Дорогие коллеги и друзья,
Слово к читателям "Полного Джаза",
периодически пробуждая в нас дискуссионный зуд и
предоставляя возможность всего лишь с
какой-нибудь недельной задержкой удовлетворять
возникающее желание на своих электронных
страницах, подтверждает правоту Козьмы Пруткова:
"Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а)
вкушать хорошую пищу; б) беседовать с
возвратившимся из похода другом и в) чесать, где
чешется." Джаз, наверное, так устроен, что
хочется дискутировать о нем бесконечно, но
приходится считаться и с приличиями, и, хотя и с
большой, но все же не беспредельной
эластичностью самого "ПД".
Диапазон тем, ждущих - нет, требующих обсуждения -
поистине безграничен. Так в ответ на кроткое,
даже извиняющимися нотками окрашенное сетование
по поводу того, что "профессиональный подход к
слушанию музыки здорово мешает слушать
собственно музыку" вызвал громкие реперкуссии
в целых пяти выпусках. А под конец Анна Аладова
писала в #46 (56): "От участия в
разговоре, начатом редактором "ПД" в #40, трудно удержаться, уж очень смелая
провокация затеяна. Но масштабы ее на данный
момент уже трудно различимы, поскольку каждый из
высказавшихся говорил, в общем-то, о своем,
наболевшем, лишь иногда выходя на общие,
глобальные темы. Мне хотелось бы выразить свое
мнение именно по вопросам, близким к
глобальным..."
Всей душой - за, однако в джазе за какой
глобальный вопрос не потяни, он тут же обернется
заодно и своим, и наболевшим. Столь же верно,
впрочем, и обратное.
Вот пример, которым я уже делился с редактором
"ПД". Когда лет сорок пять назад я впервые
захотел выяснить, на каком основании и по каким
признакам столь непохожие друг на друга явления,
как диксиленд, свинг, би-боп, кул, фанк и
кентоновский "прогрессив" объединяют
родовым понятием джаза, задача оказалась мне не
по зубам.
С трудом и в микро-дозах тогда доступная западная
литература чаще всего отражала свирепую
внутрицеховую борьбу и декларировала абсолютно
взаимоисключающие взгляды. Попытки найти хоть
сколько-нибудь удовлетворительную общую
дефиницию также окончились безрезультатно.
Единственным приемлемым компромиссом был
афоризм (не помню, чей, но его автора наверняка
знают А.Н.Баташев и Д.П.Ухов): "Джаз там, где вы его
находите".
Примерно то же самое наблюдалось и среди
знакомых джаз-фэнов. От моих собственных
соображений по данному поводу они отмахивались
как от слишком абстрактных теорий, не имеющих для
тех, кто действительно любит, тем более - играет
джаз, ни малейшего практического значения.
Прочитав Слово к читателям в #13 (71)
"Полного Джаза", я обнаружил, что занимавший
меня когда-то (с тех пор изрядно усложнившийся)
вопрос не так уж абстрактен. Ответ на него срочно
требуется сегодня как раз тем, кому
небезразлична качественная сторона сегодняшней
джазовой практики и кто в меру своих сил хотел бы
организационно способствовать ее росту, -- причем
не в каких-либо эксклюзивных, а решительно во
всех направлениях, свободно избираемых ею самой.
Или, скажем осторожнее, избираемых теми, кто
искренне привержен джазу.
Так возможен ли между ними диалог (хотя бы в
принципе)?
Вопрос поставлен вызывающе и чувствуется, что
не в шутку.
Уклоняться от него уважающему себя джазфэну не к
лицу, отвечать же "да" или "нет", или
рассусоливать о том, что, мол, неважно, джаз то или
не джаз, была бы хорошая музыка -- значит не
сказать ничего.
По-моему, стоит выделить - то ли в "Полном
Джазе", то ли вне его на сайте jazz.ru - особый угол
джазоведения, или джазологии, или философии, что
ли, джаза. Завести эдакий клуб по переписке; такое
место встречи, размышлений и бесед, где
заинтересованные лица могли бы, не отягощая
своими текстами динамичные страницы
еженедельного журнала (но и не растворяясь в
безбрежности chat-room'а) делиться мыслями по таким
"абстрактным" проблемам, как поиски
"джазового инварианта", или (возвращаясь к
недавним летучим перепасовкам) смысла и норм
джазовой журналистики-критики или путей
джаз-образования для музыкантов и слушателей.
