502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
ДЖАЗ В РОССИИ: 75 ЛЕТ |
Когда американца, в
джазе в принципе разбирающегося, спрашивают о
русских джазменах, кого он вспоминает? По опыту
могу сказать, что - трубача Валерия Пономарева
(экс-Jazz Messengers Арта Блэйки). Если очень напряжется,
может вспомнить сопрано-саксофониста Анатолия
Герасимова (экс-Duke Ellington Band), трубача Александра
Сипягина (The Mingus Big Band) и тенор-саксофониста Игоря
Бутмана. Вот и все, кто "из наших" запал в
память родины джаза. И это при том, что в минувшем
году джазу в России исполнилось 75 лет. Кстати, все
вышеперечисленные музыканты в год 75-летия
российского джаза либо в России побывали с
концертами (Сипягин, Пономарев), либо после
многолетнего пребывания в Штатах в Россию
попросту вернулись насовсем (Герасимов и Бутман).
Как раз в 97-м и у Герасимова, и у Бутмана вышли
первые российские CD; и если Игорь Бутман выпустил
оба ("Ностальгия" и "Jazz 4X4") на крупном
"популярном" лейбле - на "Союзе" - то Герасимов начал
издалека: его "Far Away" вышел в Новосибирске.
Еще одна тенденция года минувшего: российское
джазоиздание сдвинулось к востоку. Конечно,
"Союз" выпустил много джаза (под спецлейблом
"Prestige Records" вышли три альбома биг-бэнда
Анатолия Кролла, два - Игоря Бутмана в разных
составах, по одному - пианиста Григория Файна,
гитариста Константина Серова, клавишника
Одиссея Богусевича и других), но наиболее
значительным джазовым каталогом обладает теперь
новосибирская фирма "Yermatell Records".
"Ерматель" возглавляет неутомимый
энтузиаст сибирского джаза барабанщик Сергей Беличенко; при создании
лейбла в дело сначала пошли богатейшие архивы
(Новосибирск славится как крупный джазовый центр
с 60-х), затем - записи весьма достойных местных
составов (в том числе и с участием самого
Беличенко), потом - проезжавших через Новосибирск
российских и зарубежных гастролеров. Теперь на
"Ермателе" выходят самые разнообразные
альбомы. Как лучший из них за минувший год нужно
выделить "Заговор Медных" Акустик-квартета
Аркадия Шилклопера. Блестящий образец
нестандартного мышления в исполнении Сергея
Беличенко (Новосибирск) на барабанах, Игоря
Паращука на саксофонах и Сергея Проня на трубе и
флюгельгорне (оба из Екатеринбурга), а также
самого Шилклопера (Москва) - безусловно, лучшего в
мире импровизирующего валторниста. Еще две
блестящие работы минувшего года принадлежат ему
же: "Аркадий Шилклопер и Волковтрио" -
нервный, жесткий альбом с гитарным трио великого
питерского контрабасиста Владимира Волкова (к
сожалению, этот альбом пока существует только на
кассетах) - и "Hornology" (московский лейбл RDM).
Этот последний альбом Аркадий записал один. Две,
три, четыре валторны одновременно звучат из его
секвенсоров - право, на концертах стоит
посмотреть, как он ловко прыгает среди
педалей-контроллеров, умудряясь заставлять их
одновременно играть ритм и аккомпанемент, а
самому "наворачивая" импровизационное соло!
Заслуженный успех альбома, звучащего
одновременно как "новый джаз", new age и
академическая романтика, привел к тому, что уже в
начале нового года лицензию на переиздание
"Hornology" купил швейцарский лейбл Creative Works.
Кстати, это далеко не единственный успех Аркадия
Шилклопера на международном уровне. Стоит
вспомнить и его многочисленные европейские
гастроли - как с Moscow Art Trio Михаила Альперина, так и
соло - и чуть менее успешные американские,
бездарная организация которых многое испортила.
Ну, и вершина: в апреле 97-го альбом квинтета
Михаила Альперина с участием Шилклопера, а также
европейских суперзвезд Турре Бромбурга и Йона
Кристианссона, вышел на легендарном лейбле ЕСМ. Можно фыркнуть:
среди названных, мол, москвичи сплошные. Да,
большинство джазменов стремится в Москву. Там
сейчас есть несколько часто обращающихся к джазу
концертных площадок, а также, что важнее -
специализированных джазовых клубов, да и в
неспециализированных кабачках несложно
заработать, не слишком далеко уходя от своей
профессии. Там - мощные учебные заведения, в том
числе джазовый факультет в Академии им. Гнесиных,
которым руководит пианист Игорь Бриль (ученики
Бриля и другого "джазового профессора" -
альт-саксофониста Александра Осейчука -
составляют в московском клубно-джазовом
сообществе заметную прослойку). Там, в конце
концов, вообще Москва. Но 97-й год показал, что
по-прежнему российский джаз не одной Москвой жив.
