"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 27 (85) -
30 августа
2000 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Впечатление такое, что на текущей неделе вся активность сместилась из Москвы в другие места. Отчасти - ложное впечатление, поскольку сентябрь готовит в столице целый залп интересных событий. Да и август не дремлет, просто среди проходящих качественных и приятных концертов мало тех, что можно обозначить как События.
И тем не менее - есть в сегодняшнем выпуске Литва, есть Сибирь, есть Поволжье. Есть, как обычно, Нью-Йорк. Москвы вот только нет. Такое впечатление, что с частичным выгоранием Останкинской телебашни и писать как-то не о чем стало. Глупая, конечно, шутка... Башню очень жалко, она хороша. Джазовая жизнь тоже хороша, но вот конкретно на минувшей неделе не была так заметна, как башня. Так что устремим наши взгляды к далеким горизонтам. Там - жизнь. |
|
|
Как
это было
в Нью - Йорке |
Наш нью-йоркский корреспондент Иван Шокин, реформировав свою рубрику, от подробных отчетов (переместившихся на его собственный сайт) перешел к созданию небольших, но эпических полотен каждый раз о каком-то одном явлении передового края развития мировой импровизационной музыки. В прошлый раз это был рассказ об одном очень интересном месте, сегодня - об одном очень необычном проекте...>>>> |
|
|
Говорите -
Вас слушают |
Сегодня мы слушаем одного из тех людей, благодаря кому существует джаз вне общеизвестных джазовых центров России. Такие люди есть во многих городах, многие из которых даже не имеют областного статуса, но имеют воспитанную этими энтузиастами джазовую публику. Сегодняшний наш гость - из города Тольятти, его зовут Валерий Мурзов, и он руководит Тольяттинским джаз-оркестром...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
Неожиданно именно эта рубрика сегодня - центральная в выпуске "Полного джаза". Впрочем, что удивляться? Россия - большая страна. Скорее, надо даже не то чтобы удивляться, а досадовать на то, что полной информационной картины джазовой жизни всей страны мы все-таки не имеем. Все по-прежнему слишком зависит от расторопности энтузиастов, да и просто от их наличия. В результате признанные джазовые центры представлены в нашей информационной мозаике как-то фрагментарно и спорадически, а многие города не представлены вовсе, хотя в них явно что-то происходит. Ну, например, самое восточное место, откуда "Полный джаз" получал репортажи - Иркутск. За ним будто и России больше нет. Хотя известно, что по крайней мере в Хабаровске джазовая жизнь точно идет. Но - не пишут. Предпочитают вариться в собственном соку...
Но не будем о грустном. Будем о хорошем. Первое сообщение - с Алтая; прекрасный новосибирский пианист Роман Столяр - еще и добросовестный репортер и регулярно пишет нам солидные репортажи с мероприятий, где участвует. Так держать!..>>>>
Еще один материал - из Омска. Джазовую литературу, в том числе и нотную, как выясняется, издают не только в Москве - и слава Богу! Еще приятнее, что поводом для этого материала послужил выход книги нашего автора, омского музыканта и педагога Юрия Полякова. О книге, музыке и жизни с ним беседует Владимир Буряк...>>>>
Ну, а теперь к нашему авторскому коллективу присоединяется человек, которого вся редакция видеть в этих рядах просто-таки жаждала. На рубеже 80-90-х именно он редактировал первый неподцензурный и несамиздатовский джазовый журнал в СССР - "Джаз", орган покойной Советской джазовой федерации. Им вообще много хорошего написано. Да и в редколлегию ныне существующего "Джаз-квадрата" он входит. А теперь - добро пожаловать в "Полный джаз"! О том, как этим летом выглядела джазовая жизнь на важной части постсоветского джазового пространства - в Литве - рассказывает замечательный музыкант и журналист Олег Молокоедов...>>>>
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
13
и 14 сентября в "Ле Клубе" будет
выступать самый известный в мире
джазовый музыкант русского
происхождения - нью-йоркский трубач
Валерий Пономарев, в прошлом -
участник Jazz Messengers Арта Блэйки. Он
будет играть с квартетом арт-директора
"Ле Клуба" саксофониста Игоря
Бутмана, так что концерты обещают быть
очень интересными.
Подробнее о Пономареве можно узнать
на его персональной
странице, расположенной на нашем
сервере; особенно рекомендуем
перечитать транскрипт чата с Валерием
Михайловичем, который прошел у нас в
январе текущего года.
