Пианист
Михаил Альперин - один из немногих музыкантов,
сделавших более чем успешную карьеру на
европейской джазовой и world music'альной сцене,
постоянный артист фирмы ECM, профессор Норвежской
академии музыки, лауреат премии Эдварда Грига
побывал с концертами в Москве в апреле 2000 года. А
потом он познакомился с прессой по этим
концертам, и вот его мнение по поводу
прочитанного... Первое, что я хотел бы пожелать
поклонникам музыки и особенно критикам, ну и,
конечно - же, самому себе, это поменьше слушать
музыку... Я не шучу. Звуковая пресыщенность,
отсутствие музыкального голода (или легкого
недоедания) активизирует у нас аналитическое
мышление. О том, что вредно перегружать уши как
громкостью, так и количеством музыкальной
информации, говорили 100 лет назад профессора
Московской консерватории своим студентам .
Метнер был одним из них. Это не большая новость.
Музыка, по-моему, ждет от нас духовной
пробужденности и интеллектуальной пассивности.
На сытый звуками желудок уму становится скучно, и
он, не спрашивая нашего согласия, начинает
упражняться в самый неподходящий для этого
момент, в момент соприкосновения с абстрактным
миром. Это чревато. Интеллект - не тот инструмент,
которому можно доверить такое тонкое детище. Мы,
музыканты, создавая звуковые картины,
обращаемся, как правило, не к аналитическому
центру человека, но к его неповторимому миру
ассоциаций и чувств, к миру фантазий и
непредсказуемых настроений. Этот мир есть в
каждом из нас и требует уважения. Ум тренируется
с самого детства, а тот бедный пасынок ... Ум хорош,
когда он не отвлекает нас от прямого контакта с
искусством. Его посредничество порой ужасно
навязчиво. Баланс легко нарушить. Вы скажете, я
преувеличиваю? Почитайте критику. Во всем мире
картина идентична. Единицы журналистов, вещающих
об искусстве, говорят на языке искусства. Они как
будто боятся говорить от собственного лица.
Почти никогда о своих собственных эмоциональных
переживаниях. Поэтому они так скучны в своих
попытках стать "ходячими" энциклопедиями
или одушевленными интернетами. Сегодня, как
никогда, важно интимное, личностное высказывание
людей, обозревающих музыку. Этот пример может
стать заразительным. В отсутствие этого слово
превращается в источник для интеллектуальных
мастурбаций. Это я не только о критиках. Это и о
нас - жаждущих. Чжуан Цзы, китайский мистик,
советует выбрасывать из нашей лодки все, пока
ничего не останется. При полной лодке легко стать
"старым". "Старым" - в негативном
понимании этого слова: забыть, о чем и зачем
творчество. "Старый" черствеет, перестает
наслаждаться игрою, стесняется собственных слез.
Музыка, по-моему, как и дети - может пробудить в
нас то, что постепенно умирает. Конечно, без
углубленного опыта искателю не обойтись, но
важно не пропустить период освобождения от ноши.
Когда я читаю разговоры о музыке, то понимаю, что
это так не просто. Георгий Гурджиев назвал
единственным грехом человеческим - СРАВНЕНИЕ. Да,
пока мы не признаем в себе уникальность и
неповторимость (даже если наши чувства так
напоминают ощущения других) - до тех пор мы не
сможем стать взрослыми. Для меня Музыка - это не
биографии музыкантов. История, оценки, обзоры -
всего лишь мертвые музеи. Таинственность живых
эмоций здесь и сейчас. Они так далеки от холодных
фактов и сведений, ремесла и тусовочного шума. За
всем этим хламом легко забыть суть звуковой
поэзии. Музыка - ближайшая дверь к нашей чистоте,
медитации. Приходите на праздник, даже если это
праздник печали, или у него нет вовсе имени?
Миша Альперин, Осло, июль 2000
|