Николай Левиновский - известный
джазовый музыкант, композитор, аранжировщик.
Родился в 1944 г. в Саратове, там же окончил
консерваторию. Джазом занимается с 16 лет. С 1969
года жил в Москве, работал пианистом,
аранжировщиком, дирижером различных джазовых
оркестров. В 1978 году организовал джаз-ансамбль
"Аллегро", который в короткий срок приобрел
широкую известность, став одним из лучших
джазовых ансамблей бывшего Союза. Выступал во
многих странах мира, выпустил шесть
компакт-дисков, опубликовал более 100 сочинений. С
1990 года живет в США, преподает, работает в
театрах, сочиняет музыку, по-прежнему с успехом
выступая как джазовый музыкант. Джаз
обладает уникальным качеством - способностью
звучать на самых разных социально-общественных
уровнях. Нью-йоркские джазовые будни служат
этому прекрасной иллюстрацией.
Концертно-помпезный джаз звучит время от времени
в Карнеги-холле и Линкольн-центре. Иногда такие
концерты становятся событием, как, например,
недавнее выступление прославленного пианиста
Кита Джаррета и его партнеров - басиста Гери
Пикока и ударника Жака де Джонета, прошедшее в
переполненном Карнеги-холле. Артисты мирового
масштаба, они парят в заоблачных высях
импровизационной свободы, когда любая, даже
самая смелая и невероятная находка тут же
находит отклик и поддержку чутких партнеров.
Спустимся с заоблачных высей и окажемся в одном
из известных джаз-клубов, скажем, "Блю Ноут",
где известные, порой знаменитые джазмены имеют
недельный ангажемент. Вот лишь несколько из них.
Знаменитый "Модерн Джаз Квартет" являет
собой редкий пример почти полувекового
творческого содружества и верности однажды
избранному стилю Я слышал их в 1982 году на
крупнейшем джаз-фестивале в Финляндии. Ничего не
изменилось с тех пор, разве что к ветеранам -
пианисту Джону Льюису, вибрафонисту Милту
Джексону и басисту Перси Хиту добавился
"молодой" ударник Алберт Хит, заменивший
умершего Конни Кея. Ансамбль звучит так же
стабильно и сосредоточенно серьезно.
Выступление аргентинской звезды - саксофониста
Гато Барбиери оставило двойственное
впечатление. Терпкий, южный, ностальгический
романтизм, уносящий к далеким временам
"аргентинского танго", горячая карибская
ритмика, страстный, чуть хрипловатый звук
саксофона - все прекрасно, но в какой-то момент
всего этого становится слишком много, и
выступление приобретает откровенно
коммерческий характер, чуть ли не ресторанного
пошиба.
Оркестр Дюка Эллингтона, возглавляемый ныне его
сыном Мерсером, к сожалению, не оправдывает имени
своего великого основателя, хотя в нем и работают
весьма интересные музыканты. Того
захватывающего дух творческого полета, когда
каждая нота, каждая фраза, каждый новый тембр
являлись откровением, когда каждый мазок
гениальной кисти казался волшебством - того уже
нет. Мне, слышавшему живого Дюка Эллингтона в 1971
году в Москве, пришлось с разочарованием в этом
убедиться. Особенный протест вызвало исполнение
"Sophisticated Lady" - одной из красивейших баллад
Эллингтона - в разухабисто-эстрадной манере.
Казалось, что Мерсеру Эллингтону ничего не
известно о творчестве отца.
Но какой радостью было выступление квартета
пианиста Чика Кориа. К этому артисту, признаюсь, у
меня особое отношение, начиная с первых
ошеломляющих впечатлений от его ранних записей и
кончая встречей в Москве в 1982 году, где Чик
блистательно выступил в дуэте с вибрафонистом
Гери Бертоном Спустя годы Чик Кориа все так же
обаятелен, артистичен и, что больше всего
поражает, - нов. В цикле композиций, недавно
написанных Чиком для квартета, велика роль
солирующего фортепиано, которое трактуется
порой в чисто сонористическом ключе -
таинственные удары по струнам, эффекты педали - и
вдруг вырывается из этого "тумана" на
простор великолепного свинга Пианист Кориа -
мастер своего дела. Под стать ему и партнеры -
блестящий саксофонист Боб Берг, невероятный
виртуоз-басист Джон Патитуччи и - новое
приобретение - эффектный ударник Гэри Новак. Этот
коллектив полностью оправдывает ту подчас
фантастическую цену, которую назначают
владельцы "Блю Ноут" за вход в их заведение.
