16 марта 2000 года гению азербайджанского джаза Вагифу Мустафа-заде исполнилось бы 60 лет, но 16 декабря 1999 года мы отметили печальную дату - ровно 20 лет со дня его смерти.
Сегодня в мире нет ни одного уголка, где не знали бы азербайджанскую фамилию Мустафа-заде. Сначала "вне республики" зазвучало имя самого Вагифа Мустафа-заде, а потом его дочерей - Лалы и Азизы.
В 40-ые годы вся азербайджанская интеллигенция знала и почитала мать Вагифа Мустафа-заде Зивер ханум Алиеву - первую азербайджанскую женщину-мугаматистку, ученицу Узеирбека Гаджибекова.
Она сыграла огромную роль в творческом воспитании сына. Вагиф учился в той же музыкальной школе, где преподавала его мать, а еще с пеленок он слышал в доме мугам. Поэтому неслучайно, что впервые за фортепьяно он сел в три года, и... инструмент увлек мальчика настолько, что его часами нельзя было оторвать от клавиш. Имея абсолютный слух, Вагиф легко подбирал знакомые песни.
В этом же возрасте он вдруг прочитал наизусть только что услышанный фрагмент поэмы Самеда Вургуна. Вообще Вагиф с детства удивлял родителей необычайной слуховой памятью - мог наизусть и ни разу не ошибившись прочитать сложные стихи.
Немалую роль в творческой судьбе В.Мустафа-заде сыграл и его учитель музыки - пианист Г.Шароев. Все, казалось, шло по накатанной: сначала музыкальная школа, затем музучилище им. А.Зейналлы. Но потребовалось совсем немного времени, чтобы определить - призвание Вагифа не классическая музыка, прививаемая учителем, не мугам, любовь к которому он унаследовал от матери. Джаз стал истинной его страстью. Вагиф синтезировал свой, совершенно новый стиль - джаз-мугам.
Мать
Зивер Алиева происходила из семьи известного в Азербайджане нефтепромышленника А.Алиева. Она с детства воспитывалась гувернантками-немками. После прихода советской власти ее отец потерял все свое состояние и, чтобы дети его могли получить высшее образование, поступил чернорабочим в Бакинское морское пароходство. Ведь тогда в вузы принимали только детей рабочих.
В консерватории Зивер ханум стала одной из первых учениц Узеирбека Гаджибекова. Зивер Алиева была очень предана своему делу, она проработала в музыкальной школе почти всю свою жизнь, вела частные занятия с учениками. По сей день можно встретить многих ее учеников, сохранивших в душе чувство благодарности к ней. Она была практически первой женщиной-педагогом, обучающей детей мугаму, восточным ладам.
Зивер ханум безумно любила своего единственного сына. Даже когда он работал в Тбилиси, в Москве, она часто приезжала из Баку на поезде с кастрюлями плова и долмы, чтобы вкусно накормить любимого сына. Она всегда опекала Вагифа.
Потеряв сына, Зивер ханум смогла остаться сильной и мужественной. Именно она сыграла основную роль в создании квартиры-музея Вагифа Мустафа-заде в Ичери шехер, хотя это стоило ей немалого труда.
Письма
Работая над этой статьей, я обратилась к двоюродной сестре В.Мустафа-заде Афаг ханум Алиевой, возглавляющей ныне его музей, с просьбой разрешить опубликовать письма маэстро, если таковые имеются. Оказалось, писал он крайне редко. Наряду со множеством поздравительных открыток, адресованных внучками Лалой и Азизой Мустафа-заде с самых разных концов света любимой бабушке - Зивер ханум, в музее сохранилось только два письма Вагифа. Оба они написаны матери - горячо любимой и любящей. Из этих писем явствует, что и в студенческие годы, и будучи уже взрослым и женатым, Вагиф нуждался в нежной опеке, совете и помощи матери. В чем она ему никогда не отказывала. Между первым и вторым письмами прошло 10 лет.
