|
Tin Hat Trio
-
Helium
Angel Records, 2000
15 tks
50:09
****1/2 |
|
Парадоксальный коллектив -
гитарист/банджист Марк Ортон,
аккордеонист-пианист Роб Бергер и скрипачка
Карла Килстедт - уехал из Нью-Йорка на Западное
побережье как раз тогда, когда большинство их
собратьев по жанру downtown-авангарда едут, наоборот,
в Нью-Йорк. И это при том, что Ортон два года
работал звукоинженером в Мекке новой музыки -
клубе Knitting Factory! Впрочем, один из их кумиров, Том
Уэйтс, живет как раз в Калифорнии (он, кстати, поет
одну песенку на этом альбоме).
Прослеживается парадоксальная параллель с
такими горячими перцами даунтаун-сцены, как Hassidic
New Wave или Tri Druga. Только в первом случае там основа
музыкального языка - еврейский
восточноевропейский фольклор, во втором -
одесско-советская киномузычка, а вот у "Трио
жестяной шляпы" - кантри-энд-вестерн, эстрадный
донельзя, но поданный с вывертом, в типично
постмодернистском ключе.
Запись (студия Mobilus Music, Сан-Франциско, продюсер -
Ханс Вендл, звукоинженер - Джеймс Маклин) скупая
на эффекты, но в частотном плане очень жирная, с
отчетливым преобладанием низкой середины. Это не
означает отсутствия высокочастотной
составляющей - на звуке всех акустических
инструментов есть очень реалистичные верха;
просто в общей частотной картинке заметно
выпирает район 1-2 кГц. В реверберации - почти
повсеместно один и тот же эффект небольшой
комнаты, на котором строится вся эстетика
звучания это странной и притягательной работы. В
результате, несмотря на парадоксальность набора
инструментов, звуковая картина везде плотная,
ясно структурированная и очень живая. |
|
|
|
Dorothy Dandridge
-
Smooth Operator
Verve, 1999
16 tks
47:52
*** |
|
Хотя темнокожая голливудская
красавица Дороти Дандридж была в 1954-м
номинирована на "Оскар" как актриса (за
знаменитый фильм "Кармен Джонс"), а как
певица подавала большие надежды, ей так и не
удалось сделать большую карьеру. Расовые
сложности (времена были еще очень крутые в этом
смысле), личные неурядицы преследовали ее всю
жизнь, и в 65-м она умерла, не дожив даже до 43 лет.
Однако изданные Verve записи - ранее 14 из 16 треков
никогда не издавались, да и те два, что были
изданы, мелькнули на необозримом рынке
сорокапяток 60-х и пропали - показывают, что в ее
лице поп-джаз мог иметь большого стилиста и,
возможно, добротную звезду второй величины. У нее
нет особых вокальных данных, но есть очень
приятная, доверительная манера пения, недурной
вкус и верное чутье, позволявшее ей исполнять
стандартный репертуар мягко, интимно и очень
искренне. Недаром ей заинтересовался блестящий
продюсер Норман Гранц, создатель Verve и Pablo и вождь
"Джаза по-филармонически"! Именно он сделал
в 58-м запись львиной доли материала этого альбома
в голливудской студии Radio Recorders, именно он придал
Дороти звездный аккомпанирующий состав - пианист
Оскар Питерсон, гитарист Херб Эллис, басист Рэй
Браун - плюс менее известный барабанщик Алвин
Столлер. Положа руку на сердце, именно
аккомпаниаторы придают альбому львиную долю
интереса - разве не интересно послушать,
насколько совершенно Питерсон, Эллис и Браун
работают не в привычном джазовом, а почти что
попсовом песенном контексте! Впрочем, достаточно
послушать "блуждающую" линию контрабаса во
второй части 6-го трека, чтобы понять, что любую
эстрадную пустышку такие мастера способны
превратить в маленький шедевр.
Голосок у Дандридж был совсем маленький, поэтому
она пела совсем близко к микрофону
(прислушайтесь к характерному поп-эффекту в
начале 7 трека). Панорамирование и баланс очень
добротные (выдвинутый на первый план крохотный
голосок актрисы обретает временами почти
эпическое звучание, хотя никакой искусственной
реверберации не использовано вообще), но даже
искусный ремастеринг с пролежавших в архивах
сорок лет аналоговых лент (Кевин Ривс, Universal Music
Studios - East) не смог скрыть характерного "хисса"
старой ленты, щелчков и поп-эффектов (а временами
и еле заметных нелинейных искажений) вокального
микрофона и других признаков давности (у многих,
впрочем, вызывающих ностальгию).
Константин Волков
|
|
На
первую страницу номера |
|