Одесский пианист Юрий
Кузнецов - наверное, самый именитый из ныне
живущих в этом городе джазовых музыкантов. Один
из наиболее интересных импровизаторов в
"советском джазе", многолетний музыкальный
партнер таких гигантов, как Владимир Чекасин или
Анатолий Вапиров, Кузнецов редко предстает перед
аудиторией именно как одесский музыкант. То есть
предстает, конечно, но - только перед одесситами,
которые знают его прежде всего как организатора
концертной серии "Клуб Высокой Музыки".
Чтобы исправить это положение, мы публикуем
интервью, которое у Юрия Кузнецова взял одесский
журналист Олег Томашевский. Оно посвящено именно
деятельности пианиста в его родном городе.
Первая публикация этого интервью состоялась в
одесской газете "Теленеделя". - Понимаешь, обидно, что наше
провинциальное мышление не позволяет нам
сломать стереотип - мол, Одесса способна только
рождать таланты, а известность приходит за ее
пределами. Так вот, я хочу хоть что-то сделать для
того, чтобы одесситы возвращались в Одессу
делать себе имя.
Мы живем в мире иррациональном, перевернутом.
Поэтому я и участвую в авангардных проектах, ибо
такая музыка наиболее точно отражает суть этой
перевернутости. Как говорит Чекасин, музыка - это
реальный срез действительности. Я передаю свои
ощущения мира, в котором живу...
Вверх ногами?
- ...и пытаюсь объяснить себе и другим, что нужно
для того, чтобы опять встать на ноги и мне, и
многим людям, и городу.
Не чувствуешь себя тем последним, кто выключит
свет на вокзале?
- Любой последний может стать первым, с которого и
начнется возрождение прерванных традиций.
Многие в мире считают, что Гилельс, Ойстрах,
Рихтер - это последнее, что было в Одессе.
Почему-то забывают, что уже тогда работал Сергей
Терентьев, идущий своим непростым путем, как в
жизни, так и в музыке, и ему было труднее - но
недавний его концерт в филармонии подтверждает,
что музыкальный уровень как был у нас, так и есть,
так и будет
Есть еще гитарист Анатолий Шевченко, скромный и
талантливейший музыкант, а где он?
- Толя - да, это один из могикан, оставшийся в
здании нашей филармонии.
В здании? Сторожем, что ли?
- Когда мне говорят о существовании филармонии, я
отвечаю, что это ложь. Есть памятник архитектуры,
стены, крыша, а коллектива артистов -нет.
Зато есть "артистки", томящиеся возле нее в
ожидании клиента иди "продюсера".
- А, этих сейчас больше у "Красной", через
дорогу. Они боятся подходить ближе.
Боятся услышать музыку?
- Боятся ничего не услышать... Нет в филармонии
артистов. Раньше было непросто, но приезжал и
оркестр Светланова, и Китаенко, и Миша Дихтер, и...
Пол Хорн...
- ...и Пол Хорн, и много других "звезд". И своих
достаточно было: Сергей Терентьев, симфонический
оркестр, "Маски" и еще, и еще. А сейчас из
музыкантов высочайшего класса остался только
Шевченко, и спросите его, легко ли работать, когда
отсутствует главное -гастроли, концерты. Что для
артиста важнее всего? Общение с разнообразной
публикой. В последний раз на гастроли я ездил от
филармонии в 1990 году. Больше ни одного делового
предложения не поступило.
В общем, ничто не связывает Юрия Кузнецова с
филармонией?
- Абсолютно. Но там остались порядочные люди,
которых я уважаю. И здание Бернардацци соорудил
неплохое.
Так, может, есть смысл возродить там биржу?
- Там - возможно. А чтобы возродить в городе
музыкальные традиции, необходима личная
инициатива тех, кто был бы заинтересован в
подготовке и проведении концертов на высоком
уровне, кроме самих артистов. Настало время
личностей, имен, способных сделать что-то:
"Маски", "Джентльмен-шоу", ваша газета
("Теленеделя" - ред.) - все начиналось с
инициативы личностей, но не общества. Хватит
колхозов, где отсутствует как личная
заинтересованность, так и ответственность.
Значит, "Клуб высокой музыки" стал
возможен благодаря личной инициативе?
- Конечно. Условно говоря, это альтернативная
филармония, но не только. Если я получу поддержку
одесситов - умных, добрых и небедных людей - я хочу
организовать учебный центр. Вот, смотри, как туго
сегодня молодым талантам развиваться, их никто
не знает! Даже я не вижу у нас сегодня джазовых
импровизаторов, за исключением Андрюши
Прозорова и нескольких его друзей,
поддерживающих молодую поросль. В принципе, в
Одессе играть не с кем. Мне - не с кем. Все затихло.
Но таланты-то есть, просто им нужен пример. Если
бы я учился, допустим, у Нейгауза, я бы тоже
стремился достичь его уровня, но, увы, уровень
наших педагогов зачастую оставляет желать
лучшего. Музучилище, конечно, пытается хоть
что-то делать, но и у них проблем достаточно, в
первую очередь с кадрами.
