пока достойного уровня достигли только двое - трубач Алексей Сипягин и басист Борис Козлов. Уважаемый мною Игорь Бутман теперь кондовый российский музыкант, хотя его в Нью-Йорке помнят.

Но говорить о какой-то общественной невостребованности джаза в американском обществе нельзя. Джаз имеет свою культурную, социальную и материальную нишу ровно настолько, насколько он и должен иметь ее, с учетом непопулярности и сложности исполняемой музыки. По последним данным, количество людей, потребляющих джаз, в США почти такое же, как и в развитых странах Европы, не более 7-8 процентов. В России - тоже так, хотя музыкантов мизерное количество и той джазовой среды - нет.

Как и всюду, в Америке джаз государством не поддерживается. Это все делается менеджерами, продюсерами, директорами издательств, владельцами радиостанций, студий и фирм грамзаписи, хозяевами клубов, концертных залов и чифами фестивалей. Кстати, о СМИ! Если джаз в громадной радиоимперии США звучит довольно часто (есть просто профилированные на это каналы), то ТВ (как и здесь), джаз не балует. Из 96 (!) каналов Нью-Йорка (без кабельных) за месяц я видел только одну передачу?! Возвращаясь к джазу, надо констатировать, что финансовую его основу составляют непосредственная работа всех музыкантов, а также мощные вливания различных фондов, просто богатых структур и личностей, и церковь.

Так, одним из самых ярких впечатлений для меня стал юбилей 78-летнего Леонарда Виктора Гаскина, легендарного контрабасиста первых ансамблей Чарли Паркера (1945-46 гг.), который был торжественно отпразднован в церкви Св. Петра, при стечении исторических джазовых персон. Я с удивлением узнал, что большинство негритянского населения города ходит в лютеранские церкви и что она - одна из самых мощных спонсоров джаза, особенно его предшествующих форм - блюза, духовных песнопений и спиричуэлза. Даже в знаменитом Центре искусств А. Линкольна, который все лето проводит бесплатные концерты для жителей и гостей Нью-Йорка, музыканты всегда кем-то субсидируются. Но простой человек может слушать джаз при желании достаточно часто. Конечно, посещение гала-концертов в Карнеги-Холле и Радио-Сити - удовольствие дорогое, но практика джазовых концертов по паркам города, в колледжах, университетах дает возможность человеку со стесненными средствами быть в курсе событий. За три недели моего пребывания в городе я смог наравне с местными домохозяйками, пенсионерами и японскими туристами услышать благотворительные концерты Сонни Ролинса, Монти Александэра, Рэнди Уэстона, Брэнфорда Марсалиса, Билли Харпера и др.

Но сердцевиной джазовой жизни города все же являются клубы, которых вкупе с джазовыми ресторанами работает около 30. Каждый джаз-клуб имеет свой ранжир и класс. Есть всемирно известные "Блю Нот", "Свит-Бэзил", "Вилладж Вангард", есть среднего уровня, и есть совсем для малоизвестных, где играют в основном начинающие музыканты, хотя иногда там можно встретить и джазовую величину. В этом отношении, как и в моральном аспекте, музыканты очень демократичны, благожелательны друг к другу. Особенно заметно искренне уважение и почитание мастеров старшего поколения, хотя они и играют уже историческую музыку.

Поход в джаз-клуб - удовольствие дорогое. Средняя цена за вход от $15 до $258, плюс вы обязательно должны что-то взять в баре из выпивки. Здесь я узнал поразительный факт: крепость всего американского пива, по Федеральному законодательству, не должна превышать 4,5 градуса. Поэтому распространенные в России баночки "настоящего американского крепкого" пива (типа "Быков" или "Кольт 45") - не более чем суррогат для нашего малограмотного потребителя. Кстати, нигде в джаз-клубах (как и в городе в целом!) я не видел пьяных! Более того, на знаменитом фестивале в Нью-Порте (о чем чуть ниже) одной из категорических заповедей была "Не выпивать и не пользоваться видеокамерами!" Из окна квартиры на 31 этаже, где меня принимал мой друг, были видны два клуба - "Бердланд" и "Савой". Первый - респектабельный, историческое место концертов почти всех звезд послевоенного джаза. Второй - типичный пример одиозного, не совсем благоустроенного заведения на 25-30 мест, где играет молодежь или забытые музыканты, где ночью играют джэм-сэйшен и можно встретить пару тихих алкашей.

Меня удивило, что все знаменитые клубы очень маленькие (по нашим меркам) по размерам и максимум вмещающие 150 человек. Это объясняет саму атмосферу интимного общения импровизатора со слушателями, этакую домашность. Поэтому неудивительно, что когда американские музыканты играют в России (в частности, у нас в Новосибирске), они сталкиваются с такой аудиторией, которая в Америке бывает нечасто. Отсюда море восторгов и желание приехать еще.

Поход по ночному Бродвею - обязательная составляющая любой поездки. И еще одна неожиданность: абсолютно не соответствующий истине миф о повальной преступности Нью-Йорка. Очень спокойный и безопасный город (возможно, кроме Гарлема и Южного Бруклина), наполненный служителями порядка, без гама, суеты и крика. Нынешний мэр города, Рудольф Джулиани, бывший прокурор, так отладил систему охраны города от беспорядков и хулиганствующих элементов, что иногда кажется, что на каждого жителя приходится по полицейскому.

Кстати, для несведущих. Я жил в самом центре Манхэттена на 43 улице, где исторически была сконцентрирована вся нью-йоркская "малина": стриптиз-клубы, тайные притоны, публичные заведения, сборища наркоманов, проституток и голубых. Сейчас от этого не осталось и следа. Все снесено, и этот, один из центральных районов города, полностью реконструируется.

И, конечно, поражает само величие города. Я думаю, что в этом отношении и египетские пирамиды, и прочие чудеса света бледнеют. То, что было сделано людьми за 200 лет на этом забытом богом гранитном полуострове (Манхэттен), носит название Трудового Подвига. Кстати, многие здания, мосты и развязки были сконструированы русскими инженерами и архитекторами. Конечно, Нью-Йорк - не Америка, но то, что это Великий Город, - вне сомнения.

Как присказку скажу два слова о фестивале в Нью-Порте. Один из самых старейших, почетных фестивалей в США, с 1953 года он считался самым крупным и престижным. В маленьком штате Род-Айленд, на берегу залива Атлантического океана, у форта Адамса (из которого американцы палили по кораблям англичан) ставилась громадная эстрада, и тысячи людей со всей страны и мира съезжались в августе на три-четыре дня, со своим скарбом, постелями и кухнями. Каждый располагается у подмостков как может. В заливе яхты становятся борт к борту, и начинается Большой Джазовый праздник. Сейчас слава фестиваля померкла, он стал более коммерческим, но его историческая значимость настолько велика, что, попав в США летом, не посетить его я просто не мог. На фестивале были и слабые музыканты, и былые гиганты, Дэйв Брубек, Арэтта Франклин, Эл Джарроу, Дэйв Санборн, но наиболее успешно выступили два ансамбля. Квартет саксофониста Майкла Брэкера с феноменальным пианистом Джойем Калдэраццо и новый секстет "Происхождение" Чика Кориа, где маэстро явно повернул к новому композиционному джазу и свободной импровизации, с которой он вошел в мир джаза много лет назад.

И еще было много встреч, концертов и удивительных открытий. Одно из которых я для себя вывел как основополагающее - мощь Америки покоится на громадной любви людей к своей стране!

Сергей БЕЛИЧЕНКО, специально для "Новой Сибири"
Нью-Йорк - Новосибирск

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0