Помимо того, что Ван Эпс много и
плодотворно играл с самыми разными джазовыми
гигантами, он был еще и изобретателем - именно он
придумал джазовую семиструнную гитару, на
которой играли и играют Хоуард Элден, Стив
Масаковски, Рон Эшет, Баки и Джон Пицарелли.
Семиструнка Ван Эпса строит не как русская
семиструнка, а как обычная гитара (EBGDAE) плюс еще
одна басовая струна B. Интересующихся сразу
отсылаем к дуэтным альбомам Ван Эпса и Хоуарда
Элдена, выходивших в 90-е (именно Элден вытащил
Джорджа из его добровольного отшельничества в
Южной Калифорнии). Вот что Элден говорит о Ван
Эпсе: "Когда мне было лет 13, я услышал его
пластинку 50-х гг, под названием Mellow Guitar. Каждый
трек, да что там - каждые несколько тактов были
настоящими уроками игры на гитаре. У него все
совершенно: гармонизация, голосоведение, все.
Одна из тех пластинок, в которых год за годом
открываешь все больше и больше".
Джордж Абель Ван Эпс родился в семье
музыкантов в Плэйнфилде, Нью-Джерси, 7 августа 1913
г. Его отец играл на банджо и был звукоинженером в
одной из первых звукозаписывающих студий штата,
все братья тоже были музыкантами. Другом семьи
был композитор Джордж Гершвин.
Первым инструментом Ван Эпса было
банджо его отца. В девятилетнем возрасте мальчик
перенес ревматическую лихорадку, которая
уложила его в постель на год. Как-то раз его
оставили дома одного, он взял банджо, и, когда
семья вернулась вечером, он уже уверенно играл
"Somebody Stole My Girl" и "Alabamy Bound". Врачи
говорили, что его сердце так повреждено болезнью,
что он не доживет и до двадцати. Однако здоровья
ему хватило не только дожить до 85 лет, но и на то,
чтобы стать членом профсоюза музыкантов в 11 лет.
В 14 он уже записывался на пластинки - уже не на
банджо, а на гитаре: за год до этого он услышал по
радио игру Эдди Ланга, и судьба его была решена. А
в 1929 г., два года спустя, он уже играл рядом с
Лангом в оркестре Смита Баллью. Затем
последовала работа с оркестрами Бенни Гудмена
(еще до прихода туда Чарли Крисчена), Фредди
Мартина и Рэя Нобла. В 1936 Ван Эпс женился и
переехал в Лос-Анджелес. Там он играл с братьями
Дорси, а также записывался для кино (в том числе
для многих фильмов с Фредом Астером и для
знаменитого фильма с музыкой Гершвина "Damsels In
Distress". Работал он и в радиооркестрах (напомним,
абсолютное большинство музыки на радио тогда
звучало "живьем"), играл с Фрэнком Синатрой и
другими. Когда началась война, на фронт он не
попал, а попал... в исследовательскую лабораторию
звукозаписи в Нью-Джерси, которой руководил его
отец. А вернувшись после войны в Калифорнию, он
подружился с Эпи Статопуло, создателем
электрогитары "Эпифон", и вместе с ним
построил первую модель семиструнной гитары.
Много лет подряд все гитары-семиструнки
изготовлялись вручную, и только в конце 60-х
компания Gretsch выпустила первую заводскую гитару
этой модели.
Кстати, Ван Эпс вообще любил что-то
мастерить и в 60-е гг. построил самый маленький в
мире действующий паровоз - просто так, для
собственного удовольствия.
Самая известная работа Ван Эпса в кино
- звуковая дорожка фильма "Pete Kelly's Blues",
посвященного джазовой сцене Канзас-Сити, где
снимались Пегги Ли, Элла Фицджералд, Джо Венути и
Херб Эллис. Позднее по фильму был сделан
телесериал, музыку для которого вновь записывал
Джордж Ван Эпс (отдельные серии шли до конца 80-х
гг.).
Последние альбомы Джорджа Ван Эпса
выходили на лейбле Concord. |