Те, у кого уже есть (или появятся) достаточно
объемные материалы, могут помещать
(депонировать) их в "библиотеке" как
"статьи" или даже "книги" наподобие
того, как уже делается в jazz.ru, только с
определенной нацеленностью именно на
"академическое" (как бы смешно здесь это
слово ни звучало) сотрудничество.
А рядом откроем конференцию для оперативного
обмена мнениями об этих публикациях,
диалогической дискуссии, постановки новых
вопросов и выдвижения новых идей и тем, способных
привести к новым "статьям" и "книгам".
Первоначально такая мысль уже высказывалась
Д.П.Уховым и была более чем благосклонно
встречена редактором "ПД", давшим уже
конкретную схему ее воплощения.
[К.Мошков - Л.Переверзеву]
Мне вот как это видится. "Полный джаз",
конечно, издание довольно поверхностное в силу
своей еженедельности, но и ему не чуждо
стремление к некоторой филозофичности, иначе
откуда взялась бы там рубрика "Чтение", в
которой воспроизводятся однажды уже
опубликованные тексты как раз в основном
теоретического характера? Но "Чтение"
"Чтением", а под джазологический уголок я
готов создать новую, скажем - ежемесячную или (при
наличии большого количества текстов)
двухнедельную рубрику, своего рода приложение к
"Полному джазу", которая бы и стала
оперативным вместилищем предлагаемого Вами
"клуба абстрактных проблем". Здесь можно
действовать по всем журнальным правилам:
публикация фрагментов; публикация с
продолжением; открытое дискутирование и т.п. Все
это - внутри рубрики, своего рода вшитой в журнал
брошюрки другого формата, как вшиваются обзоры
разных полезных железяк внутрь популярных
компьютерных журналов.
Это - первая стадия. Далее же тексты (уже в полном
виде - в случае первоначально фрагментарной их
публикации, или же в виде цельном - в случае
первоначальной публикации их с продолжением)
отправляются, по прошествии некоторого (не
слишком продолжительного - что-то около месяца)
времени, в отдельный, филозофический либо
джазологический, раздел библиотеки сервера
(http://www.jazz.ru/books) - там сейчас текстов мало, поэтому
они грубо набросаны в две кучки, а при наличии
новых многочисленных текстов рубрикация,
конечно, усложнится, и "Джазология" в новой
рубрикации займет почетное место.
Кстати, и создание отдельного форума по этим
проблемам - с обсуждением текстов, с обсуждением
идей - также вполне возможно и не представляет
технической трудности, в чем наш программист
меня заверил.
Естественно, что все три эти взаимосвязанных
массива - джазологическая рубрика в "Полном
джазе", джазологический раздел в Книгах
джаз.ру и джазологический форум - должны быть и
будут взаимно залинкованы, чтобы облегчить
любопытствующему быстрое перемещение по массиву
данных.
Я готов создать все это прямо сейчас, вернее - по
поступлении первых текстов. Более того, как
только вслед за созданием журнальной рубрики
появится соответствующий раздел в Библиотеке, я
готов скопировать туда (в виде цепочки текстов)
всю нашу недавнюю полемику о журналистике,
причем как есть - то есть со всеми ее слабыми и
сильными долями.
[конец цитаты из письма К.Мошкова]
[ЛП] От вышеприведенного у меня слюнки потекли и
аппетит взыграл уже гаргантюански. При таком
раскладе и сетевой поддержке не грех замахнуться
на совсем отчаянную авантюру: взять и начать всем
вместе сочинять некий Джазологический
ГиперТекст. То есть не слитно-монолитное и не
строго последовательное, а многолосно
выражаемое, принципиально нелинейное
теоретико-историко-эстетическое представление о
джазе всех участников нашего "угла", или
"форума".
Речь не о завершенном и замкнутом в себе
"продукте", но о продолжающемся открытом
процессе - частью циклично-рекурсивном, частью
спиралевидным, причем отдельные "продукты"
могут периодически из него вылупляться,
оперяться и гулять сами по себе.
Сценарий примерно таков.
Цикл первый.
