|
John Abercrombie -
"Open Land",
ECM, 1999
9 tks, 65:02
* * * * * |
|
Строгая (но не настолько
стилизованная, как у других ECM-овских релизов)
обложка этого альбома представляет собой
документальную черно-белую фотографию -
запотевшее зимнее окно московского троллейбуса,
сквозь которое выглядывает девочка в клетчатой
шубке с капюшончиком. Для российского поклонника
гитариста Джона Аберкромби - раздолье угадывать,
как именно связано появление этой фотографии на
обложке с приездами Аберкромби в Москву в 1997-98 гг.
Впрочем, вероятнее всего, что никак. Во всяком
случае, сам альбом никакого особенного отношения
к своей обложке не имеет - ну разве что кроме
характерно "черно-белой" И-Си-Эмовской
звуковой эстетики (записано в одной из
акустически лучших студий Нью-Йорка - Avatar
звукоинженером Джеймсом Фарбером в сентябре 1998
г.; продюсер, естественно, Манфред Айхер).
В музыкальном плане альбом превосходит многие
иные работы Аберкромби - это своего рода
квинтэссенция его музыкальных идей последних
лет, да и не только последних. Так сказать,
дистиллированный Аберкромби, возогнанный до
летучих фракций. Тем интереснее эта работа, что
наряду с задумчивой, холодновато-страстной
гитарой Джона в альбоме есть еще три голоса,
каждый по-своему уникальный: скрипка Марка
Фелдмана, труба и флюгельгорн Кенни Уилера и
тенор-саксофон Джо Ловано. Хотя восемь из девяти
треков - авторские темы Аберкромби (а девятая -
свободная импровизация всех шести участников
записи, включая ритм-секцию, состоящую из
органиста Дэна Уолла и постоянного участника
проектов Джона, барабанщика Адама Нуссбаума),
индивидуальный вклад вышеназванный солистов
очень велик.
Хотя продюсер Айхер явно сдерживал, по своему
обыкновению, страсти музыкантов, в альбоме есть
несколько по-настоящему драматических моментов,
и все они связаны со скрипкой Фелдмана. Скрипка
поет-поет, разговаривает-разговаривает и вдруг
разражается таким воплем - то ли гневным, то ли
нетерпеливым, что у привычного к исиэмовской
благодати слушателя может ненароком и родимчик
случиться. Не то Уилер: он мудр, немногословен и
эстетически совершенен. Ну, а Ловано на альбоме
звучит хотя и немного, но очень по-ловановски, то
есть технически совершенно и эмоционально
сдержанно.
Что же до самого Аберкромби, то роль его в первую
очередь композиторская. Его мышление как лидера,
как автора концепции, как основного связующего
музыкального пласта в альбоме - едва ли не важнее,
чем его изысканные, бесконечно индивидуальные
соло. Наверное, не будет преувеличением назвать
этот альбом одной из, скажем, пяти самых
интересных работ Аберкромби вообще и одной из
двух лучших (если не лучшей) в 90-е. Не потому, что
она принципиально сильнее других его работ или
радикально от них отличается: просто все идеи,
все тенденции, которые гитарист развивал на
протяжении долгих лет, выражены именно в этом
альбоме в наиболее концентрированной, очищенной
форме.
|
|
|
|
Paul Bollenback -
"Soul Grooves",
Challenge Records, 1999
10 tks, 56:31
* * * * 1/2 |
|
Хотя российскому слушателю
благодаря трехлетней давности гастролям с
контрабасистом Виктором Двоскиным хорошо знаком
гитарист Пол Болленбэк, в США он не так известен,
как многие другие мастера джазовой гитары. Это
потому, что живет он в Вашингтоне, а для джазовой
карьеры в США это не очень полезно - большая часть
известных музыкантов живет в Нью-Йорке. Но, так
или иначе, специалисты оценивают его как одного
из наиболее интересных джазовых гитаристов из
числа тех, что играют на классической
"джазовой" электрогитаре формы "arch top"
(то есть полуакустической) сухим, неискаженным
звуком. Причем это не означает, что играет он
старомодную музыку в манере 50-60-х гг. Ничуть:
новый альбом Пола наполнен новомодным
фанк-блюзовым "грувом" (что вынесено и в
название альбома). Конечно, это не так остро, как,
скажем, Medeski Martin and Wood, но по-своему очень
интересно и необычно - стилистическая основа
соул-фанка начала 70-х обогащается всей мощью
ритмических решений 90-х. Тем более что
ритм-секция у Пола - один из сильнейших мастеров
органного джазового грува Джои ДеФранческо и
один из самых мощных и по-хорошему модных черных
барабанщиков Джефф "Тэйн" Уоттс. Но
ритм-секция - не единственный плюс. Аранжировки
Пола, сложные, разнообразные, выразительные -
тоже совсем недурны! Болленбэк вовсе не держится
за свой звук, когда надо - в балладе, например - он
берет в руки акустический инструмент и звучит на
нем весьма убедительно. Кроме того, он изощренно
использует краски духовых инструментов (все
духовики вашингтонские и поэтому малоизвестные).
В Вашингтоне же живет и мастер игры на табла
Бадал Рой, которого Болленбэк пригласил
дополнить своим экзотическим инструментом
ритм-секцию на альбоме (кстати, Пол в свою очередь
играет в индо-джазовом проекте Бадал Роя).
Интересен выбор материала: ни одного джазового
стандарта, сплошной соул, темы песен из
репертуара Стиви Уондера, Марвина Гэя, The Temptations,
Дайаны Росс - вот выбор Болленбэка, плюс
несколько его интересных авторских композиций
(особенно выделю посвященный Джои Де Франческо
"Блюз для Дж.Д." и балладу "Прекрасный
сад" - ту самую, на нейлоновых струнах).
Вряд ли эта работа высоко поднимется в джазовых
чартах, но я рекомендую ее в высшей степени -
во-первых, она достойно представляет одну из
интереснейших тенденций современного джаза, а
во-вторых - просто мастерски сыграна.
Константин Волков
|
|
На
первую страницу номера |
|