Вот и в Томск снова
пришел большой джаз. 3 декабря - уже традиционно -
в зале драматического театра состоялся концерт в
рамках "Дней культуры штата Огайо и земли Lake Erie
West (США) в Томске". Стараниями томского
джазового энтузиаста Асхата Сайфуллина и при
поддержке местной власти, спонсоров, а также
консула по культуре от Lake Erie West на нашу Томскую
землю вместе с двумя музыкантами из Огайо
прибыла выставка американских художников,
представленная шестью десятками оригинальных
произведений. Выставка будет работать три недели
в залах художественного музея.
Теперь о самом концерте. Зал был полон. Маршем
святых открыл первое отделение биг-бэнд под
управлением Владимира Писанко. Я уже писал как-то
об этом оркестре, который проходит по военному
ведомству - и, соответственно, в его исполнении
слишком слышна "медь". Но кое-какие задатки
джазовости в стараниях музыкантов есть. Только
мягше бы надо, мягше!
С оркестром посолировал
тенор-саксофон новосибирца Владимира Тимофеева,
в другой пьесе - труба американца Грегори
Харрингтона. Затем публике было представлено
новое на томской джазовой сцене, внешне довольно
приятное лицо - певица Людмила Теплова. Ее
представили так: дескать, она пела в ресторанах
"всякую попсу", а теперь решила попробовать
себя в джазовом вокале. Людмила спела парочку
вещей с оркестром и тройку - с трио гитариста
Игоря Байбурова. Обладая неплохим, теплым (в
соответствии с фамилией) тембром голоса, певица
вовсю старалась интонированием и тщательным
"пропевом" каждой буквы чужого языка
приблизиться к первоисточникам джазового пения.
Однако петь о поспевших плодах в саду у дяди Вани
и передать страдания о любимом "мэне" в
балладе - совершенно разные вещи. Но появление
новой певицы (как известно, в нашем джазе
ощущается их страшный дефицит) вселяет некоторую
надежду: если с ней будут серьезно работать (я
имею в виду пение и именно джазовое), то все может
быть.
И все-таки первое отделение навеяло тоску, если
не сказать - разочарование и скуку. В перерыве
отдельные личности направлялись в гардероб. Но
"на джаз" ходит публика избранная, и для него
неважно ее количество - важно качество. Большая
часть все-таки осталась "попытать счастья"
для во втором отделении. И не ошиблась.
На сцене один за другим появились:
принимающий хозяин вечера Асхат Сайфуллин
(контрабас), томский гитарист Николай Широков и
гости из Новосибирска - тенор-саксофонист
Владимир Тимофеев и вибрафонист Игорь Уваров, из
Кемерова - тенор-саксофонист Владимир Панфилов,
из Иркутска - барабанщик Сергей Кушилкин. И наш
американский гость - трубач Грегори Харрингтон.
Вот такой командой они отработали шесть
разноплановых пьес на одном дыхании. Начали с
эллингтоновской заставки "Take the A Train", затем
пошел "All Blues", который сменили калипсо Сонни
Роллинса "Святой Томас", хрустально-нежное
гарнеровское "Туманно", вечная босса-нова
"Девушка из Ипанемы" и искрящийся
"латин". Все вроде бы знакомое, и в то же
время - другое.
Это ведь джаз - свобода самовыражения. Поэтому
раскладывать на отдельные ноты и аккорды
исполнение каждой пьесы бессмысленно.
Необходимо личное присутствие при каждом
джазовом "священнодействии". Музыканты
"заводятся" от стонущей публики и - творят
невозможное, от чего публика "заводится" еще
больше и все больше подогревает джазменов.
Трубач Грегори Харрингтон с внешностью
"своего парня", с окладистой бородой,
напоминающий какого-то индийского божка, имеет
классическое музыкальное образование и играет
сейчас в президентском оркестре в Мексике. Очень
любит играть джаз, но, очевидно, в свободное от
работы время. Обладает чистым красивым звуком
(напомнил мне Тимофея Докшицера), хотя нужно ли
это в джазе?: Не думаю, что он широко известен в
Штатах, но, надеюсь, у него все впереди.
Разумеется, он хорошо знаком с джазовой
тематикой, и в "All Blues" небезуспешно
попытался воспроизвести звучание
"засурдиненного" Майлса Дэвиса. Все свои
импровизации исполнил ровно, без помарок. Как
учили.
Трое из присутствующих музыкантов - Сайфуллин,
Тимофеев и Уваров - еще в 1985 году играли в
знаменитом сборище Сергея Беличенко "Снежные
дети". Первые опыты ансамбля были посвящены
осмыслению натуральной музыки народов,
населяющих Сибирь, а Асхат тогда четко
ориентировался в этих малоизученных культурах. С
тех пор музыканты переиграли массу музыки самых
различных направлений в разных ансамблях и
теперь вновь встретились на нашей сцене.
Владимир Тимофеев отыграл в свойственной ему
манере - холодно, но приятно, как Стэн Гетц. Он
получил музыкальное образование в Новосибирске,
прошел хорошую школу исполнительства, особенно в
биг-бэнде Владимира Толкачева. Подробности можно
прочесть на его персональной странице.
А вот тенор другого Владимира совершенно потряс
публику. Свободное владея стилем, без всякого
напряжения, он переходил от низкого звучания к
высокому. Непрерывный свинг, оригинальные
импровизации... И все это - при его весьма
скромном, почти извиняющемся поведении на сцене:
мол, это не я, а инструмент все выделывает.
Панфилову заслуженно досталась наибольшая часть
аплодисментов.
Об Игоре Уварове мне всегда хочется писать в
превосходных степенях. Мастер есть мастер.
Теперь, после смерти Милта Джексона, у него стало
меньше конкурентов. (Ой, г-н автор! Ой! - ред.)
Хорош был иркутянин Кушилкин. Очень грамотно
держал ритм и фундамент для разворачивающихся
импровизаций своих сотоварищей по ансамблю. В
тоже время, когда предоставлялась возможность,
разражался весьма "вкусным" соло, за что и
получал свою долю оваций.
Об Асхате не говорю, чтобы не впасть в
совершенный субъективизм. Для него, наверное,
нужно уже завести свою страницу на сервере
(присылайте - заведем! - ред.)
Сюрприз от устроителей концерта был в конце
вечера, когда объявили еще одного американца,
который должен выступать в другом концерте с
преобладанием народной музыки, но не удержался и
решил сыграть с этими ребятами. Вышел Марк
Ларсен, крепкий мужик с прической, напоминавшей
ирокезов: пышный, смоляного цвета гребень
разделял бритую голову на две части. Зазвучал хит
всех времен и народов "C Jam Blues", и Марк сходу
начал выдавать такую импровизацию на индейской
продольной флейте, что публика застонала от
восхищения. Все остальные ребята отыграли свою
часть уже при стоящей и аплодировавшей публике.
Одна околоджазовая дама спросила меня после
концерта: "Не может быть, чтобы на такой палке
можно было так сыграть". Что тут скажешь? Можно
свинговать на любой палке, если это делает
Мастер.
Так начался новый джазовый сезон в Томске. Что
нас ждет впереди - многое зависит от преодоления
финансовых трудностей, заинтересованности и
великодушия спонсоров, а также поддержки местных
властей. А энтузиазма Асхату Сайфуллину не
занимать.
Валерий Рыбаков, Томск
|