|
Аркадий Шилклопер. Сергей Старостин, Владимир Волков
-
"XIX98"
Boheme Music, 1999
* * * * * |
|
Я веду такой редкий предмет, как "рок-теория". После того, как была пройдена тема "рок-н-ролл", я задал студентам задание: "Ну вот, смотрите - рок-н-ролл произошел из дьявольского коктейля, когда Пресли смешал ритм-энд-блюз с кантри-энд-вестерн. Ну а что у нас, в России, надо смешать, чтобы получился русский рок-н-ролл? И есть ли такие образцы? Принесите на следующее занятие то, что вам удастся найти". И какого же было мое удивление, когда одна студентка принесла песню "Танюша" с альбома трио Шилклопер-Старостин-Волков, который называется "XIX 98".
Слушательницы коммерческих эстрадных курсов, круг музыкальных интересов которых не простирается дальше попсы, просто оцепенели от услышанного, насколько их потрясла композиция "Танюша". Песня как будто "ударила по позвоночнику", заставив нас вспомнить то, что было с нами в прошлой жизни, когда мы каким-то таинственным образом жили в своих предках. Но почему же был такой сильный эффект от джазовой обработки народной песни, ведь сейчас только ленивый не делает обработок русского фольклора? Почему же именно Шилклоперу с друзьями удалось достичь такого эффекта?
Но как обычно делают такие обработки? К народной песне подставляют джазовый или рок-аккомпанемент (бас, барабаны, клавиши), и получается фактура, которая нас сразу отсылает к звучанию звезд мировой эстрады (как говорил саксофонист Виталий Клейнот в таких случаях: "И на сцену вышли сорок негров").
Но ведь и правда, звук бас-гитары уже прочно ассоциируется в нашем сознании с такими именами, как Жако Пасториус, Джон Патитуччи и Стэнли Кларк. Как и барабаны прочно увязаны с именами таких барабанщиков, как Билли Кобхем, Стив Гэд и Дейв Вейкл.
Так вот, Аркадию "со товарищи" парадоксальным образом удалось разорвать эту ассоциативную связь. Изобретательности его нет предела, так он смастерил барабаны из альпийского рога, ударяя ладонью по мундштуку - при этом получается звук, напоминающий звучание индийских табла. То же с партией баса. Поскольку у альпийского рога немереный низ, он играет басовый рифф вместе с контрабасом! Больше того, контрабас часто играет аккордовые фигурации смычком, скорее выполняя гармоническую функцию струнной группы, как ее использует Моцарт в своих симфониях.
Вот так, все перевернув с ног на голову, когда сольный инструмент исполняет басовую функцию, а басовый - сольную, Шилклопер добился потрясающего результата. Освобожденная от чужого ассоциативного ряда русская песня, как бриллиант, заиграла всеми 111 гранями и обрела гипнотический, чудодейственный эффект.
Но не только фактура - сильная сторона трио. Большинство проектов "World Music", связанные с фольклорным материалом, страдают одной и той же болезнью: приделывают современную фактуру, и все. Раскрыть внутренний потенциал темы, сделать кульминацию не получается. И в результате после первого куплета слушатель теряет интерес.
И только музыканты, владеющие джазовым языком и композиторскими навыками, могут развить мелодический материал. Так трио с помощью уплотнения фактуры (когда начинают с одних ударных и постепенно добавляют бас, рифф духовых, второй голос и т. д.) создает постоянную интригу, удерживая слушательское внимание. Каждый куплет с помощью включения новых музыкальных средств поднимается на порядок.
Кроме того, сольные импровизации дают композиции инструментальный прорыв в новый ладовый мир, создавая ладовый объем Так в "Танюше" альпийский рог, натуральный строй которого заканчивается лидийским ладом, оттеняет натуральный минор, создавая драматическое столкновение ладов, что созвучно трагическому развитию сюжету песни.
