Выпуск #24 |
Народ отмечает 99-летие Луи Армстронга
(4 августа, если верить новейшим изысканиям) |
|
Помните старый анекдот: идет старик по улице и нарушает общественный порядок. Однако попытки его урезонить пресекаются: нельзя - "он Ильича видел!!!". Анекдот этот я вспомнил, когда на пресс-конференции МДА про New York Jazz & Blues Band было сообщено, что там есть один музыкант, который "играл с самим Армстронгом". Фестиваль был грамотнее, чем обычно, снят и смонтирован АТВ, и его чуть ли не неделю демонстрировал ТВ-центр. Вот, собственно, и все, что можно по его поводу сказать.
Говорят, проходил такой же - тоже без хедлайнеров, открытий и событий - в Питере. Но самую трогательную новость можно узнать на сервере www.music.ru. Про Ставропольскую городскую библиотеку, устроившую выставку, посвященную Армстронгу. Не в столицах и не в Нижнем Новгороде и не в новосибирском Академгородке, а в прифронтовом Ставрополе! А, может, именно потому, что в прифронтовом? Золотая труба Армстронга как олицетворение того, что жизнь все-таки продолжается - причем поверх всех и всяческих барьеров! В то время, когда в метрополиях юбилеи классиков давно уже превратились в средства для удовлетворения самых разных амбиций. Хорошо, если - творческих.
А если - непонятно каких?
Ну вот, скажите на милость, с какой целью уважаемый еженедельник "Итоги" заказывает юбилейную армстронговскую колонку сразу двум (!) журналистам? Вообще-то людям, лично мной весьма уважаемым - специалисту по новой поп-музыке Максиму Семеляку и в недавнем прошлом моему коллеге, а ныне - корреспонденту русского "Плейбоя" Артему Липатову. Еще раз повторяю, я лично ничего против этих журналистов не имею, даже наоборот - несмотря на изложенное ниже, все равно буду следить за тем, что они пишут (о музыке). Да и я сам в "Итогах" иногда печатаюсь, так что плевать в колодец не собираюсь (тем более, что опубликовал три текста по тому же поводу - самый полный в журнале "Салон AV"). Но истина, как известно, дороже. Впрочем, будь я работником редакции, то заказал бы такой материал даже не самому себе, а, к примеру, Леониду Переверзеву или Арнольду Волынцеву (называю именно их, так как они первыми еще в середине 60-х опубликовали в журнале "Театр" перевод автобиографии трубача). Но дело не в этом, а в том, что всего в нескольких абзацах ("Итоги" 11 июля 2000) ребята ухитрились столько всего нагромоздить, что даже как-то непонятно, зачем им это было нужно. Пафос - уже в названии "Чемпион по надуванию щек": "Армстронг - яркий пример того, как можно быть великим музыкантом, по сути им не являясь" Вот у "Диззи Гиллеспи щеки надувались больше (да и как трубач он получше)". И ниже: "Армстронг - это ослепительно дутая величина". И еще ниже: "В совместных записях с Дюком Эллингтоном (тоже гением своеобразным, ибо все, чего он достиг, было "высижено" у рояля, а не дано от природы), слышно, кто из них на самом деле великий музыкант. Но и тут все равно выигрывает Армстронг". Каково, а ? Ну не глупо, скажите, в жанре юбилейного славословия пересматривать историю - да хоть бы джаза. Это все равно, что объяснять пассажирам в метро, что Бетховен был так себе композитор, а вот его учителя Сальери несправедливо забыли из-за ложного навета, да и талант Чайковского, знаете ли, от известного лукавого...
А если по существу, то существуют две совместные записи Дюка и Сэчмо. В одной (саундтрэк Paris Blues) трубач играет с оркестром Эллингтона и лишь дисциплинировано выигрывает то, что от него требует Эллингтон-композитор. Во второй наоборот: Эллингтон заменяет пианиста "Всех звезд" Армстронга и явно ни на что, кроме аккомпанемента, не претендует. Ну разве логично сравнивать дирижера и первого скрипача? Впрочем, играют "Все звезды" в этой записи только... вещи "менее великого" Эллингтона. Заодно сообщаю любителям, что к 99-летию на EMD/Bluenote эта сессия впервые переиздана в полном объеме на двойном CD.
А сравнение Армстронга с Гиллеспи? Их же разделяет целое поколение, целая художественная эпоха - свинг; какой смысл выяснять, кто круче - Брамс или Шостакович, Ван Гог или Энди Уорхол?