"Здравствуй, дорогая мамочка. Как самочувствие? Деньги получил в тот же день. Очень доволен. Спасибо, мамочка! Скучаю по тебе, часто вспоминаю. Чувствую себя отлично. Аппетит колоссальный. Правда, я не могу есть все, что мне хочется, но ем очень много, как раньше. Все уже позади. Мамочка, обязательно приезжай. Пиши к Макееву, так лучше.
Я дал 15 рублей хозяйке, мне осталось 25 рублей. Ну это на 5 дней, а остальные 10 дней? Ничего, мамочка, вышли мне еще 40, и мне, в день по 4 рубля, на 10 дней хватит, я буду экономить. Позвоню тебе 2 ноября ночью, и ты мне скажешь, когда приезжаешь. Целую от души! Твой Вагиф". Октябрь 1965 года, Москва.
Десять лет спустя, в июле 1975-го, уже будучи женатым на Эльзе, он напишет с курорта, где отдыхал тогда вместе с женой и Азизой, еще одно письмо, которое подпишет незатейливо - "Муст.".
"Здравствуй, мамочка! Знаем, что чувствуешь себя отлично. Наверное, опять помолодела. Каждый день вспоминаем тебя: я, Эльза и наша всеми любимая Азиза ханум. Живем напротив речки, купаемся, отдыхаем и почти каждый день кушаем цыплят, пьем чистое коровье молоко, короче говоря, отдых и отличное питание. Только что мы приехали из деревни. Были у Этери. Увидели письмо, и тут же пишу ответ. Денег, конечно, нет, но нам дадут, и мы, как приедем, должны будем выслать. Принимают нас очень хорошо. Все мы поправились. Несмотря на то, что у Этери случилось несчастье, они нас все равно отлично приняли. Также отдыхаем здорово у Тети.
Азизочка очень скучает по тебе и говорит: "Бабулю хочу!". Мы все скучаем по тебе. Если сможешь, привези манную смесь 3 штуки, а то у нас нет. Все целуем тебя. До скорой встречи!"
Доска почета
В одно время близкие советовали ему забыть о джазе и готовиться к поступлению в консерваторию. Вагиф последовал этому совету в 1964 году, а год спустя бросил все и уехал работать музыкальным руководителем в ансамбле "Орэро" (Тбилиси). За короткий срок, отведенный ему судьбой, Вагиф Мустафа-заде создал немало интересных и совершенно разных ансамблей. Первым его самостоятельным "детищем" стало джаз-трио "Кавказ" при Госфилармонии Грузии (его Вагиф создал, еще будучи в "Орэро"), несколько позже, уже в Баку, появились ВИА "Лейли" (1970 г.) и "Севиль" (1971 г., на базе Гостелерадио).
Вагиф Мустафа-заде - лауреат фестивалей "Таллин-66", "Таллин-67" и, наконец, азербайджанского "Джаз-69", принесшего ему первое "официальное" признание в Азербайджане и... первый инфаркт.
Вагиф вернулся в Баку в 1968-69 годах, после того, как его услышал в Тбилиси известный композитор Рауф Гаджиев. После "Джаз-69" его ждала работа в Государственном эстрадном оркестре Азербайджана.
В 1977 году Вагиф становится лауреатом Всесоюзного джазового фестиваля в Донецке. В тот же год при Азгосфилармонии он создает новый ансамбль - "Мугам".
Джазовый фестиваль "Тбилиси-78" принес ему звание лучшего пианиста. Здесь же состоялся дебютный выход на сцену восьмилетней Азизы Мустафа-заде, сразу ставшей лауреатом фестиваля. Снова бакинцы услышат Азизу только пять лет спустя, на фестивале "Джаз-83", посвященном памяти ее отца...
Приняв участие на закрытом Международном конкурсе джазовой композиции в Монако (1979 год), Вагиф завоевывает I премию и приз - белый рояль. Идея доставить рояль в Баку из Монако в советские времена была малоперспективной, поэтому приз возместили деньгами. Но уже не Вагифу. Он так и не успел узнать об этой своей большой международной победе. Очередная гастроль Вагифа - концерт в Ташкенте с джаз-ансамблем "Мугам" - оказалась последней в его жизни...
