Все фестивали, проходящие в июне-июле в Санкт-Петербурге, ссылаются своими названиями на такое природное явление, как белые ночи. Не исключение и джазовый фестиваль. Традиционный уже "Свинг Белой ночи", организуемый ежегодно Давидом Голощекиным и Филармонией джазовой музыки, пришелся в этом году на самый их (белых, то есть, ночей) разгар - с 23 по 25 июня.
Фестиваль - это праздник, стремительный и веселый круговорот событий, которые в итоге начинают сливаться в одно яркое пятно, что означает - праздник удался. От "Свинга Белой ночи" в этом году осталось именно такое впечатление праздника. Он не был отмечен исполнителями или событиями, которые могли бы быть названы совсем уж из ряда вон выходящими, но общий высокий уровень и разнообразие участников фестиваля создали необходимое фестивальное настроение и вызвали тот самый эффект фестивального круговорота.
Начался он традиционно с выступления "Саксофонов Санкт-Петербурга" Геннадия Гольштейна. Этот проект, хотя и существует уже несколько лет, по сути своей имеет фестивальную структуру, поэтому более других подходит для церемонии открытия. Огрехи в исполнении молодежи с лихвой окупаются зрелищностью. Блеск двадцати саксофонов и масса звука, из них проистекающего, производят неизгладимое впечатление. Украшают выступление и сильные профессиональные соло мастера альт-саксофона Олега Кувайцева и молодого, но уже известного тенориста Александра Гуреева. Голос Яны Радион в этом году звучал дуэтом с голосом... Геннадия Гольштейна. Они вместе довольно трогательно исполнили "On the Sunny Side Of the Street".
Выступивший следом ансамбль Виктора Епанешникова из Москвы уже традиционный гость фестиваля. Виктор привозит на фестиваль разные составы, но каждый раз это лучшие молодые музыканты Москвы. Обычно репертуар Епанешникова - современный и даже авангардный джаз, но на этот раз программа оказалась более традиционной и мягкой.
Внезапно и ярко вспыхнувшая на питерском джазовом небосклоне звезда - Максим Некрасов (губная гармоника) и его ансамбль - были единственными представителями молодого поколения питерских джазменов, выступившими на фестивале. Для фестивального сета Максим выбрал программу, состоящую в основном из своих оригинальных композиций, и публику не разочаровал.
Интересным было появление на фестивале норвежского ансамбля под руководством Бодил Ниска. Так как не все петербуржцы владеют тонкостями норвежского языка, сложно было заранее догадаться, что руководитель ансамбля - женщина. И не просто женщина, а женщина, играющая на тенор-саксофоне, что в общем-то редкость. Она известна в Норвегии не только как джазовый исполнитель, но и руководитель одного из крупнейших джазовых клубов в Осло. Бодил Ниска поддерживает постоянные контакты с музыкантами со всего мира, гастролирующими в Норвегии. Именно таким образом она познакомилась с Давидом Голощекиным, который и пригласил ее на свой фестиваль. Манера игры Бодил чувственна и лирична, она прекрасный интерпретатор баллад. Заметно было, какие именно музыканты оказали заметное влияние на ее творчество. Стиль Бодил Ниска напомнил о Стэне Гетце, а глуховатый звук ее саксофона пробудил воспоминания о Бене Вебстере.
Как всегда, фестиваль параллельно проходил в Эллингтоновском зале. Там выступал ансамбль Гасана Багирова. Гасан, которого длительное время представляли как талантливого молодого музыканта, в настоящее время уже, скорее, маститый джазовый исполнитель. Он весьма популярен в среде поклонников джаза, и на его выступлении был такой же аншлаг, как в большом зале. А уж на последующий джем вообще набилась толпа народа. В этом году фестивальные джемы удались как никогда. В Эллингтоновском зале после концерта собирались и все участники выступлений дня в большом зале, и молодые петербургские музыканты, самым заметным из которых стал тенор-саксофонист Дмитрий Попов. Были и сюрпризы: на первый же джем зашел поиграть Владимир Шафранов, фестивальное выступление которого планировалось только на закрытии фестиваля.
Концерт в Михайловском саду уже три года подряд - если не самое главное, то уж точно самое массовое событие фестиваля. Капризная питерская погода вознамерилась было помешать общему празднику, но ровно в час дня, к началу концерта, дождь прекратился, небо над садом расчистилось и концерт начался вовремя. Звучала музыка в двух наиболее раскованных и любимых широким неподготовленным слушателем стилях - диксиленд и блюз. На разогреве опять выступили "Саксофоны Санкт-Петербурга". Диксиленд был представлен двумя самыми известными коллективами данной направленности в Питере - Ленинградским диксилендом и джаз-бэндом Алексея Канунникова. А вот блюзовые составы выступали в Михайловском саду впервые. Это петербургская группа "The Way" и гости фестиваля из Испании "Riders Barcelona Blues Band". Народ активно обзаводился фестивальными футболками, значками, компакт-дисками выступающих музыкантов и, что приятно отметить, последними выпусками журнала "Джаз-квадрат".