Далее: "Он напоминает Пеле - что-то непристойное чувствуется в каждом его жесте. Пеле снимался в непристойных фильмах, Армстронг по молодости выдувал медь (? - Д.У.) в публичных домах". Во-первых, где было играть новоорлеанцу, как не в квартале красных фонарей - в таком же портовом городе, как Одесса, Гамбург или Ливерпуль? Во-вторых, как раз Армстронг этой чести фактически был лишен: бордели в Новом Орлеане прикрыли, когда трубачу еще не было 17 лет. В-третьих, согласитесь, танцевальная музыка имеет куда более прямое отношение к ночным увеселениям, чем порнография - к другой публичной игре (с мячом). Хотя, если посмотреть на это с культурологической точки зрения, что-то в этом сравнении есть...
Кстати, о Новом Орлеане: утверждая, что Армстронг "вместе с джазом перебрался из Нового Орлеана в Чикаго", авторы - молодые и вроде как прогрессивные - невольно соглашаются с давно уже опровергнутой теорией о том, что джаз родился в этом городе. Следующая фраза "В середине 20- годов (Армстронг) записывал свои "горячие пятерки" и "семерки". Все - остальное - история, легенда". Вот здесь все вообще поставлено с ног на голову. Получается, что "пятерки" и "семерки" - так, ученический этап, а главный - период "Всех звезд", тот, что наш народ знает (да хоть бы по телерекламе) и любит. Что ж, авторы себе здесь не противоречат. Себе - нет, истине - да!
В отличие от молодых авторов, Алексей Баташев в газете "Время MN" написал о джазовом классике в общем все правильно. Хотя, как и авторы "Итогов", он почему-то тоже не называет ни одного произведения, сыгранного "Великим Сачмо". Но зато каков заголовок: "Век закончился под звук золотой трубы". И подзаголовок: "Столетие Армстронга отметят народными гуляньями".
И вообще - народ и Армстронг едины. Еще бы: "его стиль... достигал порой беспрецедентной теплоты и красоты". Не больше и не меньше. Житие "Великого Сачмо" от А.Б. заканчивается абзацем о том, что "народ начнет гулять и праздновать столетие Великого Сачмо" и что "с открытой эстрады польется музыка" и что "командовать парадом будет искренне ваш - Алексей Баташев". Народ вроде и в самом деле немного погулял - совсем, как Джин Келли в "Поющих под дождем", в смысле - под дождем.
И последнее: не так давно в воскресенье утром сквозь сон нажимаю не ту кнопку, и вместо FM оказываюсь на MW. Играет джаз. Потом диктор с интонацией, которой раньше объявляли войну или указы ГКЧП, начинает читать какое-то пособие по истории джаза. По-моему, из журнала "Америка", а, может, и из какой-нибудь нашей брошюрки - роли не играет, наши музыковеды-контрпропагандисты списывали все оттуда же, естественно, искажая имена и факты в меру своей испорченности. Прочитав про "шагающее фортепьяно", ставят... скрипучую пластинку "Забытый джаз" Дюка Эллингтона. Солисты ...тут диктор запинается и как-то не очень уверенно произносит "...Джон... Ходжес и Колмэн Хокинс". Напомню - на обложке лицензии от фирмы "Мелодия" (как потом выяснилось, в этой "передаче" все было только с советского винила) все-таки написано "Джонни Ходжес".
В Limbo Jazz, конечно же, нет никакого "шагающего фортепьяно", да и солистов там, в сущности, нет. Хорошо слышно только латиноамериканский рифф Гарри Карни. Между прочим, limbo - это танец с островов Карибского бассейна, почти акробатический, кратковременная мода как раз того периода. И Эллингтон игрой слов, конечно, не мог не воспользоваться.
Далее последовали "популярные джазовые мелодии" в исполнении оркестра Макса Грегора", и, наконец, - здесь голос диктора приобрел "беспрецедентную теплоту" - "русская народная песня "Светит месяц" - в исполнении ..."Ленинградского диксиленда", кого же еще?
Ровно в 11 часов народную песню грубо обрывают прямо посреди соло банджо, и - оказывается - это "Народное радио". А вы говорите - народ у нас не любит Америку! Любит, любит - только не знает, как об этом сказать . В качестве повода достаточно якобы 100-летия какой-то там "дутой величины", чтобы можно было "гулять и праздновать" День независимости. Американской, понятное дело.
Дмитрий Ухов
|
|
На первую
страницу номера |
|