502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
"ДЖАЗ В САДУ ЭРМИТАЖ"

21-23 августа 1998

    Без всяких преувеличений сразу можно сказать, что придуманный и проведенный Александром Ростоцким и Михаилом Грином из клуба "Земля птиц" фестиваль в саду "Эрмитаж" отметил начало нового этапа в развитии московского джаза. И не потому, что удачно уместился между дождями и финансовым кризисом. А потому, что засвидетельствовал: джаз в Москве перешел на новую ступень развития. Большие и маленькие фестивали, проводившиеся в залах и тем более клубах, не давали такого ощущения. Потребовалась трава газонов, на которой можно было, как на европейских фестивалях, валяться, пить пиво, слушать джаз или просто тусоваться. Потребовался сад, как нельзя лучше приспособленный к этому мероприятию. И в среднем две тысячи человек ежедневно, плативших за вход не очень маленькие деньги и проводивших каждый день в саду по нескольку часов, чтобы стать частью этого фестиваля. Московский джаз миновал чисто клубную пору. Он становится, как и в Европе, жанром массовым. Куда менее массовым, конечно же, чем другие, но - ориентированным не на секту, не на просвещенного единичного знатока, а на множество людей, привлеченных его живостью, энергией и пронизывающим этот вид музыкального искусства духом индивидуальной свободы.

    Ну, а теперь от всемирно-исторического значения фестиваля, а также его источников и составных частей перейдем к краткому анализу того, кто, как и с чем на нем играл.

21.08 (пятница)

19.00

    Диксиленд Льва ЛЕБЕДЕВА (Москва). Строго говоря, коллектив этот называется "Московский ансамбль традиционного джаза", но руководит им действительно Лев Лебедев - лучший московский джазовый кларнетист. Этот человек четыре года очень успешно работал в Нью-Йорке (уже после того, как много лет руководил очень популярной московской "Капеллой дикси"), а потом - года три назад - вернулся в Москву и нисколько об этом не жалеет, работая практически каждый вечер в очень приличных местах и играя только свой любимый trad. Лев ЛЕБЕДЕВ
Энвер ИЗМАЙЛОВ     Дуэт Энвера ИЗМАЙЛОВА (Крым), против ожидания, порадовал меньше обычного: уж больно одинаково Энвер каждый раз играет одни и те же пьесы, вот уже сколько лет одни и те же. Интереснее было, когда после первых трех-четырех вещей на сцене возник перкуссионист Бурхан (сосед по дому, сказал Энвер): градус импровизационности несколько поднялся, вспомнилось. что мы все-таки на джазовом фестивале. А вообще вспомнилось, как еще на "Джазовой провинции" то ли в Тамбове, то ли в Орле Энвера звал на джем Давид Голощекин, предлагал на выбор несколько элементарных стандартных тем, а Энвер то ли с грустью, то ли даже с некоторой неловкостью ответил: "Додик, ты же знаешь, я ведь все это не играю..."
    Квартет Виктора ЕПАНЕШНИКОВА (Москва). Мощный, смачно сыгранный ладовый джаз. Авторская программа. Очень убедительно и абсолютно профессионально. Может быть, только скучновато немного. Но вообще всплеск активности Епанешникова, одного из лучших барабанщиков прежних (в основном 70-х) лет, сильно радует. Кстати, он в своем составе и смотрелся лучше всех. Виктор ЕПАНЕШНИКОВ
    Трио Сергея МАНУКЯНА только заявлено было как трио, и напрасно все ждали привычных сладковатых песнопений а-ля Стиви Уондер: на сцене был мощный джаз-роковый квартет - вдобавок к Манукяну (вокал, клавиши) - Алекс Ростоцкий на бас-гитаре, могучий Дмитрий Севастьянов на ударных и Борис Курганов на альт-саксофоне. Играли, соответственно, джаз-рок, где голос Сергея был использован в основном как инструмент. Круто.

22.08 (суббота)

16.00

Вадим МАЙНУГИН     Ансамбль "ПЛЮС ОДИН" Вадима МАЙНУГИНА (Ярославль). Мне и раньше случалось слышать этот коллектив, и, увидев ярославских музыкантов на сцене "Эрмитажа", я пожалел, что играют они усеченным составом - квартетом - и с ними нет их волшебного тромбониста. Однако и так, с лидером за клавишами и фортепиано и его сыном Стасом на тенор-саксофоне, ансамбль звучал недурно, только чуть однообразно. Авторские вещи Вадима Майнугина весьма хороши, особенно медленные, романтические - "Теплые дни детства" и "ПИЧ" (читай - Петр Ильич Чайковский).
    Дуэт Одиссей БОГУСЕВИЧ - Наталья КНЯЖИНСКАЯ (Москва). Хотя Наташе петь уже тяжеловато, и в своей основной группе Magic Pump она сейчас в связи с этим не работает, джаз врачи ей разрешили - сидя и потихоньку. Впрочем, она все равно не удержалась и пела весьма эмоционально. Ну, а Одиссей продемонстрировал весьма искусные аранжировки, которые модными, временами почти джангловыми звуками играл его компьютер, а он сам поверх всего этого солировал. Холодновато, но интересно. Одиссей БОГУСЕВИЧ - Наталья КНЯЖИНСКАЯ
"ГОРЯЧАЯ ДЕВЯТКА" (Владимир ДАНИЛОЧКИН)