В Петербурге работают два ежедневных джазовых
клуба. Кстати, такого и в Москве нет. Одним -
Джазовой филармонией - руководит почтенный
мультиинструменталист Давид Голощекин. Здесь
звучит в основном "традиция". Второй клуб
называется таинственной аббревиатурой JFC, им
руководит Андрей Кондаков - блестящий пианист,
безусловно один из трех лучших сейчас в России
(кстати, вместе с Игорем Бутманом он записывался
на "союзовском" альбоме "Jazz 4X4", где в
качестве ритм-секции - ни много ни мало -
легендарный басист Эдди Гомес (многолетний
партнер Чика Кориа) и не менее легендарный
ударник Ленни Уайт). О Новосибирске я уже
упоминал; естественно, деятельностью Сергея
Беличенко джазовая жизнь в городе не
исчерпывается, но хочется выделить еще один
важный момент. Летом 97-го в городе прошел
традиционный фестиваль, совмещенный - в третий
раз за 20 лет - с научной конференцией по джазовому
музыковедению с участием аж самого Тодда Баркана
(KeyStone Music). Но дело тут не в конференции, хотя она
для самоосознания российского джаза она важна;
дело даже не в составе участников собственно
фестиваля (Збигнев Намысловский, Анатолий
Вапиров, Игорь Бутман с массой приглашенных
американцев, ансамбли из Латвии, Финляндии,
Литвы, Эстонии, Израиля - Леонид Пташко посетил
свою историческую родину! - а из россиян Георгий
Гаранян, Аркадий Шилклопер, Андрей Кондаков и
десятки других...). Дело в том, что денег на
фестиваль дал Фонд Сороса. А Сорос, как известно,
вкладывает деньги только в очень значимые вещи. А
вот на Курский фестиваль, имевший место тем же
летом, денег дал Российский Фонд культуры. И
посмотреть только, какой живой и мощный
фестиваль сделал главный джазмен Курска пианист
Леонид Винцкевич (тоже, кстати, из тройки лучших
пианистов России)! А главное - как публика
принимала. Три дня сплошных аншлагов со
внимательной, понимающей, умеющей слушать джаз
публикой! И ведь не в одном только Курске так.
Куда ни глянь - везде джаз собирает полные залы. И
в традиционных джазовых центрах - Новосибирске,
Новокузнецке, Ярославле, Архангельске - и в Твери,
Казани, Уфе... Даже в Оренбурге, который раньше
джазовым городом назвать было очень сложно, в
октябре при аншлагах и восторженном приеме
публики прошел отличный фестиваль
"Евразия-97". Отлично принимали и III
Международный Московский джаз-фестиваль,
собственно, и посвященный 75-летию отечественного
джаза. И то сказать, московские участники были на
высоте. На высоте был и единственный
немосковский участник - могучий новосибирский
биг-бэнд Владимира Толкачева. Вот только почему
этот фестиваль оказался международным? Понятно,
выступали "наши американцы" - специально
приехавшие трубач Александр Сипягин, тенорист
Сергей Гурбелошвили. Понятно, Бутман привез
очередных настоящих ("не наших")
американцев, причем весьма крепких и
профессиональных, но из безнадежно "третьей
лиги". Больше того, лундстремовец Николай Панов выступал с
франко-американской певицей, весьма неплохой, но
совершенно никому не известной (имя ее - Манда
Джинн, но на афишах писали "Аманда", чтобы
избежать неизбежного в российских условиях
прочтения с ударением на последний слог).
Все-таки для "международного" статуса этого
слишком мало. В кулуарах грустно шутили: в
следующий раз фестиваль назовем международным
потому, что на нем выступят три-четыре парня,
которые видали живых американцев... Конечно,
понятно: денег мало, предполагавшийся приезд на
фестиваль Чика Кориа с Гэри Бертоном оплатить не
удалось, но все-таки... И ведь были, были и гастроли
удачные! Дважды - Дэйв Брубек (в мае в Питере и в
декабре - в Москве); Джо Завинул и Zawinul Syndicat; Эл Ди
Меола; Джон Аберкромби (с отличным ударником
Дэнни Готлибом - помните первые записи Pat Metheny
Group?), кстати, опять-таки по инициативе и с
участием Игоря Бутмана; Бенни Голсон с Валерием
Пономаревым и полтора десятка менее именитых
проектов, часть которых прокатывалась не только
по Москве, но и по провинции. Итак, количественная
сторона существования российского джаза в год
его 75-летия оказалась весьма удовлетворительна.
Важно, что и с качественной начались подвижки.
Кроме концертной, джаз активно осваивает и
клубную экологическую нишу. Кроме старых
поклонников, бородатых, в свитерах и с трубками в
зубах, на джазовые концерты активно идет новая
публика - причем далеко не только
"краснопиджачная", которой "джаз по
престижу", а в первую очередь - молодежь. Среди
трех десятков наименований джазовых пластинок,
вышедших за год, переиздания записей советского
периода составляют меньшинство: большинство -
записи 1995-97 годов. Джаза все больше на радио -
причем не только в Москве. В Интернет еженедельно
транслировались первоклассные живые джазовые
концерты из студии скромной средневолновой
московской радиостанции "Ракурс". Один за другим в
русскоязычном Интернете открываются джазовые
сайты, включая специализированный сервер www.jazz.ru. Надо думать,
первопроходец российского джаза Валентин
Парнах, сыгравший 1 октября 1922 года первый в
Москве джазовый концерт, остался бы доволен. Если
бы не сгинул в ГУЛАГе... |
|