Вышла
вторая часть книги гитариста Игоря
Бойко "Импровизация на
электрогитаре". Эта часть посвящена
аккордовой игре и продолжает начатый
первой частью рассказ о теоретических
основах и практических приемах,
используемых в современной
импровизационной музыке. Речь в ней
идет о специфике гармонических и
аппликатурных построений
применительно к электрогитаре. Книга
может быть рекомендована самому
широкому кругу гитаристов - от
преподавателей до начинающих (для
последних даже представлены
табулатурные таблицы на случай, если
они еще не могут свободно читать ноты).
Книга выпущена издательством "Хобби
Центр" и снабжена аудиоприложением
на CD с примерами упражнений из текста. |
|
|
Мнение |
Так получается, что эта рубрика приобретает все больший вес в "Полном джазе", сделавшись не только уголком, где джазовые журналисты выясняют отношения друг с другом и с окружающим миром, но и трибуной, где музыканты высказывают свои мысли по поводу положения дел в музыке... да по поводу всего! И вот сегодня рубрику "Мнение" мы открываем очередным выступлением пианиста Михаила Альперина, живущего в Осло. Напомним, что первая его реплика прозвучала в
#25...>>>>
Далее мы переходим к ставшему уже привычным обмену мнениями между журналистами, а также репликам в адрес, так сказать, сторонних (неджазовых) изданий, которые часто демонстрируют весьма забавное (а иногда и совсем не забавное) отношение к нашей тематике. Слово председателю Московской ассоциации джазовых журналистов
Дмитрию Ухову, который рассматривает парадоксальные проявления реакции СМИ на только что прошедший фестиваль в саду "Эрмитаж"...>>>>
...И он же - Дмитрий Ухов - продолжает рубрику, отвечая на материал Артема Липатова, в свою очередь, служивший реакцией на реплику Д.П.Ухова. Полемика - здоровое явление, и мы ее приветствуем...>>>> |
|
|
А в
это время
за бугром... |
XIV Международный джазовый конкурс им. Телониуса Монка пройдет в Центре исполнительских искусств им. Кеннеди (Вашингтон) 9-10 сентября. Как известно, каждый год конкурс им. Монка посвящен исполнителям на каком-то одном инструменте. В 2000 г. решено посвятить его самому необычному инструменту за всю историю конкурса - афро-латинским ручным барабанам (конго и бонго). Полуфинал и финал конкурса открыты для публики, вход бесплатный (по принципу "сел тот, кто первый пришел").
Полуфинал пройдет 9 сентября в зале "Эйзенхауэр-театр". Каждый из десяти полуфиналистов должен исполнить 15-минутную программу, которой будут аккомпанировать шесть членов ансамбля Los Jovenes Del Barrio. Пять финалистов будет отбирать жюри, в составе которого будут признанные мастера этих инструментов - Рэй Барретто, Биг Блэк, Кандиду, Милтон Кардона, Джованни Идальго и Бабатунде Олатунджи. Среди полуфиналистов - исполнители в возрасте от 10 до 33 лет.
На следующий день в том же зале пять финалистов будут сражаться за первый приз - стипендию в 60 тысяч долларов. Кроме того, в этот день победитель VIII конкурса им. Монка, пианист Майкл Вейсс, исполнит принесшую ему в тот год победу композицию "El Camino".
29 августа исполнилось бы 80 лет Чарлзу Кристоферу Паркеру, он же Чарли Паркер, он же Птица (Bird), он же Новобранец (Yardbird). По словам великого аргентинского писателя Хулио Кортасара (написавшего о Паркере замечательную повесть "Преследователь"), "он перевернул джаз так, как рука переворачивает страницу". Это действительно так: после Паркера (а его эра длилась совсем недолго - от его появления в Нью-Йорке в первой половине 40-х и до его смерти в 35-летнем возрасте в 55-м) играть джаз по-прежнему было уже невозможно.
В Нью-Йорке 26 и 27 августа прошли разные мемориальные мероприятия в память о Паркере, среди которых выделялись концерты в парках - парке Маркуса Гарви в субботу и парке на Томпсон-сквер в воскресенье. Там играло множество музыкантов, пожелавших выразить свою признательность Берду и восхищение им. Мемориал завершился исполнением знаменитой темы соратника Паркера, трубача Диззи Гиллеспи - "A Night In Tunisia". Роль автора темы играл Джон Фаддис, роль Паркера - многолетний друг и партнер Гиллеспи, саксофонист Джеймс
Муди.
