В последний день ноября в нашей
сверхглубинке состоялся очередной джазовый
праздник (а они бывают почти ежемесячно).
Благодаря усилиям нашего местного, но довольно
известного и за пределами местности, музыканта -
басиста Асхата Сайфуллина - в Томск нынче
залетела яркая звезда международного джаза -
Игорь Бутман. Игорь уже не в первый раз
музицирует в Томске. Но если в прошлые заезды он
со своими американскими друзьями выступал в
небольших клубных аудиториях, то теперь концерт
состоялся во вместительном зале драматического
театра, участвовали уже сибирские джазмены. Зал
был полон, и ложи тоже "поблескивали".
Из зауральских музыкантов прежде
всего стоит назвать новосибирца, выдающегося
мастера вибрафона Игоря Уварова. Как когда-то от
вибрафона Леонида Гарина (он в 1968 году вместе с
Виктором Прудовским тоже был у нас, в
организованном тогда джаз-клубе), я получаю
удовольствие от звучания "живьем" только
уваровского вибрафона. Я рад, что он после
длительного перерыва, связанного с болезнью,
вновь вернулся на джазовую сцену и радует
джазфэнов прозрачными, таинственными звуками,
как может только он - Уваров. Игорь и сам пишет
музыку. Среди номеров концерта была его
прелестная вещь - "В ожидании прекрасного".
Ритм-группу составили два томских
музыканта: уже упомянутый Асхат Сайфуллин
(контрабас) и Евгений Миронов (рояль). На
барабанах - новосибирец Владимир Кирпичев. Эта
тройка джазменов составляет основу томского
ансамбля "Hot Siberian Jazz". Название, конечно, с
небольшой тенденцией, но они уже побывали на
родине джаза, записали неплохой CD, и у них, я
думаю, есть светлое будущее.
А писать о главном госте... не хватает
слов (их сказано немало на страницах "Джаза в
России" или минского "Jazz-Квадрата").
Просто очередное потрясение нашей не очень
искушенной и нечасто одариваемой такими
выступлениями, но очень гостеприимной публики.
Бутман бросал собравшихся то в жар, то в холод. Ну,
к холоду-то мы привыкли, а вот от жаркой игры
Игоря публика просто бесновалась, и храм
Мельпомены будто слегка пошатывался. Для
разогрева музыканты поведали о том, "как
высоко луна". Затем - нежная уваровская "В
ожидании прекрасного", после нее обрушился
"Блюз усталого мужчины", где Бутман просто
вынимал душу у слушателей и делал с нею, что
хотел. И вдруг настроение сменилось его
"Ностальгией", которую зал принял, затаив
дыхание, настолько она была красива и отвечала
чувству, помянутому в названии.
Первое отделение закончилось
утверждением Эллингтона, что "без свинга нет
джаза". Публика опять разогрелась и ушла к
буфетным стойкам обмениваться впечатлениями.
Вторая часть концерта почти целиком была отдана
музыке, которая пришла в джаз в начале 50-годов из
Латинской Америки. Звуки босса-новы сотрясали
стены зала и тела слушателей. Здесь Бутман
выложил весь арсенал искусства владения своим
инструментом. Играл длинные пассажи в качестве
зачина к очередному номеру один, без
сопровождения (что-то от Кешавана Маслака,
который в одиночку может провести целый концерт,
держа слушателей "в кайфе"). Затем вступали
остальные музыканты. Но: вот здесь не всегда
ощущалась единство и слитность на сцене. Нашей
ритм-группе нелегко было поспеть за напором
звуков, извергаемых из раструба саксофона.
Маэстро часто оглядывался, ища надежную
ритмическую опору себе, и показывал глазами,
жестами, что если уж согласились играть со
звездой, то держите, мол, уровень! Видно, не зря
Бутман все же предпочитает в гастрольных
поездках иметь более надежную ритм-секцию из-за
океана и, чаще, людей с темной кожей. Но те ребята
стоят немалых денег.
Конечно, по окончании концерта просто
так музыкантов не отпустили со сцены, и Бутман
"на бис" вместе с сибирскими друзьями
окончательно раздавил лавиной звуков всех
находящихся в зале.
Так что спасибо двум Игорям за эти
минуты счастья в наше малопонятное и холодное
время. Что до меня, то я бы получил, может быть,
большее удовольствие, если бы на сцене были
только два Игоря, да не обидятся мои томские
друзья.
Валерий Рыбаков,
Томск.
|