В баварском местечке Эльмау (неподалеку
от Мюнхена) состоялся "Первый европейский джаз-фестиваль",
в рамках которого прошли не только выступления звезд
джазовой импровизации из Старого света (таких,
как норвежец Ян Гарбарек), но и презентации двух
книг - "Джаз под властью нацистов"
известного музыканта и публициста Майка Зверина
и футурологического исследования "Глобальная
угроза - терроризм в ХХ1 веке" Уолтера Лакера,
директора Центра стратегических исследований в
Вашингтоне.
Фестиваль проходил под официальным
покровительством министра образования и
культуры земли Бавария Ханса Цеетмайра. В своем
обращении доктор Цеетмайр подчеркнул, что "европейский
джаз сегодня -самостоятельное явление,
развивающее народные и классические традиции
Европы, но до сих пор он не имел возможности
самостоятельно заявить о себе". Хотя, возможно,
это и чересчур сильно сказано, но полный провал
знаменитого американского джаз-фестиваля JVC
летом этого года уже заставил
переориентироваться в сторону новой музыки из
Старого Света в том числе и знаменитый
Берлинский джаз-фестиваль.
Особенность Первого Европейского Джаз-фестиваля
еще и в том, что Шлосс Эльмау - это отдельно
стоящий в альпийской долине замок (до ближайшего
селения - 6 километров), построенный двумя
филантропами в разгар Первой мировой войны - в 1916
году - в качестве своего рода дома творчества. В
нем 170 жилых помещений, три концертных зала,
рестораны и обязательные курортные удобства - от
бассейнов до поля для гольфа. Артисты и публика -соответственно
- живут вместе.
Полупансион в Шлосс Эльмау стоит около
100 долларов в день, что не так уж много, если
учесть, что в эту сумму включается цена двух-трех
концертов - вопреки ожиданиям, отнюдь не
салонного профиля. Диалоги польского трубача
Томаша Станько и шведского тромбониста Нильса
Ландгрена под фортепианный аккомпанемент Бобо
Стенсона - это довольно специфическое блюдо. Тем
более - спонтанно возникший дуэт шведа Стенсона и
немецкого (начинавшего еще в ГДР) пианиста-виртуоза
Иоахима Кюна, который мог бы на ура быть принят в
любом альтернативно-авангардном клубе. Если
португальская певица Мария Жоан в рекомендациях
не нуждается, то выступление местного поп-барда
Петера Фесслера в вокально-джазовом амплуа
оказалось для знатоков полной неожиданностью.
Французский скрипач Доминик Пифарели и пианист
Франсуа Кутюрье без своего лидера, саксофониста
Луи Склависа (с которым скрипач выступал и у нас),
держались гораздо раскованнее и своим
постмодернистским шармом произвел впечатление
не меньшее, чем веселая международно-цыганская
команда во главе с аккордеонистом (вроде бы
итальянцем) Антонелло Салисом. Естественно, что в
уединенной горной тиши замка (хотя в целом
концерты в Шлосс Эльмау посетило, наверное , не
меньше публики, чем собирается на аналогичные
мероприятия в центре Москвы, человек двести
пятьдесят - триста) особенно проникновенно
звучала не прикрытая никакими микрофонами и
электропримочками акустическая гитара. И
составители программы учли это. Испанец Херарадо
Нуньес не соблазнился штампами модного нового
фламенко, а венгр Ференц Снетбергер - знойного
чардаша. Если все это и было, то только у
контрабасиста Рено Гарсиа-Фонса, но, согласитесь,
гитарный репертуар на неповоротливом контрабасе
- это уже что-то особенное. Как и антитоталитарный
пафос книги (в оригинале ее название - это по-французски
блестящий афоризм - La Tristessе de Saint Louis) русского
американца из Парижа Майка Зверина. Ну, а то, что
свободная джазовая импровизация будет
противостоять "терроризму" и в ХХI веке, ясно
и без стратегических исследований.
Дмитрий Ухов
|