Ну, "Блю Ноут", положим, все еще
"звездный" уровень, а что происходит ниже?
Выйдем на улицу, повернем налево, пройдем
пятьдесят шагов и окажемся у входа в клуб Visions
("Видения") Еще недавно этот клуб был, что
называется, сателлитом "Блю Ноут" Там и цены
были пониже, и артисты попроще, а главное, там
каждую неделю проходили джем-сейшнс, в которых
можно было участвовать любому музыканту. Эти
времена канули в прошлое. Клуб полностью поменял
политику, приобрел концертный "Стейнвей" и
резко поднял цены. Поднялась ли зарплата
музыкантов? Этого никто не знает.
В этом обновленном "Visions" я недавно слушал
квинтет трубача Эдди Хендерсона. Этот музыкант
мне всегда нравился, еще с времен его записей с
Херби Хенкоком. Хотя Эдди Хендерсон и не имеет
того шумного успеха, какой выпал на долю Уинтона
Марсалиса, и какой переживает сейчас молодой
трубач Рой Харгроу, его выступления всегда
проходят на достаточно высоком уровне. Вот и на
сей раз он представил вниманию аудитории серию
композиций, пронизанных бережным отношением к
звучанию, немногословием, сдержанностью. Эдди
Хендерсон - умелый лидер. Он хорошо чувствует
соотношение пространства и времени, интересно
выстраивает архитектонику композиций, избегает
внешних эффектов. Члены квинтета - пианист Кевин
Хейс, вибрафонист Джо Локк, басист Джордж Мраз и
ударник Билл Харт - четко следуют концепции
лидера. Труппа звучит изысканно. Это и есть
настоящий, без "звездной пыли", нью-йоркский
джаз.
Если мы продолжим спускаться по ступенькам, то
окажемся в невзрачных, обшарпанных
ресторанчиках Ист-Вилледжа, где посетителям
подают пиво и "пасту"-лапшу с подливкой, и
где музыкантам платят столь символическую плату,
что они вынуждены просить публику поддержать их -
кто сколько может. Тем не менее и в таких
заведениях иногда звучит отличный джаз в
исполнении молодых энтузиастов, чей энтузиазм в
немалой мере вызван урчанием в желудке.
Но и эта ступень не последняя. Сделаем еще шаг
вниз и окажемся под землей - в сабвее. Это, как
говорится, последнее прибежище. Но и здесь,
оказывается, идет джазовая жизнь Преимущество
сабвейного "ангажемента" в том, что никто
его у музыканта не отнимет, разве что
полицейский. Вот и облюбовали десятки безвестных
одиночек лабиринт нью-йоркской подземки. Иногда
можно набежать на приличного саксофониста или
темпераментного гитариста-певца. Интересно,
мечтают ли они о сцене Карнеги-холла?
Невозможно в одной заметке затронуть все
проблемы и впечатления, относящиеся к жизни
нью-йоркского, и не только нью-йоркского, джаза. А
впечатлений, равно как и проблем, множество.
Каковы общие тенденции джазовой музыки нашего
времени? Как действует в джазе такое понятие, как
"маркет"? Кто есть кто в современном джазе?
Наконец, как себя чувствуют в Америке русские
джазмены?
Эти и многие другие вопросы мы постараемся
затронуть в следующих выпусках нашей рубрики А
пока будем считать эти заметки началом
путешествия в веселую, грустную, забавную и
счастливую страну джаза.
Николай
Левиновский, 1996
Первая публикация - "Новое русское слово",
Нью-Йорк
|