Принято считать, что музыкальный стиль, именуемый world beat, появился на свет в значительной степени благодаря рок-музыканту Питеру Гэбриэлу, который ввел в музыкальную канву своих композиций дудук Дживана Гаспаряна. Произошло это с десяток лет тому назад, при записи саундтрека к фильму "Последнее искушение Христа". С тех пор многие музыканты экспериментируют с ритмами и гармониями народов мира. Среди них много этнических армян (возможно, именно благодаря популярности Дживана Гаспаряна? - ред.). Наиболее молодой из уже известных сегодня - американский клавишник Армен Чахмакян.
Из Турции его родители переехали сначала в Израиль, а затем - в 1957 г. - в Нью-Йорк. Там они прожили всего лишь около года. Не выдержав холодного климата, они переехали в более теплый Лос-Анджелес, а еще через пару лет окончательно осели в Глендейле.
Имя музыканта стало широко известно после выхода его дебютного альбома "Ceremonies".
- Я всегда любил музыку. Когда мне исполнилось четыре года, мои родители подарили мне игрушечную ударную установку, и это были самые счастливые минуты моей жизни! После первых же ударов по барабану я проткнул его, и эта минута стала самой мрачной в моей жизни. Мне очень нравился барабан, но когда мне исполнилось семь лет, меня отдали учиться на фортепиано. В течение десяти лет занимался классическим фортепиано. В доме у нас всегда звучала музыка - у отца был старенький проигрыватель. Он слушал в основном армянскую и арабскую музыку. А мои два старших брата - Ваче и Джордж - слушали свинг и рок, соответственно. Когда мне исполнилось 12 лет, в 1978 году, мой дядя Армен решил собрать группу, которая должна была играть армянскую музыку и популярные песни 50-х годов. Группа, состоящая из моих братьев, меня и моего дяди, очень часто выступала на свадьбах, пикниках... В то время было не так много групп, играющих армянскую музыку, и нас приглашали очень часто. Это был прекрасный опыт для начинающего пианиста.
Насколько я знаю, ты начинал с рока. Как и почему ты сменил стиль своей музыки?
- Я бы не называл это "сменой". Это скорее эволюция. Я начинал с рока и стиля фьюжн. И до сих пор очень люблю тяжелый рок. Сейчас слушаю Чика Кориа, Эла ДиМеолу, Билли Кобэма (кстати, я вообще очень люблю и уважаю хороших барабанщиков). Я одинаково хорошо отношусь ко всем стилям музыки. Еще давно я начал сочинять собственную музыку, не загоняя ее в какие-либо рамки. И произошла очень любопытная вещь - в моей музыке синтезировались все те стили музыки, которые я любил. Я очень много экспериментировал с музыкой, звуком, ритмами. Например, пробовал, как будет звучать гитара, если на ней играть барабанными палочками, или пианино - если на нем играть гитарным медиатором. Я понял, что любое правило сужает возможности музыканта. Каждому нужно иметь свои правила.
Однажды я услышал Chick Corea Eleкtriс Band. Это произвело на меня неизгладимое впечатление, и я создал свою собственную группу "Shoes Without Laces". Но в моей музыке чего-то не хватало. Я принялся за серьезное изучение джаза. Вводил новые ритмы, инструменты. Но все было не то. И вдруг я услышал альбом Питера Гэбриэла с Дживаном Гаспаряном. Это было для меня одновременно и шоком, и прозрением. Я понял, чего мне не хватало. Ритма и тепла восточной музыки. В этот период я начал играть в группе Shadowfax и изучать историю армянской музыки с замечательным педагогом Люсине Агбабян-Хаббард. Весь тот музыкальный фон, на котором я рос, сразу же выплыл наружу. Я записал все армянские мелодии, которые только мог найти, и слушал их дома до одурения. Потом последовали встречи с армянскими музыкантами, которые только убедили меня в правильности того, что я начал делать. Думаю, теперь понятно, почему я говорю об эволюции своих музыкальных взглядов, а не просто их изменении.
Ты же музыкант, зачем тебе надо было создавать компанию "TrueArt Records"? Деньги собираешься делать?
