В то время как в больших залах
проходит очередной фестиваль, на клубной
джазовой сцене все возвращается к нормальной
спокойной жизни. Об одном фестивальном концерте
я расскажу в следующий раз, а сегодня речь пойдет
о двух замечательных и редких выступлениях в
клубах Knitting Factory и Tonic. Несмотря на то,
что "Тоник" не участвует в фестивальной
жизни Нью-Йорка, на его сцене в этом месяце один
концерт лучше другого. Многих музыкантов я уже
видел и слышал не раз, и тем не менее на один
концерт все-таки решил выбраться. Квартет тенор
саксофониста и кларнетиста Криса Спида Yeah No на
три четверти состава пересекается с уже
упоминавшемся в моих заметках ансамблем Pachora. Эти
четверти - сам Спид, барабанщик Джим Блэк и
бас-гитарист Скули Сверриссон. Четвертый
участник квартета - трубач Конг Ву, так же, как и
Спид с Блэком, перебравшийся в начале девяностых
из Сиэтла в Нью-Йорк. На счету этого ансамбля уже
два альбома, а третий увидит свет, скорее всего,
осенью.
В технической части у Yeah No и Pachora много
общего. Те же соло в унисон (правда, с трубой
вместо гитары), такие же непредсказуемые
ритмические ходы и сумасшедшая барабанная
техника, тот же плавающий размытый и сочный бас.
Но мелодическая основа несколько другая.
Восточные мотивы остались только в некоторых
аранжировках. Экзотики в виде саза или думбека
вообще нет. Вместо этого - красивые
запоминающиеся мелодии и куда более
разнообразные вариации и соло. Многие композиции
построены на контрасте медленных и быстрых тем,
вплетенных друг в друга.
Крис Спид в этом ансамбле обладает
довольно редким музыкальным качеством: его
саксофонные партии почти всегда более спокойны,
плавны и приглушены по сравнению с соло на
кларнете, отличающимися повышенной
скорострельностью, атакой и яркой фразировкой.
Насколько хорошо играет незнакомый мне до этого
Конг Ву, я так и не смог до конца оценить. Его игра
была, на мой взгляд, излишне лаконична, но во
многом это было обусловлено тем, что в основном
он лишь усиливал Спида, а сам почти не солировал.
Сверриссон и Блэк были, как всегда, хороши, но и им
в квартете отводится меньше места, чем в других
ансамблях.
Игра Джима Блэка, даже когда ему не приходится
особенно много солировать, представляет чисто
визуальное удовольствие. Он не стремится играть
как можно больше, быстрее или громче. Все
внимание уделено мелодии, сложному ритму и
многочисленным инструментам, которых у него
великое множество. Когда-нибудь я попробую
посчитать, сколько раз за один концерт он меняет
то, чем и во что он играет.
Стабильность, с которой почти
все ансамбли Криса Спида собирают полные залы, не
может не радовать. Конечно, пока рано говорить об
огромной популярности, но уже сейчас и по реакции
публики, и по отношению к нему других музыкантов,
постоянно приглашающих Криса в свои проекты,
можно говорить о том, что он один из самых
востребованных молодых саксофонистов Нью-Йорка.
Порадуемся этому факту и мы.
- единственное относительно приличное место в сети,
посвященное Крису Спиду на сервере Тима Берна.
Мероприятие, проходившее в воскресенье в Knitting
Factory, не было концертом в полном смысле этого
слова. Больше подходит слово "шоу", или даже
"музыкально-развлекательное представление с
песнями, танцами, акробатическими номерами и
цветомузыкой". Все это безумие устроил
перкуссионист Сиро Баптиста, которого (по слухам)
лет пятнадцать назад подобрал, обогрел и
познакомил с музыкальной тусовкой саксофонист
Анатолий Герасимов.
Новый творческий коллектив Баптисты
называется "Beat the Donkey". Честно говоря, я не
знаю этимологии этого названия. Некоторые
предположения, однако, сделать можно, если
вспомнить что у слова "donkey" (ослик - ред.) есть
синоним - "ass" (осел и... гм, посмотрите в
словаре - ред.). Остальное любознательный
читатель может домыслить сам. Весь ансамбль, в
котором сегодня девять артистов, играет
исключительно на ударных и перкуссии. При этом
вместо многих нормальных инструментов
используется все, что попадет под руку. Так,
вместо "бочки" в ударной установке стоит
огромный котел, а вместо одного из гонгов -
металлический рекламный круг кока-колы.
Все музыканты, то есть участники шоу, одеты в
разнообразные яркие наряды, а сам Сиро Баптиста
щеголяет в красных шортах и висящим даже на его
широких плечах красном же пиджаке.
Первый раз я видел представление Beat the Donkey
полгода назад в "Тонике". Тогда в качестве
специального гостя с ними выступал Джон Зорн. На
этот раз гостем был Марк Рибо. И Зорн, и Рибо
участвовали в единственном на сегодняшний день
сольном альбоме Баптисты ("Vila Lobos Vira Loucos", 1997 -
ред.). Осенью на зорновском лейбле Tzadik выйдет
запись Beat the Donkey.
Хотя из половины зрительного зала были вынесены
стулья и поставлены несколько больших синих
пластиковых бочек, действие развивалось только
на сцене. Честно говоря, увидев эти бочки, я
ожидал увидеть то, что так поразило меня в
прошлый раз. В "Тонике" кульминацией
представления было выступление на одной из бочек
безногого танцора. Не знаю, что с ним стало и где
он теперь, но на этом шоу его не было. Возможно,
такой потрясающий, но, безусловно, очень тяжелый
для него номер сложно сыграть два раза, поэтому
его приберегли для второго сета. Все остальные
немузыкальные части концерта остались
практически такими, как и в прошлый раз. В
обязательную программу вошли: чечетка и
нательная перкуссия барабанщика Нила,
акробатический танец барабанщика Кабело,
восточный танец безымянной юной танцовщицы, игра
в теннис двумя бубнами и хороводы всего ансамбля.
Под конец Сиро Баптиста и компания
оставили Марка Рибо одного с акустической
гитарой. Но через три минуты гавайская гитарная
музыка переросла в знакомую по альбому песню
Баптисты Ama. Из-за кулис послышалось пение, и
музыканты один за другим стали появляться на
сцене. Красивое и грустное многоголосье стало
предпоследним номером, а в финале опять
зазвучали громоподобные барабаны, и под рев
необычайно радостных зрителей Beat the Donkey ушли со
сцены окончательно.
В следующий раз в моих заметках может оказаться
всего один концерт. Но это концерт, могу ручаться,
стоит многого.
Иван Шокин,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке (фото автора)
|