А работающая в Нью-Йорке радиостанция Колумбийского университета WKCR посвятила юбилею Паркера три дня, начав 29 августа передавать не только его музыку, но и записи его интервью - включая тот разговор с легендарным радиоведущим по прозвищу Симфони-Сид, в ходе которого Паркер произнес знаменитое "Боп - это только термин. Все это - просто музыка".
20 августа в Нью-Йорке состоялась церемония присвоения имени покойного мастера латин-джаза, перкуссиониста Тито Пуэнте одной из улиц Манхэттена. С часу до шести дня участок 110-й улицы между Парк-Авеню и Мэдисон-Авеню (название Tito Puente Way присвоено более продолжительному отрезку - от Первой до Пятой авеню) был ареной районного фестиваля, в ходе которого население окрестных кварталов слушало оркестр покойного мастера, а также Джонни Альмендру и Los Jovenes del Barrio, танцевальный ансамбль Side Street Kids Dance Troupe и других специальных гостей.
Эрнесто Антонио "Тито" Пуэнте скончался в Нью-Йорке 31 мая текущего года, не перенеся операции на сердце. Он был пятикратным лауреатом "Грэмми" (последний раз - в минувшем году за альбом "Mambo Birdland"), выпустил свыше 100 альбомов и считался высочайшим авторитетом в области игры на тимбалес. Но помимо этого он был еще и выдающимся бэндлидером, через ансамбли которого прошел весь цвет латинского джаза, и крупным композитором - причем значение его музыки выходит далеко за границы его жанра: так, именно его песня "Oye Como Va" стала в начале 70-х одним из главных хитов мексиканского рок-гитариста Карлоса Сантаны (а сам Тито, заметим, выпустил ее еще в 1962 г.).
Вторым его прозвищем, точнее - почетным званием, полученным от поклонников, было El Rey - "Король", настолько велико было его значение в истории латинского джаза.
Похороны джазового певца Дэнни Найта состоялись в Нью-Йорке 25 августа. Вокалист скончался 17 августа в 73-летнем возрасте. В молодости он был популярной фигурой в джазовом сообществе Гарлема. Некоторое время он делил комнату в Гарлеме с молодым саксофонистом Джоном Колтрейном, и именно он познакомил Колтрейна с великим революционером послевоенного джаза - Чарли Паркером, который сыграл в джазе 40-х столь же радикальную роль, как Колтрейн - на рубеже 50-60-х. Сам же Найт не сделал заметной карьеры, всю жизнь проработав в гарлемских клубах.
|
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем четыре работы: две зарубежные и две отечественные. Их ничто не объединяет, кроме того, что все они вышли в текущем году...>>>>
|
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ Дмитрия Ухова:
- "Джаз около полуночи" с Дмитрием Уховым, "Радио-1", 68.3 УКВ
29.08: Знай наших! Олег Киреев, Женя Гимер, Игорь Григорьев
31.08: Прощай, лето! Morcheeba & Hubert Laws, Tin Hat Trio, Kennedy
- "Вся музыка мира", "Радио России", 0.35 в ночь с воскресенья на понедельник (внимание! В Москве передачи "Радио России" в связи с отключением передатчика на Останкинской башне сейчас можно слушать на частоте 104,2 FM).
3.09: "Сентябрьская песня" - сквозная тема. Гитара. Неизвестная правда о Терье Рюпдале. Игорь Григорьев "Ого-го!".
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
- "Джаз и не только", телеканал "АСТ-Прометей", пятница, 21.45 (повторы: пятница/суббота, 03.00; воскресенье, 23.45; понедельник, 05.30):
01.09 - передача из серии "Джазовая провинция-2000". Квартет Давида Голощекина, трио Леонида Винцкевича, Man Sound.
- "Под знаком джаза", "Радио России", 18.35, среда (внимание! В Москве передачи "Радио России" в связи с отключением передатчика на Останкинской башне сейчас можно слушать на частоте 104,2 FM).
06.09 - 4-я передача из цикла "Вокал в джазе". Аструд Жильберту, Сара Воэн, Manhattan Transfer и др.
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы
являются собственностью редакции. Авторское
право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных
другими СМИ, права на материал и на авторство
полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод
материалов, принадлежащих зарубежным изданиям.
Редакция не возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза" другими
изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако
просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень
признательны за сообщение о перепечатке. |
|
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ
Авторы:
Иван Шокин,
Михаил Альперин,
Дмитрий Ухов,
Олег Молокоедов,
Татьяна Востроилова,
Константин Волков,
Роман Столяр,
Владимир Буряк,
Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация
Down Beat,
JazzE.Com
Фото:
Павел Корбут,
Уильям Готтлиб,
Алексей Лузик,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков |
|