- Да нет. Дело в том, что, когда распалась группа Shadowfax, я записал свои первые пять композиций и стал рассылать эту демо-запись по разным известным студиям, надеясь на контракт. Но ничего не получилось. И тогда я решил создать свой собственный лейбл, просто чтобы не зависеть ни от кого и делать то, что мне нравится. В своей музыке я высказываю собственное "Я", раскрываю свою душу перед слушателем. Рассказываю ему о самых счастливых и горестных минутах своей жизни. Музыка помогает мне выражать свою сущность. И я не хочу, чтобы кто-то стоял между мной и человеком, к которому я обращаюсь.
Ну хорошо, а как ты все-таки назовешь стиль, в котором исполняешь свои композиции: считаешь ли ты себя джазменом?
- Нет, я не джазовый музыкант. Вот Билл Эванс, Чик Кориа - это джазмены. Да, я обращаюсь со своей музыкой с позиции джаза и джазового музыканта. Но называть ее джазовой нельзя. Я бы назвал свою музыку "в духе джаза". В моих композициях всегда есть открытые места, где инструменталист может добавить что-то свое, личное, выразить собственные чувства, импровизируя на заданную мною тему. Вот эти места очень сильно стыкуются с джазом. Так что определить конкретно стиль моей музыки я и сам не могу. Меня критики называли музыкантом стиля new age, и new world, и world beat, и просто джазменом. Точно ни один термин не подходит, и в то же время подходят все понемногу.
Сейчас часто можно услышать, что этнический джаз и world beat - это самые модерновые стили, и им принадлежит будущее джаза.
- Это очень трудный вопрос. Вряд ли кто-нибудь может ответить сейчас на него. Джо Завинул и Дон Черри начали свои эксперименты с ритмами народов мира, когда шел 1970 год. И лишь сейчас началось повальное увлечение этими ритмами. Кто знает, может быть, лет через 30-40 будет очень популярно то, что делают музыканты сегодня.
На твоем альбоме "Ceremonies" играет Дживан Гаспарян. Это что, просто дань моде, или дудук был действительно необходим в твоих композициях?
- Я слышал игру Гаспаряна на пластинках. И, конечно, мечтал с ним познакомиться. И вот однажды мне позвонили и предложили познакомить с господином Гаспаряном. Они приехали ко мне в студию, мастер дудука послушал наброски и тут же сыграл свою партию. Мы это все сразу же записали. Трудно было ожидать чего-либо лучшего. Я был счастлив!
Что ты знаешь о современной армянской музыке?
- То, что я слышал, честно говоря, меня не особо вдохновляет. Это музыка, созданная при помощи компьютеров, в стиле "кеф-тайм". Мне очень нравятся (армянские музыканты, живущие в США - ред.) Татевик Оганесян, Ара Динкджан, Левон Ишханян, Арто Тунчбояджан. К сожалению, я не знаю ни одного представителя действительно современной армянской музыки. Но я бы познакомился с ними с огромным удовольствием и, может быть, даже поиграл с ними и записал бы новый альбом!
Твой дебютный альбом "Ceremonies" только-только становится популярным в Ереване. Расскажи немного о нем и, если можно, о своих дальнейших планах.
- Этот альбом пробуждает в мне воспоминания о рождении, годах детства, юношества, учебы в колледже. Я бы очень хотел, чтобы и у слушателя возникали те же ассоциации. Авторство всех композиций принадлежит мне. Помогали мне их записывать мои друзья. Я показал им свою демо запись с пустующими местами их партий и предложил сыграть каждую так, как он считает нужным. И мы сыграли. Сыграли и записали без репетиций, повторов и наложений. Этот метод дал возможность вложить в мелодию свои самые искренние мысли. Я очень рад, что создал именно такой альбом. А сейчас я работаю над своим втором альбомом. По духу и стилю он будет такой же, как и "Ceremonies". Но композиции будут энергичнее, ритмичнее и быстрее по темпу. А еще у меня в планах - записать альбом для клавишных и ударных. Ведь это два моих самых любимых инструмента. И еще я надеюсь когда-нибудь приехать в Армению. Пока я ее видел только на фотографиях.
Беседовал Армен Манукян,
корреспондент "Полного джаза" в Ереване
|