Вообразите: каждый (кто пожелает) начнет писать
о том, как он/она лично ощущает и чувствует,
слышит и видит (осязает, обоняет, танцует, лижет,
берет на зуб, смакует, вообще переживает) джаз в
максимально (это уж кто как сможет) образной,
абсолютно субъективной по духу и произвольной по
стилю прозе, поэзии, графике... Писать так же
свободно, как если бы к ближайшим друзьям, или
даже только самому себе - эдакое персональное
джаз-мифотворчество (оно же - дистанционная
групп-терапия).
Если кто-то стесняется быть столь откровенным -
пусть расспросит кого-нибудь (одного или
нескольких) из своих джаз-коллег, друзей и
знакомых, запишет и пришлет их композитный миф (в
него-то уж легче ввернуть и кой-чего
заветно-сокровенного).
Такой "мифотворческий" подход (успешно
практикуемый в весьма отдаленных от джаза
областях, например, в организационном
менеджменте) доказал свою эффективность во
многих аспектах. Он помогает заглянуть в внутрь
себя, обрести больший самоконтроль, научиться
внимательнее выслушивать и лучше понимать тех, с
кем мы связаны общими интересами и целями, но
слишком часто сталкиваемся лбами из-за всяческих
мелких недоразумений. С этого начинается переход
от соперничества к партнерству. В нашем случае - к
плодотворному сотрудничеству людей, так или
иначе чувствующих причастность к некоей миссии и
объективно нуждающихся друг в друге, но
испытывающих трудности в контактах и дефицит
солидарности.
Цикл второй
Мы делимся и обмениваемся друг с другом нашими
персональными джаз-мифами. Каждый участник
(опять же, если захочет) просматривает тексты
всех остальных (под их влиянием он/она может
как-то изменить свой первоначальный текст) и
компонует из этих текстов (что и как угодно
оттуда выбирая, редактируя и рекомбинируя) некую
сюиту. То есть каждый из нас вправе персонально
скомпоновать из текстов всех остальных свой
вариант сюиты. И каждый прочитывает все
"персональные" сюиты, скомпонованные
остальными.
Уверен, мы сумеем по достоинству оценить каждую и
выбрать одну или несколько, признанных наиболее
удачными и приемлемых для каждого. Возможно, мы
само-соорганизуемся в несколько групп по
близости наших вкусов, интересов, склонностей и
предпочтений вокруг нескольких таких джаз-мифов.
И решим вынести их из нашего угла и обнародовать
за его пределами (в www.jazz.ru/books
или где-то еще).
Цикл третий
Вдоволь всем этим наигравшись и насытившись, мы
приступаем к рационализации нашего джаз-мифа:
стараемся извлечь из его субъективной
образности некие исходные, базовые, общие для нас
понятия, поддающиеся определению и фиксации
путем взаимного соглашения и договоренности.
Затем устанавливаем ту логику их движения, с
помощью которой можно размышлять и рассуждать о
джазе, как объективном феномене (а не только
источнике наших восторгов и стычек). А отсюда -
описывать его в определенных категориях и
терминах, и даже пытаться объяснять феномен
джаза на основе сопоставления с какими-то
другими, уже известными и (якобы) хорошо понятыми
явлениями (скажем, народной и классической
музыкой).
В результате мы будем чуть грамотней выбирать
эталоны и критерии нашего по-прежнему
субъективного эстетического суждения,
членораздельней его выражать, доходчивей и
убедительней сообщать окружающим.
Разумеется, ничто не мешает нам одновременно и
параллельно интересоваться с самого начала и
технологической, ремесленной (в самом высоком
значении этого слова) стороной джазового
искусства, его материалами, рабочими приемами,
композиционно-исполнительскими средствами,
способами фиксации, распространения и прочим.
Надо лишь отдавать себе ясный отчет: с какой
именно позиции (познавательной,
эстетико-оценочной, активно-соучаствующей) мы
подходим к джазу в данный момент; в качестве кого
(слушателя, репортера, критика, публициста,
просветителя, педагога?) и под каким углом
(историческим, систематическим,
художественно-практическим) мы его воспринимаем,
судим о нем, вступаем с ним в те или иные
отношения и взаимодействия.
