"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница |
Выпуск # 13 (71) - 19
апреля 2000 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Иногда кажется, что диалог в принципе
невозможен. А все почему? А все потому, что словом "джаз" разные люди
называют разные вещи. Представим себе, что именно называет словом "джаз"
поклонник диксилендов, а что - любитель авангарда. Добавим сюда тех, кто
на дух не приемлет ни первого, ни второго, а слушает, к примеру, только
бибоп и иже с ним. Добавим сюда тех, кто при сахариново-сладких звуках
Kenny G уверенно произносит слово "Джаз". Добавим сюда тот джаз, пока не
начался про который пел БГ, и тот, которым назвал акустический альбом
Константин Кинчев (тот, что "Алиса"). Сложим и разделим на... Ой, не
получается ничего.
И, что главное, все они (за исключением, наверное, БГ и Кинчева, которым
вообще-то джаз, видимо, по барабану) уверенно судят весь этот джаз по
своим, только своим и исключительно своим меркам.
То есть, услышав яростный свист и вопли авангарда, любитель бибопа
вздрагивает, крестится, сплевывает и, набрав в грудь побольше воздуха,
разражается пронзительным лозунгом: "Это не джаз!". Услышав же
струящиеся альтерации бибопа, любитель авангарда снисходительно
усмехается, похлопывает бибоп по плечу и говорит ехидно: "это, типа,
джаз". Любитель дискиленда ничего не говорит по их поводу, а только
мрачно отворачивается туда, где меланхолически стучит банджо и гукает
геликон.
При этом где-то поблизости бродит еще пара любителей всякой разной
актуальной музыки, и у одного из них в плейере перебирает струны
многочисленных многокилометровых гитар King Crimson (или, если он
любитель музыки уж очень актуальной, то Projeckt Two), зато у другого
заунывно бренчит на арабской лютне некий этно-джаз. Услышав это
бренчание, любитель авангарда опять снисходительно ухмыляется, любитель
диксиленда досадливо машет рукой, а вот любитель бибопа багровеет, уста
его отверзаются, и он страшно провозглашает: "А вот это вообще не
джаз!".
Любитель же Кенни Гэ со скуки зевает, оживляясь только тогда, когда
сладкое мяуканье из его радиоприемничка (Боже, за что ж так возлюблен
этот розовый сироп частью отечественного радиовещания) периодически
заглушает альтерации, вопли, бренчание и геликон.
Вот это и есть та джазовая аудитория, с которой мы непрестанно имеем
дело.
Пару лет назад, когда джазовые журналисты впервые обсуждали идею
присуждения профессиональной премии, вполне серьезно выдвигалось
предложение разделить, так сказать, новый джаз и просто джаз. И премии
вручать отдельные. Остановило только то, что, раздели мы отечественных
музыкантов еще и по такому признаку, в каждой категории останется ровно
по полтора претендента. Конкурса не выйдет.
Что делать - так и непонятно. |
|
|
Как это было
в Москве |
Одно из важных событий, не вошедших в
предыдущий номер "Полного джаза" по причине перегруженности последнего -
московская часть проходящего в Москве и Петербурге IV Международного
фестиваля Сергея Курехина. По причине многожанровости этого фестиваля
далеко не все в его программе относится к предмету нашего ведения, а на
часть событий мы просто не попали, но что видел наш корреспондент - о
том расскажем...>>>>
И еще одно событие - пожалуй, центральное за
отчетные семь дней: в Москве впервые за долгие годы выступило Moscow Art
Trio. В честь своего 10-летия прославленный в Европе новоджазовый
коллектив играл в городе своего рождения новую, странную, необычную
программу...>>>> |
|
|
Как это было
в Нью-Йорке |
"Полный джаз" - единственное русское
джазовое издание, имеющее постоянного корреспондента в Нью-Йорке, и
гордится этим до неприличия. Больше того, собственный корреспондент
"Полного джаза" в Нью-Йорке Иван Шокин - корреспондент особенный: он,
как всем уже известно, главным образом отслеживает даже не джаз как
таковой, а downtown-авангард, т.е. передовой отряд поисковых направлений
импровизационной музыки. В очередных заметках с передовой Иван
рассказывает о наступлении Большого Сезона в столице мирового джаза...>>>>
Мы продолжаем публиковать статьи живущего в Нью-Йорке пианиста,
композитора и бэндлидера Николая
Левиновского, публиковавшиеся в 1996-97 гг. в нью-йоркской газете
"Новое русское слово". Сегодня - речь о новом наступлении моды на
биг-бэнды...>>>> |
|
|
Москва - это вам
еще не все |
Большой Сезон грянул не только в
Москве, но и по всей стране. Апрель - традиционно фестивальный месяц.