16 декабря 1979 года (ровно через три месяца - 16 марта - Вагифу исполнилось бы 40 лет) он вдруг почувствовал себя плохо прямо на сцене, во время выступления, и все же отыграл концерт до конца. А после "скорая" увезла его в больницу, и Вагифа Мустафа-заде не стало. Как выяснилось позже, в самом начале второго отделения Вагиф перенес второй инфаркт.
Парижанка Лала
Лала - дочь Вагифа Мустафа-заде от первого брака. Когда Лала была еще совсем маленькой, родители развелись. Девочка жила вдалеке от отца, но (великая вещь - гены!) унаследовала от него не только фамилию, но и талант. Правда, Лала Мустафа-заде выбрала для себя несколько иное, чем ее отец, направление - классическую музыку.
В 1990-1991 годах двоюродная сестра ее отца Афа Алиева помогла девочке поехать на Международный конкурс пианистов во Францию - оказала и, как сейчас говорят, спонсорскую поддержку, и помощь в сборе документов. Уже в аэропорту Лала сказала своей двоюродной тете, провожавшей ее в Апеналь: "Большое спасибо за все, что Вы мне сделали, Афа! Я Вам обещаю, что возьму первое место, вернусь с победой".
Тогда Афу ханум удивила смелость девушки. Но по завершении конкурса Лала позвонила и сообщила, что действительно взяла Гран-при.
Сейчас Лала Мустафа-заде преподает в Парижской консерватории.
Королева джаза Азиза
Возможно, в том, что именно Азиза продолжила джазовый путь отца, сыграло роль то, что Азиза, в отличие от Лалы, росла рядом с отцом. Азиза имела возможность близко наблюдать все, что происходило в жизни Вагифа Мустафа-заде. Это и определило ее выбор. И хотя, будучи студенткой Бакинской консерватории, она занималась классической музыкой, но приняла решение пойти по стопам отца.
Сейчас ее яркие уникальные композиции и стиль исполнения представляют собой смесь классики, джаза и азербайджанских народных мотивов. Aзизу Мустафа-заде знают не только как исполнителя, композитора, но и как певицу.
Отыграв в 1997 году концерт в "Куин Элизабет Холле", она удостоилась титула "Королевы джаза", который сохраняет за собой до сих пор.
Сейчас и квартира-музей В.Мустафа-заде, и Фонд его имени поддерживают связь с Азизой, чтобы пригласить ее на 60-летие отца.
Фонд Мустафа-заде
Зивер ханум Алиева, открывавшая и до конца дней своих возглавлявшая музей Вагифа, завещала продолжение дела своего сына в Азербайджане любимой племяннице Афе ханум Алиевой, которая в то время жила в Москве. Вспоминая об этом, Афа ханум рассказывает: "Она говорила мне: "Я знаю, что Азиза и Лала за границей, и здесь, в Азербайджане, некому продолжить дело Вагифа. Продолжи его ты". По инициативе Афы ханум при музее был открыт Культурно-благотворительный фонд им. Вагифа Мустафа-заде, учредителем которого стал один из талантливейших джазовых музыкантов и композиторов республики Джамиль Амиров (сын маэстро Фикрета Амирова). За время действия Фонда сделано немало: вышел диск В.Мустафа-заде, отреставрирована половина его квартиры-музея, на начальном этапе оказывалась помощь джазовым музыкантам. Фонд помогает искусству Азербайджана, вспоминает корифеев музыкального искусства, отмечает их памятные дни. Сейчас Фонд ведет подготовку к юбилею - 60-летию Вагифа Мустафа-заде.
Одного имени этого музыканта достаточно, чтобы поднять на ноги залы, уже не говоря о том, что музыка, сочиненная им, оказывает на слушателей просто магическое воздействие.
Вагиф Мустафа-заде... Его жизнь оказалась намного короче жизни многих и многих его сверстников, коллег, но творческое наследие маэстро бессмертно.
Айнур Мустафаева
Журнал "Наше время", Баку, №4 - декабрь 1999 г.
|