Мы беседуем с
саксофонистом Давидом Санчесом в одном из
автофургонов, в которых оборудованы
артистические комнаты для участников фестиваля
Лайонела Хэмптона в Москоу, Айдахо. Автофургоны
установлены на поле крытого стадиона, где
проходит фестиваль, позади огромной разборной
сцены. По ту сторону сцены - трибуны, на которых
собралось почти восемь тысяч зрителей. Идет
концерт, и по временам в салон фургона доносится
рев толпы, приветствующей выступающих на одной
сцене со звездами юных музыкантов - победителей
конкурсной части фестиваля. Давид только что
отыграл получасовый сет в дуэте с другим
выдающимся саксофонистом - россиянином Игорем
Бутманом. Настроение у пуэрториканского
музыканта отличное, он все время улыбается,
говорит быстро, глотая слова - хотя он и живет в
Нью-Йорке с двадцатилетнего возраста, в его
английском все еще чувствуется очень заметный
акцент, да и говорит он очень своеобразно,
пересыпая речь характерными жаргонизмами
уличного нью-йоркского языка (я попытался
отчасти передать особенности его речи в русском
переводе). - Привет, меня зовут Давид Санчес, я
вырос в Гуайнабо, Пуэрто-Рико, ты знаешь, потом я
переехал в Нью-Йорк. Я учился в Нью-Джерси в
университете Ратгерс, играл с такими людьми, как
Эдди Палмиери, Пакито д'Ривера, Клаудио (Родити -
ред.) еще в очень молодом возрасте - на латинской
сцене. Потом я поступил в оркестр Диззи Гиллеспи -
это было в 1991 году. Там я был до 93-го, ты знаешь. С
тех пор я играл с такими людьми, мне повезло с
ними играть, с такими, как Кенни Баррон, Рой Хэйнс,
Маккой Тайнер, Элвин Джонс... это классный опыт. Я
уже десять, на самом деле - одиннадцать лет в
Нью-Йорке живу, на самом-то деле.
Ты говоришь, что начинал на латинской сцене. Эта
музыкальная культура все еще оказывает на тебя
влияние?
- Определенно, определенно, конечно! Я ведь, ты
знаешь, начинал как перкуссионист. Я на конго
играл раньше, чем в школу пошел - и на пять лет
раньше, чем взял в руки дудку. И это оказало
большое влияние на множество вещей, которые я
сейчас делаю - в музыке, ты знаешь, в сочинении, в
моей игре, так что это очень сильное влияние до
сих пор оказывает.
Какую свою запись ты считаешь лучшей?
- Какую запись? Ты имеешь в виду, собственную
или с кем-то?
И то, и другое.
- Ну-у... Вот это я даже не знаю, потому что их так
много... С моими собственными, где я лидер, проще -
их всего четыре. Пятая еще только выйдет... в
августе. Или в июле, одно из двух. Что касается
моих собственных, то тут знаешь как - последний
всегда лучший. На последнем я играю в необычном
для себя стиле, у меня там секстет, есть моя
собственная музыка, все, в общем, на очень высоком
уровне. Я очень люблю предыдущую, "Обсесьон"
(Давид произносит название своего альбома 1998 г.
"Obsession" явно по-испански - ред.), которая в
прошлом году была номинирована на "Грэмми".
Она другая - в более классическом таком
латин-джазовом стиле, с джазовыми аранжировками,
я там сотрудничал с деревянными духовыми, со
струнным квартетом... А новый альбом, который
выйдет, он другой - я там иду ближе, понимаешь, к
джазу, и в то же время там много всяких сложных
ритмических вещей, сложных метров, полиритмов.
Там у меня одну вещь играет Бранфорд, Бранфорд
Марсалис, понимаешь.. Так что для меня эта запись
лучшая. И потом, я очень люблю массу своих записей
с кем-то. Вот например, альбом с Роем Хэйнсом -
"Praise", который полтора года назад мы
записали. Это великая запись, и есть еще одна
великая запись, она только что вышла, альбом
Кенни Баррона (он называется "Spirit Song") - там
на гитаре Рассел Малоун, и Эдди Хендерсон на
трубе, Билли Харт на барабанах, кто там еще был...
Руфус Рейд на басу, ты знаешь... вот это классная
запись получилась.