Несомненно, диск не получился бы без вокала "Деда" - Сергея Старостина, его голоса, который как бы вобрал всю трагическую историю русского народа, его медитативно - созерцательную сущность. Этот звyк кaк бы создает антиномичный образ народа, живущего на огромных пространствах, восхищающимся ими и изнемогающего от необходимости охранять и обрабатывать эти бесконечные дали. Его интонация, пронзенная болью, в отличие от блюза, не занижена, скорее чуть завышена, что создает парадоксальный эффект пушкинской "светлой печали", которая не грузит и не вводит в депрессию, несмотря на трагичность содержания большинства песен. И, конечно, велик его вклад как духовика - партии кларнета и пан-флейты, создающие архаичный, космический эффект в песне "Вдоль по морю", когда на мультитреках накладывается звучание нескольких флейт. Запомнилось также этническое соло в композиции "Возрадуй" под аккомпанемент, как мне показалось сначала, болгарских барабанов - а в действительности под удары ног об пол. Такое вот "вытаптывание земли" по Стравинскому. Симпатичны и композиции, под которыми стоит подпись S. Starostin.
Но особенно порадовал контрабас Волкова. Многие думали, что он так и сгинет во фриджазовых мирах, заблудившись в этих лабиринтах хаоса. Но в этом проекте он всех удивил владением конструктивным мелодическим материалом (мелодическим, риффовым). Кроме специфических фриджазовых приемов, таких, как игра древком смычка за подставкой в композиции "Пока молод был", он показал мастерское владение риффовой фактурой из арсенала фанк-баса. Кроме того, запомнилось его соло в первой композиции "За нашей деревней", где Волков показал незаурядное мелодическое чутье и хорошую фразировку. Ну и, конечно, это то, что крайне редко можно встретить у нас: кроме мугамического, ориентального мышления, характерного для первой композиции, Волков демонстрирует мощную энергетику и риффовую накачку в "Танюше". Видно, развод с Гайворонским позволил раскрыть конструктивные грани его таланта, связанные с идиомами "World Music". (Скорее, работа в нидерландско-африканско-индийско-тувинско-русском world-проекте "Вершки-да-Корешки" - ред.).
То же самое, впрочем, можно сказать и об Аркадии, который всегда был в тени Михаила Альперина. И, казалось, он будет всю жизнь играть лидийскую, молдавскую гамму, но эта альперинская печать лидийского лада осталась лишь в композиции "Хоровод", построенная на болгарских переменных ритмах и ладах, которые близки и молдавской музыке. Я вспоминаю, как один педагог-барабанщик учил своего ученика играть рисунок по тарелке (тайминг), сравнивая его с игрой легато на духовых: чтобы был единый поток, и вот Аркадий сделал наоборот: духовой инструмент, тянущий длинную ноту на цепном дыхании, превратился в "квакающий" тайминг с помощью электронной примочки (композиция "Пока молод был"). Или применение Шилклопером такого экзотического инструмента, как "диджериду" - деревянный рог, для которого берется выеденная термитами кусок ствола австралийского дерева ("Вдоль по морю"). Запомнилась композиция Аркадия "Возрадуйся", в которой передается радость Рождества и в котором он продемонстрировал, как всегда, филигранную технику в соло. А так можно всех отечественных любителей (хотел сказать "джаза", но лично мне ближе термин Дмитрия Ухова "новая ритмическая музыка") с тем, что на джазовом небосклоне родилась новая джазовая звезда под именем Аркадий Шилклопер. (Полно, г-н Степурко, разве Вы не слушали других сольных проектов Аркадия последних трех лет? "XIX 98" - альбом выдающийся, но вовсе не первый сильный альбом с участием Шилклопера. - ред. )
Ну, в качестве пожелания, в будущем, хотелось бы услышать не только медитативный пласт фольклора, но и тот пласт, который связан с экстатическим, энергетическим музыкальным образом. Хотя наверно это скорее зависит от характера самих участников трио.
Надеюсь моя статья привлечет внимание к этому диску, который, по моему мнению, вместе с альперинской "Молитвой" должен войти в золотой фонд отечественной джазовой музыки. Можно поздравить компанию "Boheme" с удачным проектом, который свидетельствует об идеальном вкусе продюсеров.
Композитор Олег Степурко
|
|
На
первую страницу номера |
|