В марте 1999 года
отмечалось 150-летие первого издания "Калевалы"
- книги, благодаря блестящему переводу занявшему
достойное место и в русской культуре. Однако мало
кто знает, что у "Калевалы" было и
продолжение: тот же составитель издал второй том
- сборник песенного фольклора "Кантелетар".
В столице России юбилей был отмечен вполне
академично - выставкой редких изданий в
Государственном историческом музее, но
выступить на вернисаже Посольство Финляндии в
Москве пригласило....джазовый квинтет
саксофониста и композитора Пекки Тойванена с
собственными интерпретациями народных песен из
"Кантелетара". Потом квинтет повторил свою
программу на соответствующем приеме в
Посольстве Финляндии, куда были приглашены и
наши именитые джазисты. Тогда и было уговорено,
что в декабре, по дороге в Новосибирск на Третий
Рождественский фестиваль искусств, финский
саксофонист выступит с "Арсеналом" Алексея
Козлова. 8 декабря, как и было запланировано,
выступление состоялось -причем в дополнение к
регулярной программе клуба "Форте".
Творческая биография Пекки Тойванена - если это
не прозвучит обидно, показательна для джазовой
жизни наших соседей. Учиться музыке (фортепиано и
кларнет) начал в школе (в Финляндии начальное
музыкальное образование - обязательно, не то, что
наше "пение"), payed his dues в биг-бэндах местного
значения и поступил на джазовое отделение
Академии имени Сибелиуса (только что открытое - в
1983 году). Побеждал -как и положено - на джазовых
конкурсах, на родине и за рубежом (в бывшей
Чехословакии). В 1989 - выпустил первый компакт-диск
Stick Around. С начала 90-х постепенно стал незаменимым
специалистом по балладам с солирующим тенор-саксофоном
в ведущих финских биг-бэндах (Espoo, UMO и ретро-группе
Oiling Boiling). Однако в 1994 году выпустил второй альбом
"She didn't like the wallpaper" в духе виртуозного
необопа с самым многообещающим молодежным
коллективом Финляндии Trio Toykeat. В настоящее время
продолжает сотрудничество с биг-бэндами в
качестве композитора и аранжировщика музыки
концертных жанров. Проект Kantelettaren Parhaat только что
вышел на CD (Ornament 48147).
"Арсенал" Алексея Козлова выступал в своем
теперешнем клубном составе (Евгений Шариков - бас-гитара,
Дмитрий Илугдин - клавишные и Юрий Семенов -
ударные). В качестве гостя - кроме Пекки Тойванена
- впервые с "Ареналом" выступал Сергей
Мардаян (индийские барабаны табла). Хотя Алексей
Козлов и обещал, что индийская перкуссия теперь
будет в "Арсенале" постоянно, в течение
всего вечера Мардаян практически ничего не делал
- в джазовых стандартах его не было слышно вовсе,
и лишь в двух -ориентальных - вещах ("Hand In Hand"
из репертуара группы "Орегон" и "Корнях
лотоса" Джона Маклохлина) он сыграл более или
менее стильные соло. В салонном же репертуаре "Арсенала"
(вроде несложной обработки "Паваны на смерть
Инфанты" Мориса Равеля) его по-восточному
витиеватые украшения были откровенно
неуместными. Однако это чуть ли не единственное
замечание в отношении всего концерта в целом.
Совместное выступление Пекки Тойванена и "Арсенала"
- это тот, увы, редкий случай, когда сумма
определенно значительно больше слагаемых по
отдельности. За пару часов репетиции, по словам
Козлова, музыкантам удалось подготовить даже
больше того, что было показано на концерте. Слово
это, кстати, вполне уместно по отношению к
клубному вечеру в "Форте" - почти полный зал (в
том числе и соотечественники Тойванена во главе
с г-жой Ханнеле Малмс, занимающейся в Посольстве
Финляндии прессой и культурой) и не порывался
танцевать, не звенел посудой и даже...не курил (на
что обратил особое внимание наш финский гость).
Если пользоваться спортивной терминологией (к
чему , между прочим, обязывает название ансамбля
Козлова - если кто не знает. так маэстро даже одно
время в 70-е выходил с шарфом одноименной
английской футбольной команды), то чуть ли не
впервые в нашей джазовой истории игрок
европейского класса играл _за московскую команду
_- в том смысле, что финский легионер полностью
вписался в российский коллектив. Несмотря на то,
что его стилистическая ориентация гораздо
традиционнее, а собственный музыкальный язык
значительно строже, чем опыты Козлова. Даже
вокальная сюита на народные темы из сборника "Кантелетар"
- это типичный необоп (или точнее - cool),
национального в нем (кроме текстов на финском
языке) ровно столько, сколько могло быть у Сонни
Стита или Модерн-джаз-квартета в 50-е годы. То, что
стандартам - и Work song (та, что Нэта Эддерли; Алексей
Козлов играл ее еще до того, как Пекка Тойванен
родился), и юбилейному I Got It Bad Дюка Эллингтона
участие финского нападающего придало
международный класс и чисто джазовый loose - это
понятно (небольшие заминки ощущались только в chase
"по четыре"). Между прочим, был сыгран и
нестандартный стандарт - "A Time & A Place" Теда
Хита. Хотя, конечно, клубная публика на подобные
изыски внимания не обращает, для джазфэнов
именно это и представляет интерес.
Финский тенор-саксофонист - кроме того -
оперативно освоил контекст не таких уж
стандартных гармонических построений самого
маэстро Козлова ("Сильвер блюз" - а как же!) и -
самое главное - стилистически безупречно
выступил во всех модально-фанковых композициях,
показав, что знает не только Колтрейна, но и Яна
Гарбарека.
И соотечественникам Пеккка Тойванена успел
сделать приятное - подготовил с пианистом
Дмитрием Илугдиным финскую народную песню -
видимо, популярную, так как финны охотно
подпевали.
На бис были сыграны...Jeepers Creepers. Если судить по
весенней конференции в Союзе Композиторов,
которая была посвящена 100-летию Дюка Эллингтона,
маэстро Козлов и впрямь интересуется ранним
свингом. Что еще раз доказывает, как точно он
чувствует дух времени, чтобы не сказать -
настроения масс. Еще один шаг - и он присоединится
к new swing'у. И его имя вновь с замиранием сердца
будет произносить модная молодежь.
Мораль. Участие guest artists должно стать
обязательной составляющей нашей повседневной
джазовой жизни. В клубах - неисповедимы пути
Господни! - конечно, время от времени появляются
какие-то звезды то с родины джаза, то откуда-нибудь
еще. Но этого определенно мало - как показал опыт,
приток свежей крови необходим, особенно в
области мэйнстрима. А то потихоньку
нормализующаяся клубная жизнь, едва народившись,
уже начала подавать признаки застоя - все те же
имена, все те же лица, все тот же репертуар.
Конечно, в клубы публика ходить не перестанет -
свято место пусто не бывает, но вот рано или
поздно слушать одно и то же ей надоест. Интересно
только, сколько для этого потребуется времени ?
Ведь наш "Третий Рим" - город, в общем-то,
очень большой.
Дмитрий Ухов
|