Но кто же будет учить наши юные дарования, если
нет кадров?
- В моем понимании, учебный центр - это просто
"мастер-класс". Я приглашаю какого-нибудь
своего друга, выдающегося барабанщика или
басиста, пианиста и т.д. с лекциями для учеников.
Да я сам видел, как у начинающих ребят загораются
глаза, когда они общаются - с тем же Козловым,
Чекасиным, Манукяном. Но сейчас одесские
прокатчики не приглашают сюда больших
музыкантов. Удобнее привозить артистов эстрады,
как правило, имеющих отношение к музыке очень
опосредованное. Музыкальный уровень - нижайший, а
уж о духовном - свидетельствует их
ангажированность политическими силами. Разве
настоящему музыканту необходима такая
поддержка? Конечно, не все так плохо. Скажем, если
приезжает Лайма Вайкуле - это уже что-то, но в
целом... Неприятно, когда тебя пичкают
некачественной продукцией.
Кстати, наш общий знакомый Сережа Манукян
показал, как серьезный музыкант может делать ту
же "попсу", без проблем выиграв "Ступень к
Парнасу", а затем так же легко перестал
заниматься легкой музыкой.
- Точно. Манукян не часто светится в эстрадных
тусовках, не раскручивается практически, и при
этом в 1994 году получил "Овацию" за лучший
мужской вокал. За женский, между прочим -
Пугачева. Вот уровень!
Я знаю, что в планы "Клуба высокой музыки"
входит организация фестивалей, издание журнала и
многое другое. Ты взвалил на себя ношу
организатора, пробивателя стен и преград. А как
же Кузнецов-музыкант?
- Ничего страшного. В Архангельске, например,
заслуженный артист России Владимир Резицкий
практически в одиночку проводит огромный
фестиваль: приезжают звезды из Австралии, США,
Японии, Германии, Англии, Австрии, России,
Узбекистана и даже... Одессы. И он остается
музыкантом. (С 1998 г. Резицкий больше не занимается
организацией фестиваля - ред.) Кстати, у нас с ним
и Владимиром Тарасовым планируются гастроли по
разным городам СНГ, Японии, Швеции. Анатолий
Вапиров в Болгарии уже 10 лет делает
"Варненское лето" с участием лучших
артистов мирового уровня. Дело в том, что иногда
только имя может пробить бюрократические редуты.
На начальном этапе нужен человек, которого в
кабинетах узнают в лицо и мимо ушей не пропустят
его проблемы.
Есть недоброжелатели, враги?
- Гораздо меньше, чем друзей. Более того, многие из
моих, как ты сказал, недоброжелателей,
познакомившись с моими идеями, становятся на мою
сторону. У нас общие интересы, коль мы решили
остаться жить здесь, в этом городе. Долгие годы
муссировался мой мифический конфликт с Сергеем
Терентьевым. Возможно, были у нас какие-то
расхождения во взглядах, и спотыкались порой, но
всю жизнь мы оба работали честно, и никто не
вправе упрекнуть нас в непорядочности Нам нечего
с ним делить, не так уж много осталось в Одессе
пианистов такого уровня.
Известная личность способна, ты считаешь, стать
вроде знамени, но с чего начать?
- Я считаю, необходимо восстановить духовную
экологию города, пусть мне не нравится что-то у
моих друзей, но мы не должны становиться врагами,
и я призываю объединяться всех. Посмотри, сколько
телеканалов откликнулось на мой призыв, хоть и не
все они дружны между собой. Это наш город, и мы все
- его дети. Вот, скажем, я встретил одесских
художников, некоторые из которых, с моей точки
зрения, представляют собой ценность мирового
искусства. Они работают, но не видят отдачи. Я
постараюсь помочь им хотя бы тем, что организую
на своих концертах выставки их работ. Кому-то я
сделаю добро, а тот -другому и т.д. Главное -
понимание того, что мы вместе пытаемся сделать
нашу жизнь лучше.
Пустота заполняется чем-то?
- Искусство все равно вечно, но важен климат,
чтобы мы в этой пустоте не задохнулись. Я хочу
сделать то маленькое дело, которое мне суждено:
если хоть один молодой артист выйдет на мою
сцену, когда ни одна другая его не примет - это
тоже немалый результат.
Хочется верить, что большинство людей в Одессе
оценят твое начинание и воспримут, как дело
личной совести.
- Я не сомневаюсь, что так оно и будет. Во многом
это зависит от средств массовой информации. Мне
очень приятно, что такие авторитетные их
представители, как "Просто Ради.О" и
"Теленеделя", оказывают мне поддержку. К
тому же искренне поздравляю их с юбилеями и
надеюсь, что мне удастся при их содействии
сделать что-то для процветания города и людей, в
нем живущих.
Беседовал Олег Томашевский
|