 

Владимир Галактионов

    "ГОРЯЧАЯ ДЕВЯТКА" (Владимир ДАНИЛОЧКИН). Ветеран московского традиционного джаза в своем новом составе ни на чем не играет, а только дирижирует. Ансамбль сделан по очень традиционной формуле (три саксофона, тромбон, две трубы и ритм-секция) специально для того, чтобы играть очень традиционную музыку. Звучит невероятно стильно, как будто на дворе год так 34-й и имя Бенни Гудмана широкой публике пока ничего не говорит. Инструменталисты все хороши, как на подбор, но особенно сверкают трубачи - опытный Владимир Галактионов и совсем молодой Виталий Головнев - а также Игорь Тертычный, который не только играет на сопрано-саксофоне, но еще и чрезвычайно стильно поет - сладко, по-фокстротному. Петь две-три песенки с "ДЕВЯТКОЙ" выходила еще и барышня Анна Бутурлина (из распавшегося весной оркестра Анатолия Кролла), но от ее пения, в принципе неплохого, ощущение стильности почему-то резко уменьшилось.

19.00

    Ансамбль современного джаза Александра СУХИХ (Москва). Ансамбль Сухих сыграл сухо, но мощно. Не так чтобы джаз этого ансамбля был уж очень современен, но - вполне модален, ладов и т.п. На Западе сейчас тоже многие эксплуатируют идеи 60-х, но при этом играют с чуть большим блеском. Хотя инструменталистов этого ансамбля абсолютно не в чем упрекнуть - все стопроцентно хорошо и профессионально, да еще и программа сплошь авторская. Только чуть скучновато, но, возможно, это - особенности индивидуального восприятия рецензента.
Владимир ДАНИЛИН      Квартет Владимира ДАНИЛИНА (Москва). Единственный в нашем джазе классный аккордеонист и на фестивале сыграл классно, хотя вот у него-то программа никак не авторская - почти сплошь стандарты. И тем не менее - здорово. Заметно вырос гитарист Александр Шевцов - теперь он начинает оправдывать кредиты восхищения, которые года два назад ему начинали давать. На барабанах был САМ Иван Юрченко, так что все прозвучало очень драйвово.
    "ДЖАЗ-БАС ТЕАТР" Алекса РОСТОЦКОГО (Москва). По сравнению с прошлым годом состав сменился: на втором басу теперь Виталий Соломонов (впервые слышал его не на контрабасе, а на бас-гитаре), на клавишных - Лев Кушнир и Юрий Погиба, на ударных остался Дмитрий Севастьянов, ну а два главных солиста - по-прежнему Алекс Ростоцкий (пятиструнный электрический тенор-бас) и Юрий Парфенов (труба). Показана была программа под названием "Русский Восток", в связи с чем почти весь ансамбль был в фесках и тюбетейках. Парфенов родом из Средней Азии и действительно изучал среднеазиатскую музыку, что в его темах и игре хорошо чувствуется, но в могучей джаз-роковой подаче всего ансамбля все это воспринималось скорее как эдакий "иллюстративный инструментализм", вроде той музыки, которой в кино иллюстрируют кадры Востока. Может, так и планировалось? Алекс РОСТОЦКИЙ
Юрий Парфенов
    Квинтет Раймонда Раубишко (Рига). Не играл, врать не стану. Хотя в программе заявлен был.

23.08 (воскресенье)

16.00

    Квартет Константина СЕРОВА (Москва). Если бы Константин вышел с тем трио, с которым выпустил CD на "Союзе" год назад - с Анатолием Соболевым на контрабасе - все было бы по-другому. Но здесь был эдакий джаз-роковый квартет, абсолютно невыразительный из-за каких-то ледяных и каменноугольных басиста и клавишника. Нельзя такую музыку играть так скучно. Ни усилия Серова (гитариста по определению совсем не "горячего"), ни игра единственного в этом составе горячего музыканта - барабанщика Дмитрия Власенко дела не спасли.
    Дуэт Олег КИРЕЕВ - Александр ВИНИЦКИЙ (Уфа - Москва). Не выступали, потому что Олег и Александр за два дня до фестиваля попали в Подмосковье в страшную автомобильную аварию, в результате которой гитарист получил травмы рук, а Олег оказался в Раменской больнице с тяжелейшим переломом бедра. Вместо них сыграли Вячеслав ГОРСКИЙ, Сергей МАНУКЯН, барабанщик "Транс-Атлантика" Руслан КИРЕЕВ и американский перкуссионист Дейв ГРАУТ - сыграли красиво, сильно и интересно. Гонорар за свое выступление они передали Олегу Кирееву и Саше Виницкому, но это далеко не последнее усилие, которое будет предпринято московским джазовым сообществом для помощи попавшим в беду музыкантам. Вячеслав ГОРСКИЙ
Дейв ГРАУТ