Ну, а где не нашлось денег для фестиваля, проводят менее крупные, но
ничуть не менее интересные мероприятия. Вот, например, в Ярославле 16
апреля прошла презентация первого в истории города джазового CD...>>>> |
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
27 апреля известный продюсер Михаил
Грин открывает джазовый сезон в московском клубе "Маска". По четвергам с
20.00 там будут выступать составы, хорошо знакомые завсегдатаям недавно
закрывшегося клуба "Birdland". Открывает цикл легендарное "Супертрио" -
Владимир Данилин, Алексей
Кузнецов, Алекс Ростоцкий. А 4
мая в "Маске" выступит любимец московских слушателей - саксофонист
Майк Эллис (США) в сопровождении трио
Льва Кушнира.
Адрес клуба "Маска": Смоленский б-р 15, тел. 241-58-42.
В рамках VII Московского фестиваля студенческого творчества "Фестос
-2000" в московском "Класс-центре" Сергея Казарновского сегодня вечером
начинается "Весенний студенческий джаз". Это подразделение "Фестоса"
посвящается 100-летию со дня рождения Исаака Дунаевского и 25-летию
профессионального джазового образования в России. В концертах принимают
участие студенты:
- Российской академии музыки им. Гнесиных
- Московского государственного института музыки им. А.Шнитке
- Московского областного высшего училища (колледжа) искусств
- Государственного музыкального училища джазового искусства
- Московского физико-технического института
- Московского государственного университета культуры и искусств
- Эстрадно-джазового колледжа "Консорт"
- Московского колледжа импровизационной музыки
- Военно-дирижерского факультета при МГК им. Чайковского
- Государственной еврейской академии им. Маймонида
- Московского педагогического государственного университета
- Московской академии МВД России
- Государственной школы-комплекса №686 - "Класс-центра"
музыкально-драматического искусства
- Высшей школы изящных искусств
Концерты состоятся в Государственной школе-комплексе №686 - "Класс-центре"
музыкально-драматического искусства по адресу: ул. Большая
Академическая, д. 11-а. Проезд: ст. метро "Войковская", далее автобусами
179, 191, 282 до ост. "Управа".
19 и 20 апреля начало в 18:00, 21 и 22 апреля - в 17:00. 22 апреля -
гала-концерт лауреатов. Вход свободный. Справки по тел. 156-39-55,
156-38-76.
В
издательстве "Хобби-центр" вышла книга "Импровизация на электрогитаре -
Часть 1: Вспомогательные ноты и отклонения в импровизации". Автор книги
- известный московский фьюжн-гитарист Игорь
Бойко. Анонсируя эту, несомненно, чрезвычайно полезную для молодых
гитаристов книгу, издатель, в частности, пишет, что она "явилась
результатом осмысления автором своей богатой концертной и педагогической
практики. Предлагаемый читателю материал относится к самым современным и
передовым направлениям импровизационной
музыки. Однако лежащие в его основе теоретические положения могут быть
применены практически в любом из существующих музыкальных течений. Книга
адресована самому широкому кругу любителей музыки, студентам музыкальных
учебных заведений, а также профессиональным музыкантам и педагогам." |
|
|
А в это время
за бугром... |
25
апреля на лейбле Blue Note выйдет полностью акустический концертный
альбом трио Medeski Martin &
Wood. Альбом будет называться "Tonic" - по имени нью-йоркского
клуба, где и был записан в марте прошлого года. По случаю выхода нового
альбома трио (клавишник Джон Медески, басист Крис Вуд и барабанщик Билли
Мартин) отправляется в двухмесячный тур по США. Он уже начался
концертами в нью-йоркском Центре искусств Энджела Оренсанца 12-16 апреля
(см. "Как это было в Нью-Йорке"). В программе тура,
кроме всего прочего, выступления на фестивалях в Мемфисе (Beale Street
Music Festival) и Нью-Орлеане (два, акустическое и электрическое, на
Jazz & Heritage Festival). Затем группа вернется к работе над
электрическим студийным альбомом, выход которого запланирован на осень
2000 г. (также на Blue Note).
XVIII
Плавающий джаз-фестиваль пройдет на борту легендарного
трансатлантического лайнера "Queen Elizabeth 2", принадлежащего
американского судоходной компании "Кьюнард". Корабль отправится из
Нью-Йорка в Лондон с заходом в Бостон 5 июня, рейс продлится семь дней.
Это, безусловно, развлечение для Очень Богатых, но "Кьюнард" ввел теперь
и более демократичный тариф - поездка в трюмной каюте (без иллюминатора)
обойдется в без пяти тысячу долларов, что вполне по карману среднему
американскому отдыхающему (тем более, что в этот тариф входит питание,
портовые сборы, да еще и авиабилет из Лондона назад в США). В фестивале
же, который будет проходить с полудня до глубокой ночи сразу в
нескольких помещениях на борту огромного лайнера, будет принимать
участие трио пианиста Дейва Брубека, биг-бэнд барабанщика Луи Беллсона,
трио пианиста д-ра Били Тэйлора, ансамбль вокалиста и гитариста Джона
Пиццарелли, квартет альт-саксофонист Лу Доналдсона с участием Лонни
Смита на органе Hammond B-3, квартет британской вокалистки Стэйси Кент,
квартет Уорена Ваше, квартет вокалиста Джеффри Смита, гитаристы Джек
Уилкинс и Джимми Бруно, трио Кенни Дрю, ряд других известных музыкантов,
а также целый оркестр студентов нью-йоркского университета Новой школы.