Вечер второго, самого насыщенного событиями фестивального дня начался с выступления дуэта Игоря Бутмана, который в представлениях не нуждается, и Игоря Райхельсона - пианиста, проживающего в данное время в США. Игорь Райхельсон более известен как композитор, объединяющий в своем творчестве элементы классической и джазовой музыки. Несколько его оригинальных композиций были исполнены и на фестивале. В этой музыке классического, пожалуй, больше чем джазового, что в общем ничуть не умаляет ее достоинств.
Одним из самых интересных явлений на фестивале был польский квинтет, руководимый вокалистом Мареком Балатой. Его манеру исполнения отличает необычайная виртуозность, оригинальность музыкального мышления и безупречный вкус. В прошедшем году он выпустил компакт-диск из собственных композиций, в которых тонко переплелись элементы польского фольклора, американского блюза и гармонического языка Фредерика Шопена. Кроме этого, Балата - основатель интернационального коллектива "Trilogy", в состав которого входят американский пианист Арт Ланде (Art Lande) и австрийский флейтист Гюнтер Вехингер (Gunter Wehinger). Балата поет как по-польски, так и по-английски, но основной его вокал чисто скэтовый, без слов. Техника вокалиста просто поражает, равно как и широта голосового диапазона. Слушая его, зрители с богатым воображением могли бы легко представить себя как в польской деревне, так и на классическом концерте музыки Шопена. То, что делает Марек Балата, с моей точки зрения, сложно отнести к какому бы то ни было стилю. Он сам по себе явление польской культуры, причем не только в области музыки, но еще и изобразительных искусств.
Последним выступающим на большой сцене в этот день коллективом был "Riders Barcelona Blues Band", который уже произвел фурор днем в Михайловском саду. Основу репертуара этого ансамбля, существующего уже 12 лет, составляет блюз и ритм-энд-блюз. В нем преобладают интерпретации песен Би Би Кинга и Эрика Клэптона, но встречаются и собственные композиции. Судя по всему, Би Би Кинг является кумиром руководителя испанцев Кима Киньенеро - его гитару украшает автограф великого блюзмена. Настоящей звездой, завоевавшей многочисленные зрительские симпатии, стала солистка Лайа Порта Херрерос, чья хрупкая фигура контрастировала с потрясающе сильным и красивым голосом.
В Эллингтоновском зале вечер был отдан ансамблю Владимира Лыткина. "Питерский Эрролл Гарнер" с самого начала концерта задал высокий темп выступления, "завел" зрителей, которые долго не хотели отпускать его после окончания выступления. Продолжился вечер, как и предполагалось, джем-сейшеном, который украсил своим участием Давид Голощекин, оказавшийся, по стечению обстоятельств, единственным пришедшим на джем... барабанщиком. Он отыграл на ударных почти весь вечер, поддерживая драйв всех выступлений.
И именно Давид Голощекин со своим ансамблем открыл закрытие фестиваля. Скромный хозяин фестиваля начал свое небольшое выступление с темы "Джанго", которую ансамбль сыграл в квартете, как бы следуя оригиналу. Вся остальная программа была также выдержана в духе мейнстрима. Присоединившаяся в середине выступления Эльвира Трафова порадовала зрителей вокальными джазовыми стандартами.
Вторым гостем заключительной фестивальной программы стал Владимир Шафранов. Бывший наш соотечественник, он покинул Ленинград 27 лет назад. С тех пор он стал известным нью-йоркским джазовым исполнителем, а также одним из лучших джазовых музыкантов Финляндии, но не изменил классическому джазовому пианизму. Он перенял лучшее от всех гигантов, следы чьей исполнительской манеры можно заметить в его игре. Угловатость Монка, лиричность Эванса, стремительные пассажи Питерсона выглядывают то тут, то там. Но это совершенно не означает отсутствие собственной исполнительской манеры, напротив, Владимир Шафранов легко узнаваем и любим слушателями за виртуозность, за чувство юмора, с которым он использует музыкальные цитаты, да и за эту самую приверженность стилю.
Фестиваль "Свинг белой ночи" дал возможность зрителям познакомиться не только с известными джазовыми мастерами, но и с коллективом из джазовой глубинки, из Ярославля. Там, да и в некоторых других городах, где нет активной джазовой концертной жизни, иногда вырастают замечательные коллективы, которые, к сожалению, часто не попадают на большую сцену и крупные джазовые форумы. Ансамблю "Плюс 1" под руководством пианиста Вадима Майнугина повезло, и он был приглашен на фестиваль в Санкт-Петербург. Ансамбль был создан в 1989 году и с тех пор существует и развивается, меняя состав, но все также ведомый своим лидером, который написал большую часть репертуара ансамбля. Авторские композиции Вадима Майнугина легки для восприятия и могут быть отнесены к разряду популярного джаза.
Завершающим аккордом фестиваля стало второе выступление коллектива Марека Балаты. Он стал одним из самых интересных гостей фестиваля, поэтому, наверное, ему дали возможность выступить второй раз.
Возможно, если джаз был бы более коммерчески выгодным и мог бы привлечь более солидных спонсоров, организаторы фестиваля могли бы пригласить какую-нибудь джазовую суперзвезду, концерт которой стал бы гвоздем фестиваля. Но даже без этого фестиваль прошел так, как и должен был, с аншлагами и к удовольствию питерского джазового зрителя.
Наталья Сидельникова
Фото Евгения Елинера и автора
Публикуется в рамках программы сотрудничества с журналом
"Jazz-Квадрат"
|