19.00

Анатол Штефанец

     Трио "ТРИГОН" (Молдавия). На просторах бывшего СССР много этно-джазовых проектов. Но этот, наверное, самый этно-джазовый. Густоплясовые молдавско-румынско-черноморско-балканские наигрыши замешаны здесь с почти фанковыми эпизодами, а джазовая манера изложения - с добротной фольклорной основой. И все это - силами трио: Анатол Штефанец - струнный альт, Серджиу Тистимицяну - бас-гитара и Олег Балтага - ударные. Сильны молдаване! Временами, правда, развитие по-южному прихотливой музыкальной мысли заводит их в какие-то композиционные дебри, но природное южное же здравомыслие не позволяет им там долго задерживаться. Особенно впечатляет единственный вокальный номер: басист с барабанщиком становятся к микрофонам и, синхронно стукая себя в грудь, мужественно поахивают и поохивают, альтист же тем временем сурово прижимает к губам свой инструмент и в его маленький микрофончик о чем-то жалуется без слов минуты три. Вот тут москвичи просто на уши встали.
Серджиу Тистимицяну
    Квартет Игоря БУТМАНА (Москва). Ну что говорить? Игорь Бутман есть Игорь Бутман. Состав был аналогичен проекту "Four Brothers", то есть на фортепиано и контрабасе играли соответственно братья Михаил и Андрей Ивановы, но вместо второго брата Бутмана - барабанщика Олега, живущего в США - был Эдуард Зизак (из распавшегося оркестра Анатолия Кролла). Грянули, и грянули сильно. На мой взгляд, именно это выступление убедительно подтвердило статус Игоря Бутмана как безусловно лучшего тенор-саксофониста в России. Да и в мире не самого последнего, наверное. Овация. Хотя последнюю вещь организаторы Игорю сыграть почему-то не дали, отчего он завершил свой сет балладой (чего никогда не делает). Игорь БУТМАН
Сергей Старостин, Аркадий Шилклопер и Владимир Волков     Трио Аркадия ШИЛКЛОПЕРА (Москва-Петербург). Тоже фантастика. Фантастический Шилклопер (валторна, флюгельгорн, альпийский рог...), фантастический Владимир Волков на контрабасе (все-таки лучший контрабасист СССР с конца 80-х), фантастический Сергей Старостин, который играл на кларнете, фольклорных духовых, а главное - пел...Нет! Колдовал! Древние русские фольклорные попевки (Сергей - давний и очень квалифицированный исследователь "корневого" фольклора), замешиваясь в общем новоджазовом котле этого трио, ввели аудиторию в какой-то особый транс. После сета информационные спонсоры из российского "Плейбоя" в лице ногастой и попастой bunny girl в купальничке с хвостиком (Игорь Бутман весь вечер, сталкиваясь с этой девицей на дорожках сада, прицеливался ее за хвостик дернуть, но так и не собрался) вручили Аркадию нечто под названием Playboy Jazzman of the Year - эдакий черно-красный сертификат обнадеживающего вида... Впрочем, потом Аркадий его мне показал - там была всего-навсего бесплатная подписка на журнал!
    Квинтет Виктора "Арзу" ГУССЕЙНОВА (Москва). Так получилось, что чисто клубный проект замечательного трубача и флюгельгорниста, посвященный памяти Клиффорда Брауна, завершал фестиваль. Честный, красиво сыгранный, ностальгический, несколько старомодный хардбоп был вполне уместен, однако слушательские страсти после безумного по энергетике выступления трио Шилклопера чуть поулеглись.
    В конце был джем. Маленький сын Бутмана Данила стучал в барабан, в один микрофон играли саксофонисты Станислав Григорьев, Алексей Николаев и... Сергей Мазаев... Это был уже конец праздника, его кода. Народ расходился, допивая пиво. Довольные организаторы всем рассказывали, что ни на что подобное они не рассчитывали и в результате остались с прибылью, полностью окупив затраты на подготовку фестиваля.
    Искренне надеюсь, что свою прибыль они успели спасти до финансового кризиса. А то было бы несправедливо. Все-таки не было еще в Москве такого джазового праздника!

© Кирилл Мошков    

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0