В следующем рейсе "Королевы Елизаветы II", который начнется в
нью-йоркском порту 19 июня, на борту пройдет фестиваль танцевальных
биг-бэндов, а на октябрь запланировано сразу несколько джазовых круизов,
среди которых - XIX (и уже десятидневный, в рейсе Майами - Саутгемптон)
Плавающий джазовый фестиваль с участием Фила Вудса, Роя Харгроува,
братьев Хит, Джо Темперли и многих других. |
|
|
Новые альбомы |
Новые
альбомы
(в продаже с 25 апреля) |
- "19th Hole" - Various Artists, Concord Jazz
- "A Day of Jazz" - Various Artists, Concord Jazz
- "Jazz for Dads" - Various Artists, Concord Jazz
- "Jazz in the Afternoon" - Various Artists, Concord Jazz
- "Music That Inspired the Motion Picture Bossa Nova" - Various
Artists, Verve
- "Monty Meets Sly and Robbie" - Monty Alexander, Telarc Jazz
- "Here's to You, Charlie Brown: 50 Great Years" - David Benoit, GRP
- "Alive" - Thomas Chapin, Knitting Factory Works
- "Tales of the Phatman" - Gene Dunlap Band, Avenue Jazz
- "An Affair with Strauss" - Franz Koglmann, Between the Lines
- "Crawfish Lady" - Bryan Lee, Justin Time
- "Here's the Deal" - Liquid Soul, Shanachie
- "52nd Street Themes" - Joe Lovano, Blue Note
- "Look Who's Here" - Russell Malone, Verve
- "Tonic" - Medeski, Martin and Wood, Blue Note
- "Iffy" - Chris Speed, Knitting Factory Works
- "Infinitesimal Flash" - John Tchicai, Buzz
|
Переиздания
(в продаже с 25 апреля) |
- Duo Exchange" - Rashied Ali and Frank Lowe, Knitting Factory Works
- "Our Mr. Brooks" - Cecil Brooks III, 32 Jazz
- "Word from Bird" - Teddy Charles, Koch Jazz
- "Dancing in Your Head" - Ornette Coleman, Verve
- "Dizzy for President" - Dizzy Gillespie, Knitting Factory Works
- "Daddy Plays the Horn" - Dexter Gordon, Avenue Jazz
- "Pygmy Rodeo" - Ronald Shannon Jackson and the Decoding Society,
Knitting Factory Works
- "Carmen McRae" - Carmen McRae, Avenue Jazz
- "In a Crowd" - The Modern Jazz Quartet, Knitting Factory Works
- "Jack Montrose with Bob Gordon" - Jack Montrose, Koch Jazz
- "In Style" - Sonny Stitt, 32 Jazz
- "Knight Music" - George Wallington, Koch Jazz
|
|
Радио |
В ближайших выпусках программ
Дмитрия Ухова:
- "Вся музыка мира" (Радио России), в ночь с воскресенья на
понедельник, 23 апреля, 0.30. Румынский электроакустический авангард,
Майк Эллис, правдивая история шумовой музыки ЗГА/Ветрофония - сквозная
тема "Riders on a Storm".
- "Джаз около полуночи" (Радио-1), вторник, 25 апреля, 23.30.
Индоджаз: Л.Субраманиам, Мукта, Трилок Гурту, Викки Рай
Четверг, 27 апреля, 23.20
Новый блюз на Telarc'е: Джон Праймер, Терри Эванс, Джеймс Коттон, Сэм
Лэй.
В ближайших выпусках программ Михаила Митропольского:
- "Джазофон" (Маяк), суббота, 22 апреля, 23.35.
Юбилеи Джимми Нуна и Пола Чемберса
"Джазофон" (Маяк), воскресенье, 23 апреля, 23.35.
Вокалисты: Кэб Кэллоуэй, Ди Ди Бриджуотер, Ф.Астер, Т.Беннетт,
Дж.Хартман
- "Под знаком джаза" (Радио России), среда, 26 апреля, 18.35.
Фестиваль SKIF-4: K.&J.Tippett, С.Курехин, Боян Z, Э.Измайлов
- "Джаз и не только" ("АСТ Прометей" - 29 дециметровый канал,
Подмосковье, города России, СНГ - кроме Москвы), 21 апреля, пятница,
21.45 - Американцы в России: Дейв Брубек, Рита Грэхэм, Пол Болленбэк,
Хор геев из Лос-Анджелеса, Эвелин Уайт, Денис Перье. Повторы - 21/22
апреля, суббота/воскресенье, 03.00, и 24 апреля, понедельник - 05.30
|
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены
к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им
прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда
публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз", 1998-2000
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами на перевод материалов,
принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против
перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн,
так и оффлайн), однако просит во всех случаях сохранять авторство и
ссылаться на источник. Мы были бы также очень признательны за сообщение
о перепечатке. |
|