Вам кажется - я переусложняю? Увы, жизнь сложна,
джаз тоже не прост, и все вышеочерченное, хотим мы
или нет, все равно неизбежно в нас (думающих,
пишущих и спорящих о джазе) и между нами
происходит. Беда в том, что почти всегда стихийно,
неосознанно и потому крайне спутанно, коряво,
разорвано, противоречиво, конфликтно и страшно
расточительно. Не замечая этого в пылу наших
схваток мы то и дело загоняем себя в тупики,
годами бьемся об стену, топчемся на месте,
болезненно дергаемся и никак не выберемся из
этого темного лабиринта.
Кстати, внутреннее самосознание и методология
"академического" музыковедения в данном
плане ушло далеко вперед; к сожалению, его
концептуальный инструментарий и выводы не
приложимы к джазу напрямую. Так что под занавес -
еще один аргумент в пользу предлагаемой затеи.
Не только содержание, но и форма текстов
(организация материала, строение, язык, речь и
способ коммуникации) в академическом
музыковедении отражает строй, характер и тип
существования академической музыки. Этим
текстам свойственна принципиальная
монологичность, закрытость структуры и
не-импровизационность.
Не справедливо ли утверждать, что джазоведческие
тексты должны строиться с большей степенью
приближения к типу существования, духу и
характеру джаза? Если вы не возражаете, то для
того, чем мы собираемся заниматься в нашем
"углу", вполне подходит название
"джазологический джем". За полный и быстрый
успех никто, конечно, не поручится, но было бы
забавно рискнуть.
Я немножко знаком с применением джазовых
принципов к порождению концепций деловых
проектов и вот обрачик сценарной методики под
названием "Джаз", рекомендуемый World Business Council
for Sustainable Development. После эпиграфа из Мартина
Уильямса: "Джаз не знает абсолютов, там нет
наилучшего способа исполнения..." мы читаем:
"В мире Джаза разные игроки образуют случайные
альянсы, чтобы решать социальные и
энвиронментальные проблемы наиболее
прагматичным из всех возможных способов.
Ключевое понятие такого сценария - динамическая
взаимность. Это мир социальных и технологических
инноваций, экспериментирования, быстрой
адаптации, совершенно добровольная
взаимосоединенность, и мощный, безостановочно
изменяющийся глобальный рынок...
Быстрое обучение и следующие за ним инновации в
Джазе обеспечиваются высокой прозрачностью -
широко распространенным доступом к информации,
касающейся ингредиентов в продуктах; входных
источников; финансовых, эколологических и
социальных данных компаний; процессов принятия
решений правительствами; и почти всего
остального, о чем пожелают узнать потребители...
Джаз - это мир, где негосударственные
организации, правительства, озабоченные
потребители и бизнесы должны действовать как
партнеры - или потерпеть поражение. Совместно и
рука об руку с другими игроками они научаются
эффективным способам инкорпорирования
экологических и социальных ценностей в рыночный
механизм."
Какой вывод отсюда можем сделать мы?
Если принципы джаза получают признание у
инноваторов мирового бизнеса, то нам-то уж в
первую очередь надлежит им следовать в своей
работе.
Это возвращает нас к нашему джазологическому
джему. Очень хочется начать его поскорее, и было
бы естественным ожидать, что я первым и вывешу
(выложу, выставлю) мой персональный джазовый миф.
Таковой у меня, конечно, имеется, но не в чистом
виде: он рассеян по кусочкам во многих моих
писаниях и собирание и вытягивание их оттуда
заставило бы опять отодвинуть долгожданный миг.
Позвольте предложить взамен несколько моих
текстов, где мифологического материала
достаточно для старта.
Вы (коли будет охота) можете поступать с ними как
угодно: копировать их в свои файлы и
анатомировать, цитировать и монтировать любыми
кусками в любом порядке; вставлять в любые другие
тексты (желательно, выделяя кавычками или
как-нибудь иначе), писать дополнения, критику и
полемику с любыми ругательствами прямо между
моих слов (только другим шрифтом, чтобы было
понятно, где чье), акцентировать какие-то мои
слова другим форматом и т.д.
Сегодня - первая порция: "Провокативное
джазоведение" (2000) - о контрасте между джазовым
и "академическим" музыковедением
(продолжение темы, начатой в этом тексте)
Буду счастлив, если что-то из этого текста
поможет вам на старте....>>>>
Ваш Леонид
Переверзев
|