Расскажи поподробнее о том альбоме, который
должен выйти.
- Там, в основном, моя постоянная группа играет.
Я там почти всю музыку написал. Все вещи там очень
пуэрториканские и в то же время такие, понимаешь,
на джаз ориентированные. Это для меня очень
совершенная запись, я там хотел, чтобы были
слышны все краски, все ритмы... они так прямо в
лицо тебе летят... это получается джаз, но ты, в то
же время, сам себе говоришь: мужик, это же не
совсем джаз, что за дела? Я хотел добиться баланса
между этими двумя музыкальными мирами. Там масса
фольклорных дел, понимаешь .И в то же время там
слышно влияние Орнетта Коулмена, Колтрейна... и
джазового мэйнстрима... Все это сразу слышно,
одновременно...
Кто твои любимые саксофонисты?
- Не обязательно тенористы? Потому что я и
альтистов слушаю, и вообще...
Конечно - назови всех, кого хочешь.
- Ну, конечно, Чарли Паркер. Потом - Сонни
Роллинз, который - мой идол на тенор-саксофоне.
Декстер Гордон. Джон Колтрейн. Бен Уэбстер. Это
те, кто на меня оказали влияние - я имею в виду, на
мою игру. Это те, от которых я что-то брал,
понимаешь. Но, опять-таки, еще есть столько
таких...которые не так впрямую действовали,
понимаешь? Вот я могу назвать Коулмена Хокинса.
Потому что Коулмен Хокинс - тот источник, из
которого вышел Сонни Роллинз, а я учился у него.
Или вот, скажем, Клиффорд Джордан. Ты знаешь, он
великий саксофонист, просто люди про него не
говорят так много, как он того заслуживает. Да, но
главное влияние - это те, кого я перед этим назвал.
Что ты планируешь на
ближайшие месяцы? Много ли ты гастролируешь?
- Да, я был на гастролях перед тем, как сюда
приехал (интервью состоялось в конце февраля на
фестивале Лайонела Хэмптона - ред.) - я много играл
с моей группой. Теперь, после этого фестиваля, я
делаю с группой перерыв, буду работать в ансамбле
Кенни Баррона. Мы начинаем на Западном побережье,
проезжаем все побережье, потом едем на Восток -
всю дорогу играем музыку Кенни; потом я еду опять
со своими пирогами, только уже с чисто латинской
программой, на гастроли в Кюрасао и вообще по
латинским странам; потом - назад в Штаты, и в июне
я начинаю играть целую серию концертов на
канадских джазовых фестивалях, их там полно, и я
буду очень занят в июне... Потом в августе полно
концертов в Штатах, в сентябре я опять в Европу
еду... В общем, такие планы - играю все время.
Ну хорошо, это, так сказать, ближайшие планы... А
в дальнейшем? Есть у тебя какие-то цели, которых
тебе непременно хочется добиться?
- (Смеется) Конечно, есть! Ну, например, я очень
хочу как-то оживить свой опыт перкуссиониста. Это
ведь тоже я, тоже одна сторона меня как
творческого человека, понимаешь? Я хочу писать
много всякой музыки, у меня в голове есть всякие
экспериментальные штуки... Я хочу смешивать
музыку из Бразилии, Пуэрто-Рико, Кубы, заставлять
ее звучать универсально, понимаешь - как музыку
вселенной. Моя цель - не звучать прямолинейно, так
вот - бум! - чисто в одном стиле. Комбинировать, на
самом деле. Так, чтобы в музыке было слышно
немного влияния отсюда, немного влияния оттуда, а
все вместе чтобы было сугубо моим, понимаешь. И
чтобы в этом была интерактивность, интуиция - то,
что главным образом из джаза приходит. Это одна
цель. На самом деле другая цель в чем-то попроще -
продолжать записываться с людьми, перед которыми
я преклоняюсь, как вот Кенни Баррон. Я хочу, чтобы
у меня был как бы документ о сотрудничестве с
ними, в смысле - чтобы что-то оставалось, чтобы я
мог, слушая эти записи, изменять себя, свой подход
к музыке, совершенствоваться, а не просто думать -
вот, мол, это я играю с великим музыкантом!
(смеется).
Беседовал Кирилл Мошков
|